Мой материал собран из разных источников и предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети развивают мелкую моторику, умение работать с фигурами, развивают логику, мышление на основе практического материала и задания подбираются на ситуацию "успеха", что очень важно в работе с детьми.
конкурс.docx
Ве
фи
сё лы
е
гу ры.
ПРОЕКТ
1 1.Вводная часть.
Здравствуйте! Меня зовут Спицына Наталья Зайпуллаевна. Я – учитель начальных классов по образованию
и проработала в школе уже более 16 лет . Сейчас я работаю в детском саду №8 «Теремок» города
Пятигорска Ставропольского края в должности воспитателя. Работа в детском саду очень понравилась и
хочется попробовать свои силы в создании программ для развития детей дошкольного возраста от 3 до 7
лет, учитывая свой опыт работы в школе. Ведь дети приходят в школу из детского сада и нам, учителям,
хотелось бы, чтобы велась совместная работа учителей и воспитателей для создания благоприятной и
действенной системы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Чтобы дети, идущие в школу,
как можно меньше сталкивались со стрессовыми ситуациями при переходе из садика в школу. Отсюда и
моя идея создания проекта «Весёлые фигуры».
В своей школьной работе я уже использовала данный материал и вдруг решила: «А почему бы не
попробовать с дошколятами?» И вот уже полгода я провожу занятия из этого проекта, переработанные
мною для подготовительной группы детского сада. И уже сейчас вижу, что не ошиблась, правильно
сделала. Детям занятия очень нравятся, просят брать наборы «Сложи узор» домой, чтобы не только
показать родителям, но и вместе с ними выполнить какоелибо упражнение. И теперь я уже задумываюсь о
том, что такие занятия можно проводить еще и со старшей группой. Только немного упростить. И уже в
дальнейшем эти дети будут более подготовленными к занятиям сложным.
Я предлагаю воспитателям воспользоваться моей идеей, но при этом подстраивать задания к
возможностям своих детей. В моей работе я даю лишь несколько советов, упражнений, заданий, образцов
для работы. А дальше – полёт вашей фантазии и желания. Поверьте – не пожалеете. Ведь результат не
заставит себя ждать: уже через несколько занятий ваши дети (пусть не все сразу) «загорятся»
исследовательской работой, будут более уверенными в своих силах, пропадёт страх перед неизведанным,
станут более сообразительными, но об этом можно много говорить. Просто попробуйте. Удачи!
2 2. Объяснительная записка.
Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальных объектов действительности: среди всех их свойств они
рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели
какихлибо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
абстрагироваться от конкретных свойств предметов, классифицировать и обобщать геометрические
фигуры – все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие
практической ориентации в пространстве, моторики , обогащение словаря, связной речи и мышления
способствуют коррекции и других недостатков психического развития детей.
Геометрический материал, используемый в данном проекте, является составной частью курса математики
и конструирования. Дошкольники в процессе его изучения:
накапливают запас геометрических представлений и понятий;
знакомятся с некоторыми величинами (длиной, периметром, площадью);
усваивают геометрическую терминологию.
Геометрический материал в проекте «Весёлые фигуры» не выделяется в самостоятельный раздел, он
включается в программу по формированию элементарных математических представлений и
конструированию. Надо отметить его тесную связь с другими разделами математики, и прежде всего с
арифметикой. В основе этой связи лежит возможность установления отношений между числом и
геометрической фигурой, что позволяет использовать фигуры при формировании понятий числа, свойств
чисел и операций над ними. И, наоборот, использовать числа для изучения свойств геометрических фигур.
3 На первом этапе обучения геометрические фигуры и тела применяются в качестве объектов для
пересчитывания (как счётный материал). Позже такими объектами должны стать элементы фигур
(стороны, углы, вершины многоугольников).
Введение элементов геометрии в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых
геометрических сведений не копирует собой систематический курс геометрии, где основное внимание
уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними. Наша геометрия – это
наглядная геометрия, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных
фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм из различных материалов. Все это
способствует выработке у детей умений комментировать, преобразовывать фигуры, формирует у них
интерес к различным построениям.
Изучение элементов геометрии в детском саду должно подготовить детей к систематическому усвоению
курса на школьной ступени обучения.
В детском саду геометрический материал изучается в основном на уровне знания – знакомства. Здесь
никакие правила и определения не заучиваются, дети практически различают геометрические фигуры,
сравнивают их, исследуют, изображают на бумаге.
Такие уроки предлагаю проводить вне основных занятий для дошкольников, как занятияигры по
изучению геометрических фигур. Можно интегрировать занятия с занятиями по конструированию с целью
формирования начальных элементов конструкторского мышления, развития логического мышления,
воображения и пространственных представлений. Изучение геометрического материала идет на уровне
представлений, а за основу изложения материала берется наглядная и практическая деятельность детей.
Проект «Веселые фигуры» дает возможность дополнить предмет «Математика» практической
конструкторской деятельностью детей.
Одним из основных положений этого проекта является обеспечение развития пространственных
представлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий, изучение основных
линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой
базе и элементов конструкторского мышления.
Конструкторские умения включают:
умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах,
рисунках, чертежах;
умение собрать несложный объект (фигуру, узор) из готовых частей (деталей);
умение видоизменить (трансформировать) объект;
умение разделить данную фигуру (объект) на составные части;
умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.
На основе предметнопрактической деятельности у детей формируются навыки самостоятельного
выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в
ходе выполнения задания. Материал, особенно на первоначальном этапе целесообразно предъявлять в
занимательной форме, с максимальным использованием дидактических игр и упражнений
4 3. Основная часть.
Я предлагаю несколько тем по данному проекту. Количество часов определяется по тому, как дети
усваивают данную тему. То есть все варьируется по желанию и возможностям.
Геометрические фигуры.
Уточнение представления о форме геометрических фигур: простые знания на распознавание (знакомство с
рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).
Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки.
Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические
орнаменты в квадрате.
5 Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой,
наборами «Сложи фигуру»).
Начальные геометрические понятия.
Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских
частей и заданного количества элементов (квадрат из 2,4,8 треугольников; прямоугольник из 4,6,8
треугольников; треугольник из 4,9 треугольников и т.д.).
Выкладывание узоров из геометрической мозаики и их эскизы (в цвете).
Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии и проверка этого свойства
перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобокая трапеция,
звездочка, лист, груша и т.д.).
Замкнутые и незамкнутые геометрические фигуры.
Треугольник. Его распознавание и «построение» из листа неправильной формы (загибанием).
Понятие о замкнутости геометрической фигуры. Примеры замкнутых фигур: круг, треугольник, квадрат.
Представление о прямоугольнике на основе понятия «прямой угол». Распознавание прямоугольников.
Свойства сторон и углов прямоугольника.
Квадрат как разновидность прямоугольника. Распознавание квадрата. Свойства сторон квадрата.
Получение квадрата из прямоугольника.
Конструирование квадрата из плоских частей разной формы (игра «Сложи квадрат).
Аппликация на основе геометрических фигур.
Повторение.
Работа с наборами фигур «Сложи узор», знакомство с кубиками Никитиных.
Распознавание геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях). Игра «Угадал,
какая фигура, как она стояла?» и «Поставь так же».
Моделирование из палочек и пластилина куба, прямой призмы, пирамиды.
«Танграмм» и другие геометрические головоломки, работа с ними по образцам.
4. Приложение (варианты заданий, упражнений, образцов для работы).
Работа с рамкой:
1. Найдите на рамке и обведите: круг, квадрат, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник.
Заштрихуйте круг – красным, квадрат – синим, треугольник – зелёным, четырехугольник – жёлтым,
пятиугольник – оранжевым.
2. Нарисовать с помощью рамки заданный образец и заштриховать его.
6 3. Найди на рамке такую же фигуру и нарисуй. Воспитатель выставляет на фланелеграф одну за другой
фигуры. Дать название каждой фигуре. Какая фигура лишняя и почему.
4. Выполнение орнаментов в полосе, круге, квадрате. Дается образец. Подробно обсуждается с детьми,
затем дети выполняют самостоятельно это задание.
5. Найти в рамке все треугольники и обвести их. Сколько их.
6. Рассмотрите рамку и назовите фигуры, которые вы знаете. Возьмите карандаш и обведите изнутри по
рамке: большой круг, маленький квадрат, треугольник, прямоугольник, маленький круг, большой квадрат.
7. Найдите на рамке все треугольники и обведите их. Закрасьте одним цветом. Сколько их?
8. Найдите на рамке все фигуры, у которых 4 угла. Обведите их. Закрасьте одним цветом. Сколько их.
Игра «Закрой окошки».
Детям раздаются конверты с геометрическими фигурами, точно подходящими к размеру отверстий в
рамке (они выполнены из цветного картона или тонкого пластика. Хорошо, если к каждой прикреплена
маленькая «ручка», за которую удобно брать детям).
Дети кладут рамки перед собой и «закрывают» окошки («дождь пошел, в сказочном домике надо быстро
закрыть все окошки».) На следующем занятии эту игру можно проводить на скорость по секундомеру.
Образец рамки.
7 Образцы орнаментов
Цветовая гамма на выбор воспитателя.
Работа с палочками.
1. Сколько палочек нужно взять, чтобы сделать треугольник? Возьмите 3 палочки и сделайте треугольник.
2.Сколько палочек надо добавить, чтобы сделать четырехугольник? Добавьте одну и сделайте
четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник?
3. Сложи из палочек заданную фигурку.
4. Определяется количество палочек воспитателем и дается задание сложить какуюлибо фигуру.
5. Задания на трансформацию, переложить палочки и получить новую фигуру.
Образцы выполнения заданий.
8 «Лампа» «Лодка» «Ваза» «Конфета» «Телевизор»
Трансформация:
1. Переложить одну палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
2. В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.
Геометрическая мозаика.
Для мозаики необходим набор фигур: по 4 квадрата и по 8 треугольников каждого использованного цвета.
9 Образцы заданий по работе с мозаикой.
Подготовительные:
1. Сложить квадрат (их 4 квадратов, из 4 уголков, из 2 уголков, из 8 уголков).
2. Сложить прямоугольник (из 4 квадратов, из 4 уголков, из 8 уголков).
3. Сложить треугольник (из 2 уголков, из 8 уголков, из 4 уголков).
Образцы рисунков, сложенных из деталей мозаики.
10 Игра «Сложи узор».
Игра состоит из деталей мозаики.
Поскольку дети справляются с заданиями с разной скоростью, можно выставить сразу 56 образцов,
предлагая детям выполнять их по очереди все. Детям, справляющимся с заданиями быстро, дается
индивидуальная карточка с новым узором.
11 Если ребенок не может выполнить задания самостоятельно, не следует подсказывать ему или
дублировать выполнение заданий. Ребенок должен самостоятельно «дозреть» до преодоления
очередного рубежа.
Ну что ж, не буду раскрывать всех секретов работы.
Фантазируйте, придумывайте и практикуйте!
12
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Проект "Веселые фигуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.