Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"
Оценка 4.7

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
окружающий мир +1
Взрослым
22.01.2018
Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"
Содержание проекта отражает исследование в действии. Реализация проекта обеспечивает полноценное развитие личности во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе, к другим людям.
статья в печать.docx
Проект «Влияние групповой формы работы  на активизацию познавательной и мыслительной деятельности  младших школьников» Выбор темы обоснован по трём причинам: Первая:  «К   2020   году   будет   проведена     кардинальная   модернизация   всех   уровней образования   –   от   дошкольного   до   высшего.    Мы   должны   интенсивно   внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования» [1].   Основная   задача   педагогического   процесса   в   современной   школе   –   это   развитие ребёнка,   ориентированное   не   на   усвоение   знаний,   а   на   развитие   познавательных способностей личности и мыслительных процессов   посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций. В условиях перехода на 12­летнее образование одним из   важнейших   направлений   является   повышение   грамотности   учащихся   путём формирования у ребёнка потребности и  способности к саморазвитию.   Вторая: на базе нашей школы действовала экспериментальная площадка     по внедрению технологии  РО (Развивающее обучение),  целью которого  является­формирование у детей активной мыслительной деятельности. В рамках эксперимента по внедрению технологии РО   обязательным   условием   является     групповое   мыслительно­деятельностное взаимодействие на уроке.  Третья:    качество  знаний  по познанию мира в моём  классе не стабильно. В основном наблюдается   снижение   результативности.   Отмечается   эпизодическое   повышение показателя качества, но в дальнейшем вновь отмечается отрицательная динамика. Были проведены исследования по мотивации учения относительно урока познания мира: Таблица 1 ­ Итоговый уровень мотивации учения   [2] Уровни           I                         II                         III                         IV                         V Результаты показали, что у учащихся моего класса средний уровень мотивации к изучению предмета познание мира.  Как изменить ситуацию? Очень высокий Высокий уровень Нормативный  Сниженный  Низкий  3 4 11 3 1 14% 18% 50% 14% 4% Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их   стремлением   к   познанию,   способностью   осознанно   и   самостоятельно   приобретать знания, умения и навыки, активностью. «Ученик не только объект обучающих воздействий, он   субъект   специально   организуемого   познания,   субъект   педагогического   процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение» [3]. Я решила исследовать возможность применения групповой работы и проследить  за развитием   мыслительной   активности   учащихся.   Именно   «в   условиях   коллаборативного обучения,   учащиеся   имеют   возможность   общаться   со   сверстниками,   представлять   и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, и принимать активное участие» [4].   (гипотеза) Цель (SMART): достичь увеличение уровня развития мыслительной активности учащихся к концу года на 25%,  посредством групповой работы на уроках познания мира. Задачи:  Проанализировать   уровень   сформированности   мыслительной   деятельности учащихся к изучению предмета «Познание мира»;  Определить     оптимальные   методы   группового   взаимодействия,   положительно влияющие на активизацию мыслительной деятельности;  Организовать сотрудничество младших школьников в новых условиях;  Вносить   изменения   в   свою   деятельность   и   деятельность   учащихся   с   целью устранения возникающих барьеров в формировании мыслительной деятельности в обучении. Методы исследования:   наблюдение, анкетирование, практическая работа, беседа, анализ работ учащихся, статистические методы, фото и видеосъёмка. Место проведения: на уроках познания мира в 3«Г» классе, КГУ «Средняя школа № 15» Время проведения исследования: 1 сентября 2016 года – 25 мая  2017 года. Информация об учащихся, участвовавших в исследовании. В исследовании принимали участие ученики 3 «Г» класса­22 человека, возраст 9 ­ 10 лет. Проведённое исследование позволило затронуть и когнитивный, и психологический аспект образовательного процесса. Работа в группах позволила по­новому взглянуть и подойти к образовательному  процессу.   Учащиеся,   работая  в  группе,  испытывали   психологический комфорт,   проявляли   ответственность   за   выполненное   дело,   за   результат,   учились взаимодействовать друг с другом, взаимообучать, взаимооценивать.  Главный   инструмент   познания   –   мышление.   Широко   используемой   моделью   навыков мышления,     является   таксономия   Блума.   В   процессе   исследования   учила   своих воспитанников   чётко   формулировать   вопросы   любого   порядка   согласно   таксономии Блума,   что   в   свою   очередь   являлось   отражением   прохождения   всех   уровней   учебных целей: знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценивания. Образовательные технологии. Инструментарий, используемый при реализации.  Образовательная технология Развивающее обучение (РО) Технология  дифференцированного подхода  в обучении Технология личностно­ ориентированного обучения Проблемное обучение Технология активизации и  интенсификации  познавательной деятельности   учащихся Здоровьесберегающая  технология ИКТ Инструментарий Решение проблемных ситуаций, определение темы  урока по опорным словам, использование приёмов  умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,  обобщение) Разноуровневые задания, использование текстовых   оболочек, опорные схемы, работа в группах, парах Задания поискового характера, составление синквейна,  подготовка сообщений, эссе Создание проблемной ситуации, метод ассоциаций Обучающие, тренировочные, познавательные,  творческие, сюжетные, ролевые игры Благоприятный эмоциональный настрой;  оздоровительные двигательные и зрительные минутки  Презентации, видеоролики, электронный учебник  К.Д. Ушинский отмечал, что «учение есть труд и должно оставаться трудом, но трудом, полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких­то не идущих к делу прикрас» [5].                                                           Основываясь на вышесказанное, свои уроки я старалась организовывать так, чтобы детям было интересно, использовала в практике инновационные методы обучения, согласуя их с опытом своей преподавательской деятельности. Урок имел чёткий план, в котором систематизирована деятельность всех участников.   При этом поиск ответов на вопросы: Что произошло? Почему? Как решить проблему? – являются шагами на пути постановки задачи. Нужно отметить, что одна из важных целей проблемного обучения: формирование особого   стиля   умственной   деятельности, самостоятельности [6].  Грамотно организовывать анализ ситуации мне позволяло:   исследовательской   активности   и ­создание условий для свободного высказывания детьми своих версий; ­желание   услышать   детей,   внимание   к   их   предложениям,   отношение   ко   всем содержательным версиям как к имеющим право на существование; ­фиксация всех гипотез детей. Первоначально учащиеся выполняли учебную деятельность совместно, поддерживая друг друга в принятии и решении задачи, проводили обсуждение путей поиска. Именно в этих   ситуациях   и   возникают   зоны   ближайшего   развития.   На   первых   этапах   учебная деятельность   выполняется   коллективным   субъектом.   Постепенно   её   начинает самостоятельно   осуществлять   каждый,   становящийся   индивидуальным   субъектом   этой деятельности [7]. Каждому   этапу   урока   присущи   собственные   методические   приёмы   и   техники, направленные   на   выполнение   задач   этапа.   И   я,   комбинируя   их,   планировала   уроки   в соответствии   с   уровнем   обученности   и   развития   учащихся,   целями   урока   и   объёмом учебного     материала     Включение   данных   приёмов   (см.2.2)   способствовали   развитию мыслительных процессов. Конечным   результатом   реализации   образовательной   функции   являлась действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых. В способности видеть познавательную задачу в стремлении найти её решение кроется тайна успешного обучения и умственного развития учащихся [8].  Организация   групповой   работы   на   уроке   вовлекала   всех   учащихся     в образовательный процесс, способствовала формированию коммуникативных компетенций, саморегуляции, и как следствие, повышению мыслительной активности. План реализации (необходимые мероприятия) по Блуму: Уровень Знание  Планирование Определение   уровеня мотивации   учения   к предмету   познания мира Исследование: диагностика Мероприятия Понимание  Выявление и изучения Определить причины снижения уровня проблемы Применение Применение   новых Анализ  и подходы в обучении Отбор   использование приёмов   в   активных формах сотрудничества Синтез  Совершенствование технологии проведения уроков Оценка  Достижение   «Ассоциации», Составление планирования в новом формате (ССП, КСП). Планирование целей обучения по  Блуму На   стадии   «вызова»­     «Перепутанные   цепочки», «Вопрос   –   ответ»,   «Верно   ли…»,   «Загадка», «Иерархическое ранжирование» «Кластер»; стадия «осмысления»   ­   «Корзина   идей»,   «Мозговой штурм»,   «Исследовательский диалог»,   «Инсерт»,   «Логические   цепочки»,   на стадии   «рефлексии»   ­   «Синквейн»,   ЗХУ,   «Плюс­ минус­вопрос», «Шесть шляп» Создание   коллаборативной   среды;   внедрение современных технологий, мультимедийных   средств;   разработка   заданий   на синтез (из нескольких областей) Изучение динамики обученности     образовательных ожидаемых результатов Приступив к исследованию, обозначила ожидаемые результаты:         Для учителя: ­ применять на уроках парные и групповые формы работы с целью активизации  мыслительной деятельности учащихся; ­ разрабатывать и систематизировать вопросы высокого порядка по таксономии Блума; ­ разрабатывать новые подходы к оцениванию исследовательских умений, обучить детей  самооцениванию и взаимооцениванию.  Для учащихся: ­ научатся сотрудничать и работать в группе, выстраивать деловые взаимоотношения; ­ будут уметь ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать  закономерности, делать умозаключения; ­ определять цели, планировать учебную деятельность, делать выводы; ­ оценивать свои возможности, давать обоснованные оценки одноклассникам. Мониторинг результативности. Критерий Степень повышения  мыслительной  активности Практика управления  процессом развития  мыслительной деятельности  учащихся на уроке Учёт психологических  особенностей Выявление путей повышения  эффективности и качества  учебного процесса Личностно­коммуникативная  адаптация Создание благоприятной   образовательной среды Позитивные изменения в  отношении предмета  Создание ситуации спеха у уч­ ся в процессе использования  современных пед. технологий  .                    Индикаторы и методы мониторинга Доля   обучающихся   по   данному   предмету, повысивших мыслительную активность (Рисунок 1) ­формы организации мыслительной деятельности; ­методы для обучения ученика сравнению, анализу,  обобщению и систематизации знаний; ­способы отбора содержания; ­средства активизации внимания и развития  мышления; ­доступность заданий; ­место и роль игровых приёмов при включении  учащихся в различные виды мыслительной  деятельности; ­контроль и коррекция уровня знаний Формы и методы для активизации мыслительной  деятельности ­инновационные направления в практике,  применение информационных технологий; ­методы и приёмы, используемые для коррекции ­развитие коммуникативных умений и навыков Отсутствие негативного отношения ученика к  ученику ­повышение уровня мотивации учения (Рисунок 2) ­повышение уровня психологического комфорта на  уроке  ­повышение уровня успеваемости по предмету  (Рисунок3  ­увеличение числа участников в олимпиадах, победы  в конкурсах различных уровней (Рисунок 4) 012345 до Ст олбец1 т рудно, не всегда понимаю нравит ся, но т рудно нравит ся, но не всегда понимаю нравит ся предмет , понимаю до исследования          10 15 5 0 Ст олбец1 Рисунок 1 – Мыслительная деятельность           Рисунок 2 – Отношение к предмету                                                                                                                       Познание мира 0246810 5 мест о 4 мест о 3 мест о 2 мест о 1 мест о 2 класс Ст олбец1      0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4 4.5 2 класс Ст олбец1 Рисунок 3 – Качество успеваемости                 Рисунок 4 – Результаты участия                       по предмету                                                         в олимпиадах             Методические рекомендации по реализации проекта. Реализация   проекта   обеспечивает   полноценное   развитие   личности     во   всех   основных образовательных   областях,   а   именно:   в   сферах   социально­коммуникативного, познавательного,   речевого,   художественно­эстетического   и   физического   развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе, к другим людям. Для успешной реализации проекта должны быть обеспечены следующие психолого­ педагогические условия: 1) Формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. 2)   Использование   в   образовательной   деятельности   форм   и   методов   работы   с   детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. 3) Поддержка  инициативы и  самостоятельности  детей  в специфических для  них видах деятельности. 4) Возможность выбора учащими материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. При   реализации   проекта   может   проводиться   оценка   индивидуального   развития детей в рамках педагогической диагностики. Результаты диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач. При необходимости используется   психологическая   диагностика   развития   детей   для   выявления   и   изучения индивидуально­психологических особенностей (к примеру, мыслительных процессов).  Важно   учитывать   условия,   необходимые   для   создания   социальной   ситуации развития детей, соответствующей специфике младшего школьного возраста: 1) Обеспечение эмоционального благополучия. 2) Поддержку индивидуальности и инициативы детей через: ­ создание условий для свободного выбора деятельности участников; ­ создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; ­ недирективную помощь учащимся, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). 3) Установление правил взаимодействия в коллаборативной среде: ­ создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между учащимися; ­ развитие умения детей работать в группе сверстников. 4)   Построение   развивающего   образования,   ориентированного   на   уровень   развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками (зона ближайшего развития) через: ­ организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления учащихся. Групповая работа имеет свои особенности и методику проведения, является очень важной   и   одновременно   сложной   формой   работы.   Рекомендую   (из   опыта   реализации проекта), при комплектовании групп в расчёт брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. При   отборе   учебного   материала   для   групповой   работы   надо   помнить   два требования: первое – по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было   бы   расчленить   на   отдельные   подзадачи   и   подпункты;   второе   –   быть   достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций (а проблемная ситуация, как известно, активизирует познавательный поиск). Использование   на   уроках   групповой   формы   работы   способствует   активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию у них коммуникативной культуры. ЛИТЕРАТУРА 1. Послание   Президента   республики   Казахстан   –   Лидера   Нации   Н.А.Назарбаева народу   Казахстана   //   Стратегия   «Казахстан   –   2050»:   Новый   политический   курс состоявшегося государства. 2. Гинзбург М.Р. Изучение мотивации обучения у младших школьников. 1988г. 3. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. – М: ИЦ Академия, 2002. – С.116. 4. Руководство учителя (второго основного уровня) – Астана, 2014. – С. 228. 5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М., 1950. – Т.5 – С. 27 6. Кудрявцева А.В. Психология творческого мышления. М., 1975. – С. 200 – 201. 7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск:Пелеег, 1993. – С. 164. 8.  Данилова М.А., Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. М., 1975. Стр. 92­96.

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"

Проект "Влияние групповой формы работы на активизацию познавательной и мыслительной деятельности младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018