Разработка социальнозначимого проекта в смешанной группе учащихся.
Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у обучающихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе. Зачем такие знания, если ребенок не может ,не умеет применить их за стенами школы?
Именно работа над проектами позволяет работать над получением метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков .Именно работа над проектами позволяет применить знания полученные в школе
“Идея вообще не субъективна, но и не
объективна, она проективна”
Н. Ф. Федоров
Прошкина А.В.
Проект”Формирование комплекса МПР через организацию социальной проектной
деятельности учащихся.
Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной
области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить,
не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания,
полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у
обучающихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к
учебе. Зачем такие знания, если ребенок не может ,не умеет применить их за стенами
школы?
Именно работа над проектами позволяет работать над получением метапредметных
результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных
временными рамками отдельных уроков .Именно работа над проектами позволяет
применить знания полученные в школе
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности :
– направленность на достижение конкретных целей;
– координированное выполнение взаимосвязанных действий;
– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
– в определённой степени неповторимость и уникальность.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время
создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных
метапредметных результатов:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению
результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с
исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В подходе к работе над проектами в качестве обязательного этапа, предваряющего
работу над основной частью проекта, мероприятиями, исследованиями и решением
проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в
соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать
познавательные универсальные учебные действия:– предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и
необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита)
проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться
подтверждать аргументы фактами.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе
тематики проектов.
Использование в проектировании жизненных(социальных) задач, предлагающих
ученикам решение проблем или выполнение задач в чьейлибо социальной роли в
предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от
деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные
задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных,
метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата.