Проект"Имена и фамилии моих одноклассников"
Оценка 4.9

Проект"Имена и фамилии моих одноклассников"

Оценка 4.9
doc
09.06.2020
Проект"Имена и фамилии моих одноклассников"
Конференция.doc

 

 

III Региональная научно-практическая конференция

«Первые ступени больших открытий»

 

 

 

Исследовательская работа

 

«Происхождение имен и фамилий                                                       моих одноклассников»

 

 

 

 

 

 

 

                  Выполнила: Митина Елизавета,

                                              ученица 7 «А» класса

      Научный руководитель:

,

    учитель русского языка и литературы

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Реутов, 2020 г.

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

Введение. …………………………………………………………...............................................3

Цели и задачи…………………………………………………………………………………….4
Глава 1. Из истории фамилий и имён

1.1.  Возникновение, формирование и классификация  русских фамилий  и имён…..........5-6

Глава 2. Исследование фамилий и имён моих одноклассников

2.1. Анкетирование………………………………………………………………………………7

2.2. Анализ фамилий  (этимология, морфемная структура, склонение)……………………..8

Заключение…………………………………………………………............................................9

Список  использованной литературы…………………………………....................................10         
Приложения ………………………………………………………………………………...12-18
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Гомер

 

Вот уже седьмой год мы вместе с одноклассниками постигаем азы наук и «грызем гранит науки». С некоторыми из них мы знакомы с детского сада, поэтому к звучанию имен и фамилий друг друга уже привыкли. Но в этом учебном году при повторении темы «Собственные имена существительные», учитель обратилась к нам с просьбой объяснить, что означают наши имена фамилии. К сожаленью, многие не смогли ответить. Так родилась идея исследования.

Изучив научную литературу, я узнала, что собственные имена давно привлекали внимание учёных. Их возникновение, историю, распространение, назначение изучают историки, литературоведы, психологи, этнографы, географы, но больше всех – языковеды. «В науке о языке выделяется особый раздел – ономастика (от греч. onomastikos -      относящийся к наименованию, onyma – имя, название), занимающийся изучением собственных имён. Собственные имена людей, их происхождение принято называть антропонимами (от греч. слова anthropos «человек» + онома «имя»), а науку, изучающую антропонимы называют антропонимикой»[1].

Данный проект позволяет обратиться к истокам возникновения фамилий и имён, проанализировать, какие фамилии и имена и как живут в языке в наше время. Работа помогает определить, интересно ли знать современным школьникам историю своего рода, своей семьи, страны. Следовательно, тему проекта можно считать актуальной. В связи с этим возникает проблема: большинство современных школьников не знают происхождение и значение своих фамилий и имён. Из данной проблемы возникает гипотеза: большинство фамилий и имён моих одноклассников образованы от крестильных имён.

 

 

Цель проекта: анализ фамилий (антропонимов) и имён моих одноклассников.

Для достижения указанной цели в ходе проекта решались следующие задачи:

1. Познакомиться с научной литературой, словарями по исследуемой теме.

2. Узнать, какова история происхождения русских фамилий и имён.

3.  Разработать анкету и провести анкетирование, проанализировать результаты.

4. Исследовать фамилии и имена моих одноклассников (рассмотреть этимологию, морфемную структуру, склонение).

5. Подготовить мультимедийную презентацию.

Объект исследования проекта: антропонимика.

Предмет исследования проекта: фамилии (антропонимы) и имена моих одноклассников.

Планируемые результаты: повышение интереса к происхождению и значению фамилий и имён , к урокам русского языка; познавательной активности.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определение темы, цели, гипотезы и задач проекта.

2. Планирование работы: определение методов работы, источников и способов получения информации.

3. Осуществление проектной деятельности: изучение теоретических основ науки антропонимики, истории происхождения русских фамилий и имён ; разработка анкеты, проведение анкетирования и анализ результатов; сбор информации о фамилиях и именах моих одноклассников, отбор и обработка информации, полученных данных.

4. Оформление результатов, подготовка мультимедийной презентации.

Методы исследования проекта: поиск информации (спец.литература, Интернет); анкетирование учащихся; анализ, сравнение, классифицирование, обобщение полученной информации; статистический метод; моделирование мультимедийной презентации.

Практическая значимость: Проект может быть использован учителями и учениками, послужит стимулом для создания своего родословного древа.

 

ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ РУССКИХ ФАМИЛИЙ И ИМЁН

1.1.          Возникновение, формирование и классификация русских фамилий                  Я выяснила, что в давние времена слово "фамилия" не имело того значения, которое мы придаем ему теперь. Говоря «фамилия» (от лат. familia "домочадцы"), мы имеем в виду особое имя, которое дается не какому-нибудь одному человеку, а всему его роду.                   Для более точного определения значения слова "фамилия" обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Фамилия – наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени»[2].                                                       Фамилии возникли на севере Италии (в Х в.), а в России они появились достаточно поздно, только начиная с ХVI в. Процесс становления фамилий был долгий, растянулся на 400 лет. В начале XVIII века после указов российского императора Петра I слово фамилия повсеместно закрепилось в повседневной жизни. Хотя фамилии существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями.  В царских указах о проведении переписи населения говорилось, что «следует в писцовых книгах записать всех людей, проживающих в местностях,  по именам с отцы и с прозвищи»[3]. Но и тогда фамилии появись не у всех. Первыми обрели князья и бояре. Нередко они отражали названия их вотчин, например, Тверской, Мещерский, Вяземский. Образованы такие фамилии с помощью суффикса - ск. Позже получили фамилии дворяне. Среди них немало фамилий восточного происхождения, поскольку многие дворяне, прибывшие на царскую службу, были чужеземцами, например,  Кантемир в переводе с тюркского Хан-Темир (темир – железо). Затем в XVII - XIX веках фамилии получили торговые и служилые люди. В них также, как и в княжеских фамилиях, отражались географические названия, но не по факту ими владения, а откуда родились эти люди, например, Тамбовцев, Ростовцев, Брянцев. Заметим, что суффиксы в этих фамилиях иные, чем в фамилиях князей.

 

В XIX веке начали складываться фамилии русского духовенства. Среди них много искусственно образованных от различных слов не только русского, но и церковнославянского, латинского, греческого и других языков. Большинство фамилий образованы от названий церквей и церковных праздников (Успенский, Богоявленский, Рождественский). Крестьяне - самая многочисленная часть русского населения – до XIX века были бесфамильными, и только после Октябрьской революции, в связи с паспортизацией, проведенной Советским правительством в начале 1930-х годов, они приобрели юридически закрепленные фамилии. Хотя, так называемые уличные фамилии, у них были всегда. В большинстве же случаев человек не может дать точный ответ: что означает его фамилия, откуда оно происходит. Каждая фамилия – загадка, и разгадать ее непросто. Это и не удивительно, поскольку решить такую задачу могут лишь специалисты-лингвисты.

Классификация русских фамилий. По мнению ученых-антропонимистов, русские фамилии можно разделить на основные группы (Приложение I).

Классификация показывает, что образование русских фамилий шло разными путями.

1.2.              Происхождение имён                                                                                         Наука, изучающая имена, - ономастика.    Имя является своеобразным отображением человека.   В истории русских личных имен выделяются три этапа.                                                                                                                 1. ДОХРИСТИАНСКИЙ.                                                                                                     Личные имена были  прозвищами. Родители называли младенцев от внешнего вида или особых примет, от обстоятельств, при которых дети появились на свет ( Волк, Кот, Воробей, Горох, Береза, Рябой, Буян, Неждан и т.д.)                                                                                        2. ПЕРИОД ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ. Появляются церковные имена (Алексей, Иван, Даниил, Анна, Мария и т.д.)                                                                                      3. НОВЫЙ ЭТАП (ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ).  Появляются имена, заимствованные из разных языков (Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур, Артур, Лаура, Виолетта, Анжелика).

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАМИЛИЙ   И ИМЁН ОДНОКЛАССНИКОВ

2.1.Анкетирование                                                                                                            В ходе проекта мною разработана анкета и проведено анкетирование с одноклассниками (25 человек) с целью: узнать, что они знают о фамилиях и именах.                                                              Результаты анкетирования в Приложении II.                                                                                                   1.Как ты думаешь, зачем человеку фамилия? На первый вопрос ребята предположили, что фамилия нужна, «чтобы отличать людей друг от друга (54%), «распределения по семьям» (17%), «чтобы знать свою родословную» (13%), «для сохранения личности» (13%), «для себя»(4%). На мой взгляд, фамилия нужна для уникальности человека, определения его принадлежности к тому или иному роду.                                                                                             2. Задумывался  ли ты когда-нибудь о том, что означает твоя фамилия и как она произошла? На второй вопрос большинство ответили «Да» (55%), «Нет» (45%).                                            3.Знаешь ли ты значение и происхождение своей фамилии и своего имени?  «Не знают» (20%), «Знают» (80%). Значит, все-таки они интересуются.                                                                      4.Как вы считаете, какие самые распространённые фамилии в нашей стране? Интересны ответы ребят на четвертый вопрос. Ребята считают, что самыми распространенными фамилиями в России являются такие фамилии, как Иванов (35%), Петров (30%),  Сидоров (25%), Синицын  (10%),                                                                                                                                                        5. Как выдумаете, какие самые распространённые мужские и женские  имена  в нашей стране? По мнению ребят, самое распространённое женское имя- Маша (60%) и Катя (40%), мужское – Саша (72%) и Артём (28%). В самом деле, самые распространенные русские фамилии в России – Иванов, Петров, Семёнов, Соловьёв, Васильев, Морозов[4], а имена – Александр, Сергей, Дмитрий, Андрей, Елена, Ольга, Екатерина, Мария, Татьяна. В нашей гимназии обучается 845 учащихся, из них  фамилию Морозовы имеют (40%), Салиховы (27%), Самойловы (19%), Поляковы (14%), женские имена – Анастасия (42%), Дарья (26%), София (18%) и Вика (14%); мужские имена – Александр (55%), Андрей (23%) и Артём (22%). Значит, предположения ребят частично подтвердились.                                                                                                                        6. На последний вопрос: Хотел бы ты узнать о происхождении своего родословного древа? «Да» ответили (88%), «Нет» (2%), «Уже знают» (10%).. Значит, ребят все же волнует эта тема, им интересно узнать о происхождении своей фамилии, своего родословного древа, знать историю страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ фамилий (этимология, морфемная структура, склонение) Этимология. Согласно классификации фамилий,  исследуемые мною фамилии  разделены на 6 групп.     Результаты  отображены в Приложении III.                                                              Наибольшая часть фамилий образованы от крестильных имен - 8 (32%). Значительная часть образованы от прозвищ – 5 (20%) и от имён собственных – 5 (20%). Наименьшую часть составляют фамилии, образованные от мирских имён – 1 (4%), географического названия местности  – 2 (8%)  и от нарицательных имен существительных – 4 (16%). Вывод: большинство фамилий моих одноклассников образованы от крестильных имен 8 (32%).

Анализ фамилии по морфемной структуре. Фамилия состоит из основы и суффиксов. Рассмотрим, какие суффиксы образуют фамилии моих одноклассников и о чем это свидетельствуют. Результаты отображены в Приложении IV. Анализ фамилии моих одноклассников по морфемной структуре показал, что русских фамилий в классе – Нет, древнегреческих – 28%, древнееврейских – 28%, тюркских – 4%,  древнерусских – 4%, тюрских – 4%, латинских – 24%, турецких – 4%. Вывод: суффиксы могут рассказать о национальной принадлежности фамилий, исключение составляют фамилии тюркского происхождения. В этих фамилиях к основе добавляется суффикс русской модели (ин/ов)  (Болмосова).

Склонение фамилий. Все русские фамилии и фамилии нерусского происхождения, имеющие в своем составе суффиксы -ов- (-ев-), -ин-, -к- (Болмосова, Елисеева,  Митина,, Дворецкий, Ершова, Чеботарёва, Подколзин, Рощин, Трифонов), склоняются. Во множественном числе формы женских и мужских фамилий совпадают (Болмосовы, Елисеевы, Ершовы,Митины, Рощины).                                                                                                             Вывод: суффиксы могут рассказать о национальной принадлежности фамилий.

 

 

Заключение

В ходе работы над проектом, изучив и проанализировав собранный материал,  можно сделать следующие выводы:

1) фамилии и имена тесно  связаны с историей народа и его языка; носят устойчивый характер и передаются по наследству;

2)  фамилия характеризуется суффиксом,  может склоняться. Суффиксы могут определить национальную принадлежность фамилии;

3) я  предполагала, что большинство фамилий моих одноклассников образованы от крестильных имён.  Действительно, исследуемые фамилии, образованные от крестильных имен,  составляют  32%. Значит, моя гипотеза подтвердилась;

6) данные анкетирования позволяют сделать вывод, что учащиеся в большинстве своём хотят знать историю фамилии и имени, своё родословное древо, историю страны.

Фамилии являются отражением истории нашей страны, а также каждой конкретной семьи. На мой взгляд, каждый человек должен знать, кто были его предки. Данный проект убедил меня, что фамилии и имена могут быть интереснейшим источником для исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.    Веселовский С. Б. Ономастикон.  – М.: Наука, 1974.

2.    Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. Москва. – Русский язык-Медиа, 2007.

3.    Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М., Наука, 1981 – 176 с.

4.    Полякова Е.И.  Из истории русских имён и фамилий. – М., Просвещение, 1981.

5.    Электронный журнал учащихся МОУ гимназии № 24

Интернет-ресурсы

6.    Словари http://slovari.yandex.ru/dict/nikonov

7.    Педсовет Пашковой презентации http://pedsovet.su/

8.    Происхождение фамилии.    http://www.ufolog.ru

9.    Происхождение имен и фамилий  http://www.familii.com.ua/new41.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение I

Таблица 1. Классификация русских фамилий

Фамилии

Примеры

Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ

Калашников, Гончаров, Кузнецов, Овсянников

Фамилии, образованные от мирских имён

 

Истома, Бессон, Нечай, Молчан, Толстик, Гуляй, Дурак, Оболтус

Фамилии, образованные от крестильных имён

Иванов, Петров, Ефимов, Макаров

Фамилии, образованные от географических названий местности

 

Тамбовцев, Ростовцев, Брянцев, Астраханцев, Смолянинов, Москвичев, Москвитинов, Веневитинов, Вологжанинов

Фамилии, образованные от названий животных, птиц, растений

 

Птицын, Воробьев, Орлов, Воробей, Орел, Синичкин, Дроздов, Дрозд, Дятел, Медведев, Ромашкин

Фамилии, образованные от порядка рождения

Пятак, Шестак, Четвертак, Третьяк

Фамилии, образованные по принадлежности духовенству

Кантемиров

Фамилии, образованные от названий церквей и церковных праздников

Успенский, Богоявленский, Рождественский

Фамилии, образованные от названий вотчинных владений представителей знати, князей, бояр

Тверской, Мещерский, Звенигородский, Вяземский, Коломенский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение II

Анкета

1.     Как ты думаешь, зачем человеку фамилия?

2.     Задумывался ли  ты когда-нибудь, что обозначает твоя фамилия или как она произошла?

3.     Знаешь ли ты значение и происхождение своей фамилии и своего имени ?

4.     Как вы считаете, какие самые распространенные фамилии в нашей стране?

5.     Какие самые распространенные  мужские и женские имена в нашей стране?

6.     Хотел бы ты узнать  о происхождении своего родословного древа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Результат анкетирования (1 вопрос)

 

 

 

 

 

Диаграмма 2. Результат анкетирования (2 вопрос)

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3. Результаты анкетирования (3 вопрос)

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 4. Результаты анкетирования (4 вопрос)

 

 

 

 

 

Диаграмма 5. Результаты анкетирования (5 вопрос)

 

 

 

 

Диаграмма 6. Результаты анкетирования (6 вопрос)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Анализ  фамилий по происхождению (этимология). Приложение III Этимология. Согласно классификации фамилий, исследуемые мною фамилии разделены на 6 групп.

Фамилии, образованные от крестильных имён

Фамилии, образованные от мирских имён

Фамилии, образованные от географических названий

Фамилии, образованные от имён собственных

Фамилии, образованные от прозвищ

Фамилии, образованные от имен

нарицательных

сущест-ных

Игнатов

 

Елисеева

Никитченко

Тишков

Фёдоров

Трифонов

Зейналова 

Никитин

(8 чел – 32%)

Ершова  1 чел (4%)

Шиловская  (село Шилово на Оке)

Круковец (село в Челябенской области)

2 чел – 8%

Сарсенова

Антонов

Болмосова

Митина

Никитченко

 

5 чел – 20 %

Ершова (ёрш)

Бурдужа румынское – толстый)

Кочкарова (тюркское – баран)

Подколзин (подколза –скользко)

Чеботарёва (чеботарь – сапожник)

5 чел – 20%

Лесков (лес)

Рощин (роща)

Сеннов (сено)

Дворецкий (дворец)

4 чел – 16%

ПриложениеIV

 


Скачано с www.znanio.ru



 

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. Москва. – Русский язык-Медиа, 2007.

[3] Полякова Е.И.  Из истории русских имён и фамилий. – М., Просвещение, 1981.

 

III Региональная научно-практическая конференция «Первые ступени больших открытий»

III Региональная научно-практическая конференция «Первые ступени больших открытий»

О Г Л А В Л Е Н И Е Введение

О Г Л А В Л Е Н И Е Введение

Введение Между живущих людей безымянным никто не бывает

Введение Между живущих людей безымянным никто не бывает

Цель проекта: анализ фамилий (антропонимов) и имён моих одноклассников

Цель проекта: анализ фамилий (антропонимов) и имён моих одноклассников

ГЛАВА I . ИЗ ИСТОРИИ РУССКИХ ФАМИЛИЙ

ГЛАВА I . ИЗ ИСТОРИИ РУССКИХ ФАМИЛИЙ

В XIX веке начали складываться фамилии русского духовенства

В XIX веке начали складываться фамилии русского духовенства

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАМИЛИЙ

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАМИЛИЙ

На последний вопрос: Хотел бы ты узнать о происхождении своего родословного древа? «Да» ответили (88%), «Нет» (2%), «Уже знают» (10%)

На последний вопрос: Хотел бы ты узнать о происхождении своего родословного древа? «Да» ответили (88%), «Нет» (2%), «Уже знают» (10%)

Анализ фамилий (этимология, морфемная структура, склонение)

Анализ фамилий (этимология, морфемная структура, склонение)

Заключение В ходе работы над проектом, изучив и проанализировав собранный материал, можно сделать следующие выводы: 1) фамилии и имена тесно связаны с историей народа и…

Заключение В ходе работы над проектом, изучив и проанализировав собранный материал, можно сделать следующие выводы: 1) фамилии и имена тесно связаны с историей народа и…

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Приложения Приложение I Таблица 1

Приложения Приложение I Таблица 1

Приложение II Анкета 1.

Приложение II Анкета 1.

Диаграмма 1. Результат анкетирования (1 вопрос)

Диаграмма 1. Результат анкетирования (1 вопрос)

Диаграмма 3. Результаты анкетирования (3 вопрос)

Диаграмма 3. Результаты анкетирования (3 вопрос)

Диаграмма 5. Результаты анкетирования (5 вопрос)

Диаграмма 5. Результаты анкетирования (5 вопрос)

Анализ фамилий по происхождению (этимология)

Анализ фамилий по происхождению (этимология)

Приложение IV

Приложение IV
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020