Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Вдохновение»
Проектирование индивидуального образовательного маршрута детей дошкольного возраста.
методические рекомендации
Старший воспитатель: Устинова С.А.
г. Юрга, 2020
Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника. – г.Юрга, 2020– 17с.
Пособие содержит практические рекомендации по проектированию и разработке индивидуального образовательного маршрута, бланки проектирования образовательных маршрутов. Система рекомендаций универсальна и подходит для работы в условиях любого дошкольного учреждения.
Издание адресовано, прежде всего, воспитателям, методистам, узким специалистам: учителям-логопедам, музыкальным работникам, инструкторам по физической культуре, педагогам-психологам, родителям
Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов, воспитанникам обеспечиваются равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Пояснительная записка
Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост много и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления.
Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации.
Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и у него возникают трудности - вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности. В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
В официальных документах:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- «Концепция дошкольного воспитания»;
- «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
- методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13.
Проектировать индивидуальные образовательные маршруты не просто, так как спектр индивидуальных различий среди воспитанников чрезвычайно широк. Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей дошкольников. Основанием для дифференциации воспитанников может быть возрастная категория; пол; физические и психофизические особенности; социальный фактор и т.п.
Отличительные особенности индивидуальных образовательных маршрутов друг от друга: содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом, темпом освоения учащимися. Варьируется также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Но все они должны быть адекватны конкретному воспитаннику, содержанию образования и модели образовательного процесса.
В процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
I.Индивидуализация процесса обучения в дошкольном образовательном учреждении
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация образования - создание условий для развития ребенка не только с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, но и - особенностей его характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми и т. д.
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству.
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .
Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:
- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства
- во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
- в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциональному выбору).
Образовательный процесс выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Условия для осуществления индивидуализации:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в индивидуальной деятельности, а также в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками. Определение какие области образования или качества личности требуют углубленного развития (коррекции) и те способности и наклонности ребенка, которые наиболее развиты.
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
В процессе развития ребенка можно выделить две линии – социализацию и индивидуализацию. Первая из них, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Вторая линия, индивидуализация, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его непотворимого облика и внутреннего мира. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности. Образование невозможно без обращения к личности. Все это выводит на необходимость реализации в практике личностно-ориентированного обучения.
Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства – понимание детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всякий условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период является подготовительным к следующему возрастному этапу развития ребенка.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
3. Уважение к личности ребенка.
4. Реализация ООП ДО
Новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение воспитанниками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных, созидательных способностей ребенка и коммуникативных компетенций.)
Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание наилучших условий для реализации потенциальных возможностей воспитанников.
Введение ФГОС способствует индивидуализации как целенаправленно организованного обучения, так и в целом образования.
На ступени дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы и выпускнику. Но в ФГОС выделяется раздел «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования».
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
На данном этапе важно понимать, что на смену личностно-ориентированному обучению (– это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а потом согласовывается с содержанием образования» (Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. – 2003).) приходит системно-деятельностный подход
Данный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, и базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Индивидуальный маршрут ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.
II. Теоретические подходы к конструированию ИОМ
Главная ценность для педагогов дошкольного образования – это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему педагоги создают особенные личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является «Индивидуальный образовательный маршрут». О ней сегодня и пойдёт наш разговор.
Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии.
Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других [Ожегов С.И. Словарь рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред. чл. –корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987.].
Индивидуальный – свойственный определённой, отдельно существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный [Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М., 1990.].
Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других; отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств [Словарь иностранных слов. – М., 1981.].
Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и какой мере учитываются [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.].
Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие. Содержание современного дополнительного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности.
Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение.
И.С. Якиманская в своих исследованиях использует термин «индивидуальная траектория развития», отмечая, что траектория психического развития ребенка строится на двух противоречивых основаниях. С одной стороны, ребенок вынужден адаптироваться к требованиям взрослых: родителей, учителей, воспитателей. А с другой стороны, на основе индивидуального опыта и способов действия он креативно подходит к решению каждой ситуации.
Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через индивидуальные занятия, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка.
III. Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
- государственным заказом;
- потребностями и запросами родителей;
- индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
- возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для одарённых детей;
- для детей из социально неблагополучных семей;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
- формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся — лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
- Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута учитываются следующие принципы:
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма. Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь цель, которая ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Цель использования ИОМ - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
Индивидуальный образовательный маршрут должен определять временные отрезки, на которые составляется ИОМ
Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы - это планирование на 1-3 месяца.
Содержательная часть ИОМ содержит:
- общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад);
- характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;
- краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т.д.
Контролирующая часть структуры ИОМ:
- Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы)
- Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка
Этапы проектирования Индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
- Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
- Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
- Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
- определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)
- Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
- Подбор методик, определение методов и приемов работы
Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.
Для составления ИОМ использована методика уровня сформированности игровых навыков у дошкольников, разработанная Калининой Румией Рашидовной. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Данила Борисовича Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.
2. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
3. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
- Подбор индивидуальных заданий
- Связь с родителями и педагогами
- Корректировка задач, методов работы с ребенком
4 этап подведения итогов
На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).
· Корректировка ИОМ
Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
Структура индивидуального образовательного маршрута
1. Краткая характеристика состояния здоровья
2. Индивидуальные особенности ребенка
3. Лист регистрации достижений ребенка
4. Выводы на начало и конец года
5. Лист индивидуальных занятий
VI. Организационно - педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов
С целью эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов необходимо соблюдать следующие организационно-педагогические условия:
Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу.
Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.
Для эффективности реализации ИОМ разработаны унифицированные бланки календарно-тематического планирования, которые
- Помогают развить рефлексивные способности
- дают возможность воспитателю легко провести самоанализ и самооценку эффективности педагогической работы
- отследить содержание индивидуальной работы и систему индивидуальной работы с конкретными детьми
- отследить взаимосвязь между результатами педагогической диагностики и педагогической работой
- предусматривают взаимосвязь основных видов деятельности детей
- предусматривают реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц
- предусматривают преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы
- запись наблюдений в план накануне или в тот же день утром
Составление графиков индивидуальных занятий, занятия планируются на месяц, отмечаются, а в конце месяца подводится итог.
Но такого рода преобразование в организации педагогического процесса требует определенных методов.
Методы индивидуализации:
1. метод реагирования.
2. обеспечение гибкости в инициированной деятельности
3. отбор материалов
4. спонтанная индивидуализация
5. метод «строительных лесов»
6. иррадирующее обучение
Метод реагирования – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации в партнерстве с другими своих идей включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогут детям поставить и реализовать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижение поставленных детьми целей.
Примером реализации обучения на основе метода реагирования является использование «модели трех вопросов» («Что знаете? Что хотите узнать? Как это можно узнать?»)
Так выбрав вместе с детьми тему «Насекомые», воспитатели провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают, хотят узнать, предполагают, что можно узнать
Метод обеспечения взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности
Вместо того чтобы прямо указать детям, что и как они должны делать, педагог помогает им сделать то, что они хотят. Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другому предложит схему, модель или рисунок, третьего подбодрит, четвертому окажет практическую помощь.
Факт того, что несколько детей находится в одном месте и заняты одним видом деятельности, не означает одинаковости их действий. У каждого ребенка есть возможность выбора материала, последовательности действий, как будет выглядеть конечный результат
В процессе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предложить варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых форм. Более способные и активные дети могут справиться с работой самостоятельно, причем уровень сложности они определят сами. Более медлительные или неуверенные могут проявить большую зависимость от помощи взрослого
Метод отбора материалов
Большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Например, в пазлах ребенок может выбрать сюжет и уровень сложности картинки (от 6 до 240 элементов), но способ действия будет один – складывание. Таким образом, пазлы относятся к менее гибким материалам. В то же время пластилин, песок, вода, строительный набор или конструктор ЛЕГО, бросовый материал обладают большей гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Такая вариативность создает оптимальные возможности для индивидуализации учения, обучения, образования.
Среда – одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности. Обязанность взрослого состоит в том, чтобы открыть детям весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов.
Метод «строительных лесов»
В основе этого метода – идеи Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что может осуществить только с посторонней помощью. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям и умениям, которые с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослому нужно не задавать этот уровень, а увидеть его приближение через наблюдение.
Например, наблюдая за действиями двухлетнего ребенка, который горизонтально выкладывает кубики на столе (заборчик), но не использует их для того, чтобы, двигая цепочку кубиков, изобразить паровозик или же поднять цепочку кубиков вертикально вверх и сделать башенку, педагог может задать вопрос «А если сделать вот так?» или просто в параллельном действии выполнить другую конструкцию, другое действие. Дальше выбор за ребенком: попробовать или проигнорировать.
Иррадиирующее обучение (от слова «иррадиация» - распространение, увеличение) как метод индивидуализации обучения основано на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения.
Основан на признании различий в интересах, мотивах, динамике продвижения
Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:
1. Предъявление нового через презентацию предмета
2. Рассказы детей научившихся действию другим детям (Вы сегодня узнали, научились, давайте расскажем об этом другим ребятам)
3. Направляем детей за знаниями к детям, усвоившим действие (Если вы хотите узнать, научиться, можете обратиться к …)
Эта тактика состоит из трех действий:
1-е: «У нас появилась новая интересная игра. Тот кто хочет научиться играть в нее, может подойти сейчас ко мне (в центр рисования, в др. центр)
2-е: «Ира, Алеша, вы сегодня узнали что-то новое (научились, увидели, услышали и т.п.), давайте расскажем об этом всем ребятам (родителям, сотрудникам ДОУ…)
3-е: «Если вы хотите что—то узнать (сделать, найти и т. п.), можете обратиться к Ире и Алеше…»
Получая внимание от эмоционально значимого взрослого, приобретая во взаимодействии с другими или в самостоятельной деятельности новый опыт или новое знание, ребенок, как правило, стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит (продемонстрировать им приобретенное умение). Если такая передача опыта культивируется в группе как ценность, то постепенно новые сведения или новый опыт станут достоянием многих.
Родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.
В процессе реализации ИОМ необходимо правильно выбрать вид деятельности: самостоятельная и совместная деятельность
Если взрослый или ребенок организует совместную деятельность, значит, она имеет вполне определенные цели и содержание. Ребенок теми или иными способами в нее вовлечен и, следовательно, должен подчиниться определенному взрослым порядку – вместе со взрослым реализовать цели в намеченном содержании. В свою очередь, ребенок также может инициировать и организовать совместную деятельность с другим ребенком или взрослым. В этом случае привлеченные (увлеченные, вовлеченные) «соратники» также не полностью свободны. Несвобода заключается в принятии предложения ребенка – инициатора совместной деятельности.
• В совместной деятельности у обеих сторон гораздо больше свободы, чем, например, на организованном взрослым занятии.
• В совместной деятельности взрослый должен более чутко реагировать на реакции – чувства, слова, действия ребенка. А у ребенка остается право на больший диапазон реакций, чем на организованном занятии, и даже право на досрочный выход из совместной деятельности
Ребенок не принимает совместную деятельность или покидает ее в тот момент, когда педагог не готов его отпустить.
Возможные причины:
• Наличие широкого диапазона других возможностей, в частности свободной игры;
• Несоответствие предложения взрослого и интересов ребенка;
• Неумение (неготовность) взрослого быстро реагировать на реакции ребенка, перестроить предложенную ему деятельность и др.
• Цель и содержание совместной деятельности могут быть презентованы взрослым и в равной степени либо приняты, либо отвергнуты ребенком (детьми);
• Взрослый может, как завершить деятельность, так и продолжить ее в одиночестве, если ребенок по каким-то своим причинам решит выйти из нее досрочно.
• В случае если взрослый продолжает деятельность после выхода из нее ребенка, он демонстрирует не менее важный образец поведения, чем прямое обучение практическим действиям, - целеустремленность, упорство, личную заинтересованность деятельностью.
Свободно выбирая какую-либо деятельность и реализуя себя в ней, ребенок не только овладевает ее содержанием и способами действий, но и приобретает актуальные персонифицированные знания, получает толчок к развитию высших психических функций. В основе свободного выбора, как правило, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация).
Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу, и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности.
В любом случае внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил (например, заставляет встать и идти), всплеск эмоций (не только положительных), активизацию мышления. Таким образом, возникает аффективное состояние, что подтверждает взаимосвязь взаимозависимость сознания и деятельности, единство аффекта и интеллекта. (Л. С. Выготский, В.В. Давыдов., В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.)
Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок:
- Имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства и т.п.);
- Получал опыт осознания того, что его личная свобода – в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность;
- Получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»;
- Имел опыт кооперации с другими людьми.
Так же следует учитывать педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуализации обучения и учения, образования в целом должны включать:
- Это - создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;
- Поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и другими членами семей, представителями социокультурного окружения), включенными в образовательную деятельность ДОУ, в том числе (но не исключительно) с образовательными целями;
- Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребенка;
- Готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
- Отведение ничем не подменяемого времени для свободной игры.
Список используемой литературы
1. Гордеева Индивидуализация обучения. Журнал «Педагогика», 2002 - №2.
2. Давыдова М.С. Взаимная связь со специалистами дошкольного учреждения. Журнал «Логопед», 2008 - №1, стр. 108.
3. Егорычева В.С. Инновационные подходы в организации непрерывного обучения в детском саду и начальной школе. Журнал «Управление ДОУ», 2005 - № 4 (22), стр. 80.
4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.).- М.: «Просвещение», 2003г.
5. Комарова Т.С., Соломенникова О.О. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Ярославль, 2006 г
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /под ред. Полат Е.С., М., 2001г.
7. Панферова И.В., Филиппова Л.Н. Преемственность в работе логопеда и других специалистов Журнал «Логопед», 2007- №4, стр. 37.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М.: Школьная Пресса, 2003г.
9. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59.
10. 8. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
11. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
12. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.
13. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.
14. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
15. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
16. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
17. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.