(г. Жанаозен, Казахстан)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНВЕРСИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ, ОСНОВАННОЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ СИМБИОЗЕ
В условиях современной глобализации и технологических изменений экономический потенциал Казахстана напрямую зависит от системы подготовки качественных, конкурентоспособных кадров. Формирование специалистов, адаптированных к требованиям новой производственной среды, является основной задачей профессионального и технического образования. Так как спрос на рынке труда ежегодно меняется, необходимость модернизации системы подготовки кадров возрастает.
В этом контексте актуальным становится усиление взаимосвязи между производством и образованием. Особенно востребованной представляется модель обратного дуального обучения, основанная на принципах производственного симбиоза, как эффективное решение, ориентированное на требования рынка труда. В данной модели процесс обучения начинается с конкретного запроса предприятия, а учебное заведение выступает партнером и методическим поддерживающим звеном.
Система дуального обучения впервые получила широкое распространение в Германии, Австрии, Швейцарии и Корее, а в Казахстане начала внедряться с 2012 года. Она объединяет теорию и практику, создавая условия для приобретения студентами производственного опыта. Однако в нашей стране существуют определенные трудности: недостаточность учебно-производственной базы и нестабильность связей с предприятиями. Поэтому в качестве альтернативы традиционной модели предлагается формат обратного дуального обучения.
Особенность обратной дуальной модели заключается в том, что инициатором выступает предприятие. Содержание обучения адаптируется к производственным задачам, студент сначала проходит практику в реальной рабочей среде, а затем дополняет ее теоретической подготовкой. Такой подход позволяет готовить кадры в соответствии с требованиями работодателей. Через производственный симбиоз между учебным заведением и предприятием устанавливается долгосрочное партнерство, а содержание обучения обновляется в соответствии с потребностями рынка труда.
В ходе исследования применялись методы анкетирования, интервью, документального анализа и кейс-анализа. В результате было выявлено, что дуальная и обратная дуальная модели взаимно дополняют друг друга и создают условия для подготовки специалистов с высокой профессиональной компетентностью, опытом и конкурентоспособностью.
Дуальная и обратная дуальная модели обучения в современной системе образования, сочетая теорию и практику, рассматриваются как эффективные пути подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Каждая из этих моделей имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Для их сравнения я опираюсь на следующие основные критерии.
Сравнительная таблица дуального и обратного дуального обучения
Критерии |
Дуальное обучение |
Обратное дуальное обучение |
Определение |
Модель обучения, при которой теория и практика ведутся параллельно. |
Обучение, которое начинается на производстве и продолжается в образовательной организации. |
Направление учебного процесса |
Колледж / ВУЗ → производство / предприятие |
Предприятие → колледж / ВУЗ |
Начальное место обучения |
Образовательное учреждение |
Рабочее место / производственная среда |
Соотношение практики и теории |
Преобладает теория, затем закрепляется практикой |
Сначала практика, затем углубляется теорией |
Цель |
Адаптация учащегося к работе, формирование навыков |
Углубление профессиональных знаний сотрудника, сертификация |
Основная целевая группа |
Студенты (находящиеся в процессе обучения) |
Работающие или начинающие специалисты |
Организатор |
Образовательная организация (колледж, ВУЗ) |
Предприятие, производственное место |
Правовая основа |
Приказы МОН РК / Министерства просвещения, образовательные стандарты |
Профессиональные стандарты, внутренние документы предприятия |
Сфера применения |
Техническая, аграрная, сфера услуг |
Профессиональная переподготовка, производственная специализация |
Преимущество |
Обоснованная учебная программа, системный контроль |
Адаптация к реальным условиям труда, гибкость |
Ограничение |
Начинается в среде, изолированной от производства |
Иногда может не хватать теоретических знаний |
Дуальное обучение – это модель, начинающаяся в системе образования и направленная на адаптацию обучающегося к профессиональной среде. Такой подход дает студентам возможность одновременно осваивать теорию и практику, создавая условия для быстрой адаптации к требованиям рынка труда. Дуальное обучение является одним из гибких и эффективных путей подготовки кадров.
Обратное дуальное обучение – это модель, предназначенная для дополнения профессиональных знаний сотрудников, работающих на производстве. Она способствует пополнению их теоретической и академической базы, поддерживает профессиональный рост. Этот подход рассматривается как важный инструмент обеспечения непрерывного профессионального развития.
Современный рынок труда требует специалистов с богатым практическим опытом и достаточной теоретической подготовкой. В связи с этим дуальное и обратное дуальное обучение выступают как эффективные способы укрепления связи между системой образования и рынком труда.
Дуальное обучение сближает студентов с производственной средой в процессе учебы, тогда как обратная дуальная модель направлена на повышение квалификации работающих специалистов. В результате обе модели формируют всесторонне подготовленных, конкурентоспособных специалистов, отвечающих требованиям рынка. Поэтому данные подходы имеют стратегическое значение для профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Министерство образования и науки РК. (2020). Концепция развития дуальной системы обучения. Нур-Султан: МОН РК.
2. Назарбаев Интеллектуальные школы. (2021). Дуальная модель обучения: теория и практика. Астана: НИШ ДББҰ.
3. Татигулова, С.К. (2019). Дуальная система обучения – эффективный путь подготовки специалистов. Вестник Казахского университета, №3(74), 58-62.
4. Zoller, A. (2018). Reverse Dual Training: Corporate Leadership in Workforce Education. Journal of Vocational Innovation, 12(1), 19–27.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.