ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНВЕРСИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ, ОСНОВАННОЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ СИМБИОЗЕ

  • docx
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Суйрибаев Б.П., на журнал.docx

Суйрибаев Бакитбай Пиралиевич
Преподаватель физики и информатики
Каспийский колледж педагогических
и

отраслевых технологий 

(г. Жанаозен, Казахстан)

 

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНВЕРСИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ, ОСНОВАННОЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ СИМБИОЗЕ

 

В условиях современной глобализации и технологических изменений экономический потенциал Казахстана напрямую зависит от системы подготовки качественных, конкурентоспособных кадров. Формирование специалистов, адаптированных к требованиям новой производственной среды, является основной задачей профессионального и технического образования. Так как спрос на рынке труда ежегодно меняется, необходимость модернизации системы подготовки кадров возрастает.

В этом контексте актуальным становится усиление взаимосвязи между производством и образованием. Особенно востребованной представляется модель обратного дуального обучения, основанная на принципах производственного симбиоза, как эффективное решение, ориентированное на требования рынка труда. В данной модели процесс обучения начинается с конкретного запроса предприятия, а учебное заведение выступает партнером и методическим поддерживающим звеном.

Система дуального обучения впервые получила широкое распространение в Германии, Австрии, Швейцарии и Корее, а в Казахстане начала внедряться с 2012 года. Она объединяет теорию и практику, создавая условия для приобретения студентами производственного опыта. Однако в нашей стране существуют определенные трудности: недостаточность учебно-производственной базы и нестабильность связей с предприятиями. Поэтому в качестве альтернативы традиционной модели предлагается формат обратного дуального обучения.

Особенность обратной дуальной модели заключается в том, что инициатором выступает предприятие. Содержание обучения адаптируется к производственным задачам, студент сначала проходит практику в реальной рабочей среде, а затем дополняет ее теоретической подготовкой. Такой подход позволяет готовить кадры в соответствии с требованиями работодателей. Через производственный симбиоз между учебным заведением и предприятием устанавливается долгосрочное партнерство, а содержание обучения обновляется в соответствии с потребностями рынка труда.

В ходе исследования применялись методы анкетирования, интервью, документального анализа и кейс-анализа. В результате было выявлено, что дуальная и обратная дуальная модели взаимно дополняют друг друга и создают условия для подготовки специалистов с высокой профессиональной компетентностью, опытом и конкурентоспособностью.

Дуальная и обратная дуальная модели обучения в современной системе образования, сочетая теорию и практику, рассматриваются как эффективные пути подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Каждая из этих моделей имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Для их сравнения я опираюсь на следующие основные критерии.

 

 

Сравнительная таблица дуального и обратного дуального обучения

 

Критерии

Дуальное обучение

Обратное дуальное обучение

Определение

Модель обучения, при которой теория и практика ведутся параллельно.

Обучение, которое начинается на производстве и продолжается в образовательной организации.

Направление учебного процесса

Колледж / ВУЗ → производство / предприятие

Предприятие → колледж / ВУЗ

Начальное место обучения

Образовательное учреждение

Рабочее место / производственная среда

Соотношение практики и теории

Преобладает теория, затем закрепляется практикой

Сначала практика, затем углубляется теорией

Цель

Адаптация учащегося к работе, формирование навыков

Углубление профессиональных знаний сотрудника, сертификация

Основная целевая группа

Студенты (находящиеся в процессе обучения)

Работающие или начинающие специалисты

Организатор

Образовательная организация (колледж, ВУЗ)

Предприятие, производственное место

Правовая основа

Приказы МОН РК / Министерства просвещения, образовательные стандарты

Профессиональные стандарты, внутренние документы предприятия

Сфера применения

Техническая, аграрная, сфера услуг

Профессиональная переподготовка, производственная специализация

Преимущество

Обоснованная учебная программа, системный контроль

Адаптация к реальным условиям труда, гибкость

Ограничение

Начинается в среде, изолированной от производства

Иногда может не хватать теоретических знаний

 

Дуальное обучение – это модель, начинающаяся в системе образования и направленная на адаптацию обучающегося к профессиональной среде. Такой подход дает студентам возможность одновременно осваивать теорию и практику, создавая условия для быстрой адаптации к требованиям рынка труда. Дуальное обучение является одним из гибких и эффективных путей подготовки кадров.

Обратное дуальное обучение – это модель, предназначенная для дополнения профессиональных знаний сотрудников, работающих на производстве. Она способствует пополнению их теоретической и академической базы, поддерживает профессиональный рост. Этот подход рассматривается как важный инструмент обеспечения непрерывного профессионального развития.

Современный рынок труда требует специалистов с богатым практическим опытом и достаточной теоретической подготовкой. В связи с этим дуальное и обратное дуальное обучение выступают как эффективные способы укрепления связи между системой образования и рынком труда.

Дуальное обучение сближает студентов с производственной средой в процессе учебы, тогда как обратная дуальная модель направлена на повышение квалификации работающих специалистов. В результате обе модели формируют всесторонне подготовленных, конкурентоспособных специалистов, отвечающих требованиям рынка. Поэтому данные подходы имеют стратегическое значение для профессионального образования.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.   Министерство образования и науки РК. (2020). Концепция развития дуальной системы обучения. Нур-Султан: МОН РК.

2.   Назарбаев Интеллектуальные школы. (2021). Дуальная модель обучения: теория и практика. Астана: НИШ ДББҰ.

3.   Татигулова, С.К. (2019). Дуальная система обучения – эффективный путь подготовки специалистов. Вестник Казахского университета, №3(74), 58-62.

4.   Zoller, A. (2018). Reverse Dual Training: Corporate Leadership in Workforce Education. Journal of Vocational Innovation, 12(1), 19–27.

 

 

 

 


 

Посмотрите также