Тема: Проектирование изделий с помощью методов решения творческих задач.
Цель: используя метод фокального анализа спроектировать настенные часы для кабинета начальной школы.
Ход урока
(Слайд 1). Структура и последовательность проектной деятельности.
Учитель:
Как появляются изобретения. "Все уверены, что так сделать невозможно, но находится один невежда, который этого не знает и делает".
Любое новшество или изобретение начинается с проекта – это метод решения различных жизненных проблем. Проблемы бывают разные. Одни мы решаем каждый день, другие – на протяжении всей жизни. Работа над проектом позволяет нам научиться делать исследования, которые дают нам возможность принимать правильные решения и получать наилучший результат.
Проектная деятельность проходит в несколько этапов:
1. Поисковый этап (анализ проблемы, выбор темы, определение требований, планирование деятельности, сбор и анализ информации).
2. Конструкторский этап (разработка банка идей, выбор лучшего решения, экономическая оценка, экологическая оценка, эстетическая оценка, составление проектной документации).
3. Технологический этап (подготовка технологической документации, подбор материалов и инструментов, выполнение технологических операций).
4. Аналитический (заключительный) этап (испытание и оценка качества проектируемого изделия, анализ результатов, подготовка и проведение презентации).
Самый сложный и трудоемкий этап поисковый. С чего начать? Конечно же с формулировки проблемы!
К нам обратилась с просьбой Ирина Кузьминична учитель начальных классов. У ребят ее класса возникла проблема. Суть этого обращения, в следующем:
(Слайд 2). Видеообращение учителя начальных классов Ирины Кузьминичны.
Уважаемые ребята!
Помогите решить возникшую проблему. Нашему классному кабинету и ребятам моего класса просто необходимы настенные часы. Купит готовые часы в магазине можно, но найти такие, которые соответствовали бы нашим потребностям сложно… Часы должны удовлетворять следующие требования:
1. Выполнены из недорого и экологичного материала;
2. Циферблат часов должен быть хорошо виден ребятам сидящим на последней парте;
3. Дизайн часов должен гармонично вписаться в интерьер нашего классного кабинета;
4. Не забывайте, что часы предназначены для детей начальной школы, т.е. 8-11 лет.
Помогите, нам решить эту задачу!
Учитель:
Итак, нам поступил заказ на изготовление настенных часов для кабинета начальной школы. Суть заказа – спроектировать настенные часы, для дальнейшего их выполнения. Они должны соответствовать требованиям заказчика, перечень которых указан у вас в «Таблице критерий оценивания представленной работы».
(Слайд 3). Таблица с критериями.
Для разработки творческих и совершенно новых идей мы будем использовать в работе один из методов решения творческих задач «Метод фокальных объектов». Работа нам под силу. Давайте поможем школе!
Тема нашего занятий «Проектирование изделий с помощью методов решения творческих задач».
(Слайд 4). Название темы урока: Проектирование изделия с помощью метода решения творческих задач «Метод фокальных объектов».
(Слайд 5). История МФО.
Учитель:
Метод был предложен в 1950-х гг. американским изобретателем Ч. Вайтингом как процедура, в которой на заданный (фокальный) объект следует перенести свойства других объектов, выбранных наугад. Необычные сочетания, новые качества возбуждают цепь ассоциаций, необходимых для творческих решений.
Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на совершенствующий объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления.
(Слайд 6). Алгоритм работы с методом фокальных объектов.
Этапы решения задач с помощью МФО:
Учитель:
Для оформления циферблата часов можно использовать различные виды декоративно- прикладного творчества.
(Слайд 7). Фото видов декоративно-прикладного творчества и их названия.
Учитель:
Батик (роспись по такни), фельтинг (валяние шерсти), декупаж, роспись по дереву, выжигание по дереву, ручная вышивка, макраме, гильоширование и другие. Дайте название каждому виду творчества.
Учитель:
Начинаем нашу работу с методом фокальных объектов. Положите «Памятку. Метол фокальных объектов). Перед собой.
(Слайд 8). Алгоритм работы с методом фокальных объектов.
(Слайд 9). Словарь случайных объектов.
Чайник, облако, цветок, море, звезда на небе, елка, фонарь, снежинка, дерево, кошка, очки, автомобиль, коньки, лыжи, тарелка, варенье, ваза, ведро, линейка, циркуль, газон, галстук, дверь, еж, гроза, забор, зеркало, игла, кофе, лев, телевизор, гора, набережная, виноград, палка, пакет, парус, паровоз, радуга, барабан, хвост, пчела, шапка, шоколад, лодка, алмаз.
Учитель:
Заполняем таблицу. Выполняем эскизы будущих часов. Работаем в группах (см. ниже). Время работы 10 минут.
Работа с методической дидактикой для каждой группы, распечатанные таблицы.
Учитель:
Представление результатов работы группами на листе ватмана. Презентация работ.
(Слайд 10). Критерии оценивания результатов работы.
Учитель:
Оцените выступление группы и результаты ее работы по критериям в таблице.
У всех хорошие результаты и высокие оценки. С заданием справились. Молодцы.
Осталось только выполнить часы по предложенным спроектированным эскизам
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.