Проектирование современного урока с детьми с ОВЗ
Учитель: Дрозд Т.Н.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета.
С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется подход к современному уроку.
Дети с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Они, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Они затрудняются поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно, где учитель играет направляющую роль. Перед вами характеристики учителя , работающего с детьми с ОВЗ.
В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные уроки – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.
Каждый урок с обучающимися с ОВЗ решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.
Общеобразовательная задача предполагает:
- чётко определённую дидактическую цель;
- наполнение урока содержанием с учётом требований учебных программ; личностных возможностей детей с нарушением интеллекта;
- сочетание разнообразных методов обучения;
- соответствующие интеллектуальным возможностям учащихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность.
- общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям обучающихся.
Воспитательная задача предполагает:
- формирование у обучающихся потребности в овладении знаниями;
- воспитание у обучающихся сознательного отношения к учебному процессу;
- использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала;
- формирование таких качеств личности, как аккуратность усидчивость, ответственность, работоспособность, честность;
Коррекционно-развивающие задачи урока:
- комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;
- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;
- изучение и учёт сохранных, незатронутых функций, опора на них;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала так и в технологии его подачи.
Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний:
1. Восприятие;
2. Осмысление;
3. Запоминание;
4. Применение;
5. Обобщение;
6. Рефлексия
Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС ОВЗ – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Структура должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Возможный максимальный набор этапов урока, образующих его макроструктуру
Некоторые этапы носят инвариантный характер, они имеют место на каждом уроке:
Перед вами алгоритм начала урока (как пример).
Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
Современный урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.
Итак, современный урок для детей с ОВЗ - это:
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.