Проектирование современного урока в рамках формирования и развития функциональной математической грамотности
Оценка 4.9

Проектирование современного урока в рамках формирования и развития функциональной математической грамотности

Оценка 4.9
docx
08.01.2023
Проектирование современного урока в рамках формирования и развития функциональной математической грамотности
Текст выступления на заседании ММО учителей точных наук
Одна из важнейших задач современной школы.docx

Проектирование современного урока в рамках формирования и развития функциональной математической грамотности

 

Петрова Н.В., учитель математики высшей категории

МКОУ Заволжского лицея г.Заволжска Ивановской области

 

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. ФГОС ООО определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействие педагога со сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.

Функциональная грамотность – один из главных результатов образования и ориентации в мире профессий. Что понимается под функциональной грамотностью и ее отдельными составляющими? Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика? Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью? Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована ученика?

Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.

Важно задать вопрос: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и
задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

       

Хочется отметить, что математическая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности. Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

·  распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

·  формулировать эти проблемы на языке математики;

·  решать проблемы, используя математические факты и методы;

·  анализировать использованные методы решения;

·  интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

·  формулировать и записывать результаты решения.

Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал по внеурочным занятиям по математике помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума.

 

Изменение подходов к проектированию урока по математике.

 

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии. Необходимо, чтобы ученик не только получал предметные знания, но и после окончания школы успешно применял в реальной жизни. Поэтому, перед учителем ставится задача формировать на уроках математическую грамотность.

Для этого используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение, развивающее обучение, активное (контекстное) обучение, игровое обучение, обучение развитию критического мышления, метод дебатов, исследовательское обучение.

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение
и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения», практико-ориентированные задания  и т.п..

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

• Как игровой момент на уроке;

• Как проблемный элемент в начале урока;

• Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

• Как задание для смены деятельности на уроке;

• Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;

• Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

• Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

• Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой-то образовательной технологией;

• Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

• Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.

 

Остановлюсь подробно на использование практико-ориентированных задач при конструировании различных типов уроков

Правильный подбор задач для создания образовательных продуктов обеспечит достижение максимального обучающего, развивающего и воспитательного эффекта при использовании таких продуктов в преподавании математики.

Перечень требований к математическому содержанию практико-ориентированных задач позволяет отбирать задачи этого типа из различных источников, переформулировать их согласно заданным требованиям.

В настоящее время предлагается включать практико-ориентированные задачи в содержание обучения. Они представлены в форме наиболее близкой к той, в которой такие задачи имеют место в реальности или в соответствующей области знаний. Конечно, для их решения на уроке требуется значительное время, которое не всегда возможно выделить. Однако не обязательно на протяжении всего урока решать подобные задачи, целесообразно рассматривать их на разных этапах урока, в зависимости от того, какие цели и задач преследуете на учебном занятии. Также в настоящее время появились разнообразные формы внеурочной работы (проектная и исследовательская деятельность, курсы по выбору), которые позволяют решать эту задачу.

1) Урок Азбука здоровья

2) Серии уроков-путешествий

3) Уроки решения практико-ориентированных задач

4) Решение задач из ВПР

5) Творческие задания (работа с окружностью, задачи на деление с остатком, задачи на составление ребусов)

Что должно меняться в преподавании математики сегодня? Результаты проведенных исследований показывают, что основой должно стать формирование математической грамотности обучающихся. Она помогает людям понимать роль математики в жизни, высказывать хорошо обоснованные суждения, использовать приобретаемые знания для решения личных и профессиональных задач.

Ссылки на электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности у обучающихся

Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»

Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектирование современного урока в рамках формирования и развития функциональной математической грамотности

Проектирование современного урока в рамках формирования и развития функциональной математической грамотности

Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений

Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений

Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины; •

Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины; •

Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»

Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2023