Проектирование урока с позиции требований системнодеятельностного подхода
Обеспечение реализации ФГОС ООО
Характеристики урока в условиях традиционного обучения
• Ученик - пассивный объект обучения, исполняющий требования учителя.
• Основной источник учебного материала - слово учителя.
• Структура урока отличается постоянством.
• Деятельность учащихся, носит подражательный и воспроизводящий характер (все сводится к копированию образца и запоминанию учебного материала).
• Ведущей формой обучения на уроке является фронтальная, а методом - монологический (один говорит все слушают и выполняют; один работает у доски, другие на своих рабочих местах и сверяют с "доской").
• Согласованных критериев оценки знаний учащихся нет.
• Учитель ставит отметки "на глаз", примерно, в сравнении с другими ученикам.
• Цели и дидактические задачи урока формально присутствуют, хотя в отдельных случаях учитель объявляет цели и задачи урока, но они не всегда выдерживаются учителем в ходе урока.
• Ученик - субъект обучения.
• Разнообразие источников знаний: слово учителя;
самостоятельное наблюдение; исследования; учебные пособия; справочная литература; практические работы.
• Структура урока динамична, изменчива, присутствуют разнообразные приемы, призванные поддерживать динамичность урока, работоспособность каждого учащегося.
• Ведущий способ обучения - коллективный, основанный на принципах: «каждый учится сам», «все обучают всех», «все помогают всем».
• Учитель в класс идет не с ответом, а с вопросом; поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении, но он незрим. • Правила, критерии, по которым учитель оценивает ученика известны, они прописаны в Положении о текущей аттестации, а также в Основной образовательной программе «система оценки достижения планируемых результатов».
• Каждая минута урока работает на цели, сформулированные каждым учеником как собственные.
Какие требования предъявляются к современному уроку
• Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• в центре внимания урока - дети;
• планирование обратной связи
• Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
• Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
• Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
• Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
• Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
ФГОС
Учитель, его отношение к учебному процессу,
его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого
ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение
новых стандартов школьного образования.
Учитель должен опираться на принципы педагогической техники
• Свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
ФГОС
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя |
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
ФГОС
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Формулирован ие заданий для обучающихся (определение деятельности детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
ФГОС
Предмет изменен ий |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Образов ательна я среда |
Создается учителем. Выставки работ обучающихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результ аты обучени я |
Предметные результаты. Нет портфолио обучающегося Основная оценка – оценка учителя Важны положительные оценки учеников по итогам контр. работ |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. Создание портфолио. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. |
ФГОС
1. Урок изучения нового
• Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний
• Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний
• Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний
• Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний
• Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Типы уроков деятельностной направленности
• 1) уроки «открытия» нового знания;
• 2) уроки рефлексии;
• 3) уроки общеметодологической направленности;
• 4) уроки развивающего контроля.
• Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).
• Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
1.Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;
6) этап первичного закрепления с комментированием;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения нового знания в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1.1.Этап мотивации к учебной деятельности.
Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока.
Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально.
Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для дальнейшего формирования и тренировки способности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей на этапе обучения в средней школе.
Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка внутренней
готовности к реализации требований учебной деятельности
• Для реализации этой цели необходимо:
• 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
• 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности
(«надо»);
• 3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся:
• 1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
• 2) активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
• 3) попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
• 4) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
• Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и по объему работы.
• Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач.
• Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения нового знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.
• Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения.
• Затруднение - это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.
• Для реализации этой задачи необходимо использовать индивидуальные формы работы: диктант, задание для самостоятельного выполнения и т.д
1.3.Этап выявления места и причины затруднения
Для фиксации возникшего затруднения необходим диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:
а) не смог выполнить задание;
б) не смог правильно решить поставленную задачу
(получил неверный ответ);
в) получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать — это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило, алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение;
г) получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить способ получения используемого правила, способа действия и т.д.
• д) не смог выполнить условия задания.
Например, решил задание, но не за указанное время. Следовательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом:
«Не могу решить задание за 1 минуту».
На этом этапе важно, чтобы ученик осознал недостаточность своих знаний, умений или способностей. Для этого надо чтобы учащиеся:
• 1) проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривание в слух, что и как они делали;
• 2) зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
• 3) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
• Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты.
• На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог.
На данном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке.
Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего затруднения.
1.4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
• 1) в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
• 2) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
• 3) выбрали способ построения нового знания (как?) (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
• 4) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.;
• 5) сформулировали план своих действий по построению нового знания.
• Продолжительность данного этапа 4-6 минут.
• Принципиальным отличием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается:
• во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание
(построение плана),
• во-вторых, в реализации этого плана.
Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения.
решения исходной задачи
Для реализации этой цели учащиеся должны:
• 1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
• 2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
• 3) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаковой (с помощью эталона) форме;
• 4) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения;
• 5) уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового знания для решения всех заданий данного типа).
• На данном этапе функция учителя - организовать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.
Продолжительность этапа составляет 5-8 минут.
Для успешного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая.
Результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового способа действия.
1.6.Этап первичного закрепления с комментированием
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
• 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
• 2) при этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.
1.7.Этап самостоятельной работы
Основной целью этапа является самопроверка по эталону. Для этого необходимо:
• 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
• 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
• 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
• 4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Основной целью этапа является включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого нужно:
• 1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
• 2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными;
• 3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
• 4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
• Продолжительность этапа 4-5 минут.
1.9.Этап рефлексии учебной деятельности
Основной целью этапа на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
• 1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
• 2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
• 3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты.
Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности.
Организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной
деятельности (что значит «уметь учиться»)
• Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
• Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3.Урок общеметодологической направленности
• Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
• Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
• Формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; • формировать представления о методах организации своей учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
На таких уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Такие урока являются вводными или завершающими изучение темы (раздела).
4.Урок развивающего контроля
• Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
• Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.
4.1.Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в
соответствии со следующей структурой
• 1) написание учащимися варианта контрольной работы;
• 2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
• 3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля
• 1. Определить форму и процедуру проведения контрольной работы.
• 2. Составить список знаний - понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.
• 3. В соответствии с принципом минимакса подобрать задания для контрольной работы на применение перечисленных знаний.
• 4. Составить контрольную работу.
• 5. Подобрать задания для этапа самостоятельной работы с самопроверкой.
• 6. Определить критерий оценивания контрольной работы и форму его предъявления учащимся.
• 7. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.
• 8. Определить способы организации самопроверки контрольной и самостоятельной работ.
• 9. Продумать форму организации этапа мотивации.
•
![]() |
• 11. Продумать организацию работы с алгоритмом исправления ошибок и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.
• 12. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную деятельность и пр.).
Продолжение
• 13. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
• 14. Продумать форму организации этапа рефлексии учебной деятельности.
• 15. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этапы мотивации, локализации затруднений и построение проекта).
• 16. При необходимости внести коррективы в планконспект.
• 17. В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.
• 18. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.
Продолжение
• В педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа.
• Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.
Технологическая карта урока
— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
• Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
• Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Параметрами могут быть
• этапы урока,
• его цели,
• содержание учебного материала,
• методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
• деятельность учителя и деятельность обучающихся.
• Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Создание технологической карты позволяет учителю
• Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением
(вписать конкретный урок в систему уроков); • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.
Технологическая карта позволит учителю
• реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
• системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• на практике реализовать межпредметные связи;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
• соотнести результат с целью обучения;
• обеспечить повышения качества образования.
Структура технологической карты
• название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
• цель освоения учебного содержания;
• планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
• основные понятия темы;
• межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
• этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
– ожидаемый результат за определённый промежуток времени
Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.
Цель урока – главный системообразующий элемент урока
Специфика педагогических целей в том, что они прогнозируют изменения в
личностных структурах обучающихся: знаниях, умениях, ценностных ориентациях, интеллектуальных свойствах
Поставить пед. цель – значит определить изменения, которые должны произойти в свойствах, структуре мыслительной деятельности ребенка к концу урока
• подмена целей урока средствами их достижения
• подмена цели содержанием учебного материала (вместо того, чтобы сказать ради чего будет проводиться тот или иной урок педагог рассказывает то, что он на нём проделает -"познакомить обучающихся с ..."); • подмена цели методом (использование в формулировке цели таких словоформ как «путём», «посредством», «через»);
• вместо результата деятельности представлен процесс (использование таких словоформ как «формирование», «развитие», «продолжение»);
• подмена цели процессом деятельности ("обучающиеся выполняют работу...",
"обучающиеся пишут...", "обучающиеся решают задачи по теме...")
• цели неосуществимы (патриотизм на отдельно взятом уроке – наиболее одиозная форма, равно как и представление в качестве ожидаемого результат на отдельном уроке того, что является целью всего раздела и т.п.); • расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей. Так, например, воспитательные цели могут быть формализованы - на уроках в условиях компетентностной парадигмы ученики должны обучиться приёмам проявления активности, обретению навыков самостоятельного поиска решений учебных задач, жизненных ситуаций, получить опыт активной коммуникации в условиях отстаивания своей собственной позиции.
• формулировка глобальных целей.
Цель урока должна:
1. Отражать специфику предмета
2. Отражать приоритетные результаты (изменения в свойствах уч-ся), которые ожидаются к концу
урока (открытие новых знаний, себя, усвоение умений, развитие каких- то свойств, выявление ценностей и т.п.)
3. Соответствовать реальным возможностям (возраст,
индивидуальные особенности, 45 минут, обеспечение и т.п.)
4. Быть конкретной, а не абстрактной (конкретизирует
цель предмета, темы, школы и т.д.)
5. Быть диагностичной – проверяемой (уровни)
•Конкретность означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос «что сделать?». В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.). Цель необходимо сформулировать таким образом, чтобы исключить возможность интерпретации по-своему.
• Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Диагностичность предполагает наличие критериев, которые позволят определить степень достижения цели. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной — к формулировке цели следует приложить описание качественных характеристик
1 Рассказать о фигурах на плоскости
2 Научить находить симметричные фигуры
3 Систематизировать знания об атмосферном давлении
4 Раскрыть сущность понятия
«теплоемкость»
5
Обсудить
возможные способы создания текстового файла
6 Подвести к выводу формулы расчета количества теплоты
7 |
Вызвать интерес к самоанализу факторов, определяющих успехи и неудачи в учебной деятельности |
|
8 |
Разъяснить основные правила работы с приборами |
|
9 |
Сформировать умение анализировать текст задачи |
|
10 |
Обратить внимание на особенности записи десятичных дробей |
|
5-й класс. Наибольший общий делитель (урок открытия нового знания) Цели: 1. Развитие способности
Не соответствует
к использованию алгоритмов возможностям 1-го урока
Закрепить умение использовать алгоритм в ситуации определения НОД
2. Познакомить с новым понятием НОД
Обеспечить понимание сущности НОД
3. Вывести 2 алгоритма нахождения НОД
Подвести к выводу алгоритмов нахождения НОД
4. Повторить и закрепить понятия
«делители числа», «кратные числа»
Слова — ориентиры для определения целей
урока (Лебедев О.В.)
Традиционный подход Компетентностный подход
Понимать требования Научить формулировать цель
Знать (сформировать знание о..) Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)
Научить работать с различными Научить выбирать источники знаний источниками знаний
Систематизировать Научить систематизировать
Обобщать Научить выявлять общее и особенное
Научить
выполнять Научить выбирать способы решения задачи определённые
действия (сформировать умения) при решении задачи
Оценить Сформировать критерии оценки, способность к
независимой оценке
Закрепить Модифицировать, перегруппировать, научить применять
Проверить Научить приёмам самоконтроля
Проанализировать (ошибки, Сформировать способность к самооценке достижения учащихся)
• Формулирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта.
• Конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения.
• Определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.
• Планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа) • При обучении учеников технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах:
• Актуализация знаний • Учитель обозначает цели урока, темы; на более высоком уровне тему урока формулируют дети • Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок, по теме?
• На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?
• Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.
• Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
образовательная
задача
состоит
в организации условий, провоцирующих детское действие
•структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл:
•дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; •содержательная основа – планируемые результаты;
•учет возрастных особенностей
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
•соревнования – командные и индивидуальные;
•сюжетные – «поиск сокровищ» …
•ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:
•«Пишем книгу»;
•«Готовим праздник»
•«Делаем подарки»
•«Сообщаем вам …»
•…
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
•эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
•маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
•проведение мини-исследований
•описание и оценка
Ежедневно используемые учебные ситуации:
•Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение
•Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение •Окружающий мир: Дневник наблюдений
Некоторые примеры
учебной деятельности: Математика
• Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
• Работа с учебными моделями (числа и их
свойства, отношения, операции и др.)
• Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
• Описание и оценка (свойств, взаимного положения
объектов, закономерностей и т.д.)
• Конструирование и создание (моделей, математи-
ческих выражений, схем и т.д.)
• Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Некоторые
примеры учебной деятельности: Русский язык
• Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
• Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)
• Наблюдения, обсуждения, описание и анализ
(слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
• Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
• Преобразование и создание (списки слов, тексты,
памятки, плакаты и т.д.)
• Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
На первом этапе «Самоопределение в деятельности»
• Организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы.
• Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности»
• Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
• Каждый блок представляет пошаговое выполнение учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний; на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне
«понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне
«умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
На третьем этапе «Интеллектуальнопреобразовательной деятельности»
• Для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.
• Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной
• Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.
Примерные материалы для работы:
Интернет:
• Е.В.Якушина «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС»;
• Е.В.Якушина «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»;
• И.М.Логвинова, Г.Л.Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»;
• А.П.Ерославцева, Е.А.Баяринова «Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Площадь прямоугольника. Единицы площади»;
• «Технологическая карта урока математики, 5 класс, учитель
Т.И.Козак»;
• Л.А.Мишукова «Технологическая карта урока»
• Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного образования в деятельность образовательного учреждения. Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. – Вологда: ВИРО, 2012. – 208 с.
• Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения
«Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г.
Петерсон – М.: АПК и ПРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. – 160 с.
• Кокарева З.А. Игнатьева А.С. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода // начальная школа. – 2013. - № 7. – С. 3-6.
• Лебедев О.Е. Цели урока: компетентностный подход // Народное образование. – 2011. - № 9. – С.203 – 211.
• Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12—18.
• Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») — М.: Просвещение, 2012 г.
• Сайт Федерального государственного образовательного стандарта www.standart.edu.ru.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.