Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Оценка 4.9

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
администрации
Детсад
11.04.2018
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности. В процессе развития ребенка можно выделить две линии – социализацию и индивидуализацию. Первая из них, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Вторая линия, индивидуализация, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его непотворимого облика и внутреннего мира. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности. Образование невозможно без обращения к личности. Все это выводит на необходимость реализации в практике личностно-ориентированного обучения.
ИОМ печать.docx
В процессе развития ребенка можно выделить две линии – социализацию и индивидуализацию. Первая из них, связана с усвоением растущим человеком социально  одобряемых   идеалов,  норм  и   способов  поведения   деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Вторая  индивидуализация,   связана   со   становлением   и   проявлением линия, индивидуальности человека, его непотворимого облика и внутреннего мира. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой   ярко   проявляются   специфические,   присущие   только   ей   качества, характеризующие   ее   как   индивидуальность.   Отсюда   возрастание общественного   интереса   к   проблемам   личности,   ее   индивидуальности. Образование   невозможно   без   обращения   к   личности.   Все   это   выводит   на необходимость реализации в практике личностно­ориентированного обучения. Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования 1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и  самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность  детства – понимание детства как периода жизни,  значимого самого по себе, без всякий условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период является подготовительным к  следующему возрастному этапу развития ребенка. 2. Личностно­развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. 3. Уважение к личности ребенка. 4. Реализация ООП ДО Новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение   воспитанниками   определенной   суммы   знаний,   но   и   на   развитие личности,   созидательных   способностей   ребенка   и коммуникативных компетенций.)   познавательных, Одной   из   главных   задач   дошкольного   образовательного   учреждения является  создание   наилучших   условий  для   реализации   потенциальных возможностей воспитанников. Введение ФГОС способствует индивидуализации как целенаправленно организованного обучения, так и в целом образования. На   ступени   дошкольного   образования   нет   требований   к   результатам освоения программы и выпускнику. Но в ФГОС выделяется раздел «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования». На   данном   этапе   важно   понимать,   что   на   смену   личностно­ ориентированному   обучению   (–   это   такое   обучение,   где   во   главу   угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого   сначала   раскрывается,   а   потом   согласовывается   с   содержанием образования»   (Якиманская   И.С.   Разработка   технологии   личностно­ ориентированного обучения. Директор школы. – 2003).) приходит системно­ деятельностный подход Данный   подход,   их индивидуальным   особенностям,  заложенный   в основу   ФГОС   ДО,   и   базируется на обеспечении   соответствия   образовательной   деятельности   возрасту воспитанников,   предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие   каждого   ребенка   (включая   одаренных   детей   и детей с ограниченными  возможностями   здоровья),  обеспечивает  рост   творческого потенциала,   познавательных   мотивов,   обогащение   форм   образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.  В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в  полной   мере   реализовать   свои   потенциальные   возможности,  а  тем   более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит   перед   педагогом   образовательного   учреждения   задачу   на   создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).  Индивидуальный   маршрут   ребенка   является   документом, фиксирующим   проводимые   педагогом   развивающие   мероприятия,   их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.  Индивидуальный   образовательный   маршрут   ­   это   персональный   путь реализации   личностного   потенциала   воспитанника   в   образовании интеллектуального,   эмоционально­волевого,   деятельностного,   нравственно­ духовного   развития.   Составляющей   данного   маршрута   является индивидуальная  карта  развития   ребенка ­   это документ,   включающий   в себя   основные   показатели   развития   ребенка,   посещающего   дошкольное образовательное учреждение, в динамике. ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием. ИОМ   представляет   собой   характеристику   осваиваемых   ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению. При   разработке   индивидуального   маршрута   выделяются следующие принципы:  принцип   соотнесения   уровня   актуального   развития   и   зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных   способностей   к   усвоению   новых   знаний,   как   базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;  принцип соблюдения интересов ребенка;  принцип   опоры   на   детскую   субкультуру.   Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться   на   знание   взрослыми   опыта   проживания   возрастных   кризисов. Каждый   ребенок,   обогащая   себя   традициями,   нормами   и   способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает   полноценный   детский   опыт.   Именно   это   позволяет   ему   легко входить   во   взаимодействие   со   сверстниками   и   понимать   жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.  принцип   отказа   от   усредненного   нормирования.   Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что   есть   норма.   Нормы   ­   это   не   среднее,   что   есть   (или   стандартное,   что необходимо),   а   то,   что   лучшее,   что   возможно   в   конкретном   возрасте   для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему   мнению,   должен   характеризовать   особенности   его   обучения   и развития   на   протяжении   определенного   времени,   то   есть   носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш   взгляд,   состоят   именно   в   том,   что   он   отражает   процесс   изменения (динамики)   в   развитии   и   обучении   ребенка,   что   позволяет   вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Таким   образом,   благодаря   выстраиванию   индивидуальных образовательных   маршрутов,   воспитанникам   обеспечиваются   равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018