«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»
Оценка 5

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
химия
8 кл
01.04.2018
«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно – ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность обучающихся в значительной мере сосредоточена на уроке.
Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения.docx
«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения» І. Введение          В   данное   время   меняются   цели   и   задачи,   стоящие   перед   современным образованием,   ­   происходит   смещение   усилий   с   усвоения   знаний   на формирование   компетентностей,   акцент   переносится   на   личностно   – ориентированное   обучение.   Но,   тем   не   менее,   урок   был   и   остается   главной составной   частью   учебного   процесса.   Учебная   деятельность   обучающихся   в значительной мере сосредоточена на уроке.  Актуальность. 1. Несмотря на изобилие новых технологий учитель использует традиционные методы   обучения   учащихся   так   как   в   современных   образовательных технологиях присутствуют элементы традиционной технологии (алгоритм, отработка знаний и навыков в решении химических задач).   2. Традиционные   технологии   –   это   классно   –   урочная   система. Основным методом обучения является объяснительно   – иллюстративный (лекция,   беседа,   рассказ).     При   данном   методе   деятельность   учащихся направлена  на   получение   информации  и  указания.  В  результате   данного метода формируется «знание – знакомство».  3. Второй   метод,   который   применяем   репродуктивный,   т.   е.   учитель составляет задания для учащихся, которые направлены на воспроизведение знаний, способов решения задач, химических опытов. 4. Элементы   традиционной   системы   органически   вписываются   в   новые образовательные технологии.     В результате использования этого метода формируется у учащихся «знания – копия».          Упорядочено   –   логически   правильная   подача   материала. Преимущества традиционного метода обучения:  1.  Это систематический характер обучения.  2. 3. Организационная четкость построения урока.  4.   Постоянное   эмоциональное   воздействие   личности   учителя   на   ученика; 5.   Оптимальные   затраты   материальных   ресурсов   при   массовом   обучении; 6.   Она   экономична,   облегчает   учащимся   понимание   сложного   материала, обеспечивает   эффективное   управление   образовательно   –   воспитательным процессом и в данную технологию.                                                                                     Современные   образовательные   внедряются   в   традиционные   технологии, старые технологии никто не отменял. Одной из составляющих универсальных учебных   действий   является   предметные   результаты   обучения,   наравне   с метапредметными     и   личностными   результатами   обучения.   Предметные результаты   диагностируются   обязательной   сдачей   экзамена   в   форме   ГИА   и ЕГЭ.       Качество подготовки обучающихся определяется содержанием образования, технологиями   проведения   урока,   его   организационной     и   практической направленностью,   его   атмосферой,   поэтому   необходимо   применение   новых процессе. педагогических образовательном в       технологий Сегодня применение традиционных технологий в образовании представляется естественным и необходимым.    Традиционные технологии – это объяснительно – иллюстративные технологии обучения.     В   основе,   которого   лежат   –   дидактические   принципы   Я.   В. Каменского.  І.   Существенные   черты   и   особенности   объяснительно   –   иллюстративного способа общения.     І. Просвещение обучающихся:  ­ низкий уровень навыков общения;  ­   невозможность   развернутых   ответов   с   собственной   оценкой   учеником рассматриваемого вопроса;   ­ недостаточное включение слушающих ответ в общее суждение. Существенные черты и особенности объяснительно – иллюстративного  способа обучения.      Доминирование обучения над учением.   Основные функции учителя:     ­ информирующая (рассказать);   ­ контролирующая (заставить выучить);      ­ оценивающая (оценить усердие).    Регламентированное  исполнительство. Учитель  – это   исполнитель  заданного программой, учебным планом и методикой. Ученик – это объект воздействия . Ученик работает на механизмах восприятия и памяти, стимулируя послушание и исполнительство. При этом происходит формирование личности с заданными свойствами, превознесение внешних показателей, надзор вместо управления.   Сильные стороны традиционного урока:  ІІІ.   Урок   в   объяснительно   –   иллюстративном   режиме   обучения. 1.Организационная четкость педагогического процесса;                              2. Систематический характер обучения;  3.   Идейно – эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; 4. Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.  Слабые стороны традиционного урока: 1. Преобладание   вербальных   методов   обучения,   мало   подкрепленных самостоятельной учебно – познавательной деятельностью учащихся. 2. Преобладание   фронтальных   форм   работы,   уравнительный   подход   к учащимся,   равнение   на   среднего   ученика,   невозможность   учитывать индивидуальные особенности обучающихся.   3. Шаблонное построение урока и одинаковая его продолжительность.  4. Действия,   в   основном,   репродуктивного   характера,   субъект   –   это объективный характер отношений между учеником и учителем.       Ученик – это подчиненный объект обучающих воздействий. 5. Монологическая   форма   обучения   –   учитель   активен,   ученик   –   пассивен. Большую   часть   времени   урока   действует   учитель.   Нет   возможности организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.  6. Перенос всей тяжести работы по усвоению нового учебного материала на     Чрезмерный   объем   домашних   заданий. домашнюю   подготовку. Негативные   последствия   использовании   объяснительно   иллюстративных технологий. 1.Репрессивная среда обучения.  2.Социально   –   психологические   последствия   принуждения. 3.   Психологическое   состояние   учителя   в   режиме   принуждения. 4.   Психологическое   состояние   ученика   в   режиме   принуждения. 5.Подмена стимулированием.   6. Забвение личностного развития.  7.Отсутствие реального воспитания личности.  8.Последствия подмены воспитания просвещением.                             внутренней мотивации                                                       Традиционная модель традиционного урока:   1. Восприятие. 2. Память.3. Понимание 4. Суждение.   принципы:   линейность,   определенность,   ретрансляция   знаний.   выполнение   предписаний, Традиционная модель обучения. 1.Цель   образовательного   процесса:   овладение   знаниями,   формирование личности с заданными свойствами.  2.Ориентационные   ценности:   знания,   умения,   навыки,   востребованные «социальным заказом».  3.Основные 4.Роль обучаемого: пассивная.  5.Роль   педагога: 6. Характер приобретения знаний – отчужденный, «непережитый.  7. Принципы обучения: от внешнего ­  к внутреннему.  8.Характер деятельности обучаемого: репродуктивный.  9.Характер   педагогического   взаимодействия   –   моносубъектный. 10.Способы   организации   учебной   деятельности   –   объяснение,   закрепление, контроль. 11. Основная форма общения – монолог.  12. структурированное, закрытое.  13.   Оценка   результатов   –   сравнение   с   эталоном,   со   средне   статическим нормативом. Деятельность учителя при организации традиционного урока: 1. Передача знаний, умений, навыков учителем ученику. 2.   Демонстрация   заданий,   форм   работы   и   образца   правильного   выполнения заданий самим учителем.    Характер   образовательной   среды   –   догматическое,   заданность.   жестко Побуждение   к   изучению   материала, 3.   предлагаемого   учителем. 4.  Проведение   индивидуальных   занятий   с  группой   отстающих   или    наиболее подготовительных детей.  5. учащихся.   6.Оценка результатов работы детей, исправление допущенных ошибок учителем. 7.Утверждение правил поведения в классе учителем.  8. Разрешение возникших конфликтов учителем    Планирование деятельности   и   направления   Отличие традиционной системы обучения от современных образовательных технологий.   Традиционная система обучения 1. Обучает всех детей  установленной сумме знаний,  умений и навыков 2. Определяет учебные задания,  форму работы детей и  демонстрирует им образец  правильного выполнения заданий 3. Старается заинтересовать детей в  том учебном материале, который  предлагает сам 4. Проводит индивидуальные  занятия с отстающими или наиболее  подготовленными детьми 5. Планирует и направляет детскую  деятельность  6. Оценивает результаты работы  детей, подмечая и исправляя  допущенные ошибки 7. Разрешает разрешающие  конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых Современные образовательные технологии 1. Способствует эффективному  накоплению каждым ребенком своего  собственного личностного опыта 2. Предлагает детям на выбор  различные учебные задания и формы  работы, поощряет ребят к  самостоятельному поиску путей  решения этих заданий 3. Стремится выявить реальные  интересы детей и согласовать с ними  подбор и организацию учебного  материала 4. Ведёт индивидуальную беседу с  каждым ребёнком 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6. Поощряет детей самостоятельно  оценивать результаты их работы и  исправлять допущенные ошибки 7. Побуждает детей обсуждать  возникающие, между ними  конфликтные ситуации и  самостоятельно искать пути их  разрешения Традиционные   системы   обучения   имеют   место   в   системе   современных образовательных технологий, отказываться от них не следует, так как они тесно связаны между собой. Формой оценивания является комплект контрольных работ, в которой будут проверятся уровень сформированных знаний и умений. Большинство   уроков  я   провожу   в  системе   традиционного   обучения,  которое позволяет достигать новых результатов в соответствии    с Ф ГОС.  Примером  может  служить  технологическая  карта   урока  в 8 классе  по   теме: «Кислоты, состав и номенклатура. Свойства кислот. Технологическая карта урока химии Учитель: Аникина Н.Н. Класс: 8 Тема: Кислоты, состав и номенклатура. Свойства кислот.                                         Тип урока: урок  изучения нового материала                                                               Используемая технология: традиционная технология Цель урока:                                                                                                                      1. Расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах  кислот.                                                                                                                              Задачи урока:                                                                                                                   1. Образовательные: изучить химические свойства кислот с позиции теории  электролитической диссоциации.                                                                     2.Развивающие( формирование и развитие образовательных компетенций):  а)  учебно – познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной  деятельности; умения ставить познавательную задачу(целеполагание), умения  добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить  самопроверку  и самооценку;                                         б) коммуникативных:  навыков работы в паре, взаимодействия с другими учащимися, умения ответить  на поставленный вопрос;                                                                                                в) информационных:  выделять существенные признаки химических реакций,  извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять  и представлять результаты своей работы.                                                                    3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду,  чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.                                             4.Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.                 Методы обучения: словесные: беседа, рассказ; наглядно ­ практические:  демонстрация опытов,  карточки с формулами веществ; практические:  лабораторная работа. Этапы урока Орг. Момент. Задачи этапа урока Проверка  готовности  учащихся,  их настроя  на работу Деятельность учителя Приветствует учащихся,  определяет готовность к  уроку. Деятельнос ть учащихся Приветствуют  учителя,  проверяют свои рабочие места Подготовка учащихся к усвоению нового материла Подготов ить учащихся к усвоению нового материал а III. Усвоение новых знаний. первая Итак,  станция “Ознакомительная” . Расшири ть и углубить представ ления учащихся о химическ их свойства х кислот     Вступление   Учителя:  в звездной системе “Вещества” на   одной   из   планет   было четыре огромных государства: Оксиды, Основания, Кислоты, Соли. В каждом   из   них   было   много жителей.   Чем­то   они   были похожи,   а   в   чем­то   имели свои   особенности.   Давайте совершим путешествие в одно из   государств   под   названием “Кислота” и  познакомимся с ее   жителями,   изучим   их нравы.   Свое   путешествие   по стране   мы   совершим   от станции к станции.  Запишите в тетради тему  сегодняшнего урока:  «Кислоты, их состав и  номенклатура. Свойства  кислот».                                     Задание №1. Вам предложены формулы с “именами”  некоторых жителей страны.  Пользуясь таблицей №10  учебника на стр. 90 и  опорными конспектами,  прочитайте формулу,  названия и попытайтесь  объяснить, почему они так  называются          (см.  Приложение) Учащиеся  записывают  тему урока в  тетради Обсуждение  проходит в  группах  учащихся,  сидящими за  партами,  стоящими  рядом  HCL, H3PO4;  H2S; H2SO4.  Внимательно посмотрим на  молекулы кислот и найдем:  чем же они все похожи  (наличием атома водорода).  Оставшуюся часть в кислоте  (Учащиеся объясняют, принято называть кислотным  остатком. Кислотные остатки обладают определенной  валентностью в соответствии  с числом атомов водорода (по таблице №10 учебника).           Вспомните метод получения  водорода из соляной кислоты  и цинка. В чем состоит  сущность данной реакции?  (Металл замещает атомы  водорода кислоты).   Подведем итог, отвечая на  вопросы:   что общего в строении  кислот?   на какие атомы  замещается водород в  реакциях с металлами?   как называются атомы  или группы атомов,  соединенные с атомами  водороды в кислоте?      Кислоты – сложные  вещества, состоящие из  атомов водорода,  способных замещаться  на атомы металла и  кислотного остатка.  Обратите внимание:  кислоты имеют разное  число атомов водорода  в своем составе, что  может служить  признаком их  классификации. Как вы  Следующая  станция – 2 ­  “дегустационная”.       а не   к приходят   что выводу, кислоту, в которой   есть атом кислорода называют   по центральному атому, название кислот, содержащих атом кислорода, образуют   от атома, соединенного   с атомом водорода путем добавления слова “водородная”). Учащиеся  записывают в  тетради  определение и  формулы  кислот Следующая  станция, на  которой мы  совершим свою  остановку, это –  “правила техники  безопасности”. думаете: на какие  группы их можно  разделить? Кто заметил еще один признак, по  которому можно было  бы классифицировать  кислоты? (Атом  кислорода, обсуждаем  классификацию по  этому признаку). У вас лежат следующие  вещества: аскорбиновая  кислота; кусочек лимона.  Попробуйте их. Все эти  продукты содержат те или  иные кислоты. Что  почувствовали вы? (Кислый  вкус).Готовы ли вы теперь  ответить на вопрос: почему  называются кислотами  жители этой страны?                Однако, не все кислоты  кислые на вкус. Среди них  встречаются сладкие  (салициловая) и горькие  (никотиновая), но  большинство все­таки кислые. Единственный раз вы  попробовали что­то на вкус в  химической лаборатории  только потому, что это  сделать разрешил вам  учитель. На самом деле  первое и главное правило при работе в химической  лаборатории: ничего нельзя пробовать на вкус.  Следующее правило: при  разбавлении серной  кислоты необходимо  Обсуждение  классификации по числу  атомов  водорода, а так же валентность  кислотных  остатков Обсуждение  классификации кислот по  содержанию  кислорода Учащиеся  пробуют на  вкус  предложенные  вещества и  отвечают на  вопрос учителя Учащиеся  записывают  главное  правило при работе в  химической  лаборатории:  ничего нельзя  пробовать на  вкус, правила  разбавления  кислот. приливать кислоту в воду, а не наоборот. Почему?  Попробуем ответить на этот  вопрос с помощью  эксперимента. (Учитель  проводит эксперимент: в  большой стакан, в который  налита вода, осторожно  небольшими порциями  добавляется  концентрированная серная  кислота, перемешивание  производится плотно  закрытой пробиркой, в  которой налито небольшое  количество эфира. Жидкость  в пробирке закипает.) При  работе с большими  объемами кислот  необходимо использовать  индивидуальные средства  защиты: резиновые  перчатки и защитные очки.  Если все же кислота попала  на кожу необходимо промыть  обожженное место 5%  раствором пищевой соды. Следующая  остановка  “экспериментальн ая”. Теперь   мы   знакомы   с правилами с кислотами   можем отправляться дальше. работы   и     Как   определить,   что   мы встретились   с   жителем именно страны Кислот?    Добавьте   в   одну   пробирку вещество   фенолфталеин,   во вторую метилоранж, в третью поместите лакмусовую бумажку   и   посмотрите,   что произошло   с   окраской. Вещества, изменяющие цвет в растворах кислот, называются индикаторами  (с   лат. «показатель»). С   кем   же   дружат   кислоты, т.е. с какими веществами они способны   в химическое   взаимодействие? При обсуждении приходим к выводу: следующему   растворы кислот взаимодействуют с   металлами, стоящими в ряду активности   до   водорода,   из азотной   кислоты   нельзя получить водород.  вступать     При обсуждении приходим к  следующим выводам:                1.Растворы кислот  взаимодействуют с  металлами, стоящими в ряду  активности до водорода, из  азотной кислоты нельзя  получить водород. 2.Растворы кислот взаимодействуют с  основными оксидами,  основаниями, с солями.            (Учащиеся  объясняют  результаты  опытов и  приходят к  выводу, что  есть вещества  способные  изменять свою  окраску в  растворах  кислот,  записываем  определение  индикатора и  выясняем, что  не все  индикаторы  можно  использовать  для  определения  кислой среды). Учащиеся  проделывают  опыты по  инструкционны м картам,  которые им  заранее были  выданы  учителем,  обсуждают  результаты в  группах, а  затем один из  учеников  группы  записывает  уравнения на  доске и  объясняет  наблюдаемые IV. Закрепление  нового материала. V. Домашнее задание: § 33, 34, упр. 6(а), 7(6-10), 9 стр. 93. 1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO4, Cu2O, Fe(OH)3, HI, H3BO3, Ca3(PO4)2, N2O5. Выпишите формулы кислот и дайте им название. 2. «Третий – лишний»: а) HCl, H3PO4, CaO; б) H2О, НСl, НNО3; в) HCl, HNO3, H2S; г) СО2, Н2СО3, СО. Учитель записывает домашние задания на доске. Выставление оценок за работу на уроке. VІІІ. Рефлексия. Рефлексия Чему вы сегодня научились? Комментирует ответы  учащихся, производит  оценивание.  явления. Учащиеся  записывают  выводы в  тетрадь Учащиеся в тетрадях и у доски выполняют упражнения Учащиеся записывают домашние задания в дневник Производят  оценку своих  ответов,  стараются  адекватно  оценить  результат своей учебной  деятельности. Активно работал. Работал, но не активно. Был пассивен Приложение Тема урока: Кислоты, состав и номенклатура. Свойства кислот.                              Станция: «Ознакомительная»                                                                                        Задание №1. Вам предложены формулы с “именами” некоторых жителей  страны. Пользуясь таблицей №10 учебника на стр. 90 и опорными конспектами,  прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так  называются                                                             HCL, H3PO4; HF; H2SO4. № 1 На чем основаны названия Элементы (Э): постоянная высшая низшая валентности Cl, I, Br при V валентности При одной и той же валентности образует несколько кислот Э-одновалентен Названия в быту и производстве Разные Э+новатистая 3. 4. 5. Названия кислота (Э) элемента кислота (Э) элементистая кислота  Э+новатая Наименьшее содержание О большее содержание О Примеры H2SiO H2SO4 H2SO3 HРO3 – метафосфорная кислота H4Р2O кислота H3РO4 кислота HClO – хлорноватистая кислота HCl – кислота, соляная кислота HF – фтороводородная кислота, плавиковая кислота Кислоты   –   сложные   вещества,   состоящие   из   атомов   водорода,   способных замещаться на атомы металла и кислотного остатка. Кислоты одноосновные Двухосновные Трехосновные HCL HNO H3PO4 H2SO4 H2CO3 Кислоты бескислородные кислородсодержащие HCL остальные Станция “Экспериментальная                                                                                        Опыт №1. Действие кислот на растворы индикаторов. В три пробирки налить  раствор серной кислоты – H2SO4   1­ю пробирку добавить  лакмусовую бумажку;   2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;   3­ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.  Что наблюдаете? Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии  раствора кислоты?                                 Вещества, изменяющие цвет в  растворах кислот, называются индикаторами (с лат. «показатель»).                 Опыт №2. Взаимодействие кислот с металлами.                                                    В 1­ю пробирку поместите несколько гранул цинка ­ Zn; Во 2­ю пробирку  поместите несколько гранул меди ­ Cu.  В каждую пробирку прилейте по 2 –  3 мл серной кислоты ­ H2SO4     Что наблюдаете? Во всех ли пробирках  происходят химические реакции? Напишите уравнения тех химических  реакций, которые происходят. Назовите полученные вещества.                          Задания.1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO4, Cu2O, Fe(OH)3, HI, H3BO3, Ca3(PO4)2, N2O5. Выпишите формулы кислот и дайте им название.2. «Третий – лишний»:                                                                                                   а) HCl, H3PO4, CaO; б) H2О, НСl, НNО3; в) HCl, HNO3, H2S; г) СО2, Н2СО3, СО.                                                                                                     3. Написать уравнения реакций, указать их типы: ... , Mg + НBr  Al2O3 + НCl  Cu(OH)2 + НNO3  BaCl2 + Н2SO4  ... , ... , ... .  Домашнее задание: § 33, 34, упр. 6(а), 7(6­10), 9 стр. 93 Использованная литература. 1. Щепкина Е: «Учебный процесс: взгляд изнутри».   Журнал высшее образование в России 2001 г №5. 2.Тихомиров   В:   «Современные   образовательные   технологии».   Мировой опыт, положение дел в России.2012 г №1. 3. Кукушкина В. С. Педагогические технологии. Ростов на Дону. Март 2002 г. 4. Управление   нововедением   –   путь   развития   школы. журнал «Сельская школа»2009 г№1. 5. Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. «Обучение химии»  Москва просвещение. 2009 г.

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»

«Проектирование современного урока химии в режиме технологии традиционного обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018