«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Оценка 5
Документация +1
docx
математика +2
1 кл—4 кл
13.08.2019
1. Особенности современного урока. 2. Как же построить современный урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? 3. Этапы современного урока.4. Дидактическая структура урока .
Нетрадиционные формы урока.
• Урок- викторина
• Урок- поиск
• Проектный урок
• Урок-экскурсия
• Урок – экспедиция
• Стихотворно-музыкальный урок
• Урок пресс- конференция
• Урок взаимообучения
• Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
• Интегрированные уроки
• Урок – фантазия
• Урок – сказка
• Урок- спектакль
Проектирование современного урока.docx
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС
НОО»
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых,
занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить
своими эпитетами.
Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века,
отвечающий духу и требованиям своего времени.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие
такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы
быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире
уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Каковы же особенности современного урока?
1) Современный урок – это личностноориентированный урок.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не
предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и
происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за
время обучения в школе.
2) Современный урок – это деятельностный урок.
Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта
нового поколения является системнодеятельностный подход, цель которого заключается в
развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В
стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.
Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как
главная ценность обучения.
3) Современный урок – это компетентностный урок, то есть в центре внимания будут
уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его
компетентность).
Как же построить современный урок, чтобы реализовать требования Стандартов
второго поколения?
Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.
Цели и задачи урока т. е зачем учить?
Содержание урока т.е. чему учить?
Методика урока т.е. как учить? Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки
постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом,
завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А сам учитель должен
стать лучшим артистом второго плана.
Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и
технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.
1 этап определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы
нужен этот урок и выбираем, какой это урок.
Вводный урок
Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности
Урок по закреплению знаний и способов деятельности
Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности
Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая
особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают
предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача
научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной
деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики
учебного предмета; меры сформированности УУД учащихся.
Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по
содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение
задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или
практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной
ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной
литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди
них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает
наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась
мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Если раньше ведущей целью было формирование ЗУН, то с реализацией новых стандартов
ведущая цель: развитие личности.
Каждый учитель должен помнить, что цели не рождаются по звонку на урок! Процесс
целеполагания процесс трудоёмкий. Поэтому главная задача –
это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование.
Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели
деятельности ученика.
При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:
сам себе их поставил
они понятны ему
очевидны
«с интересом и охотой усвояемы».
Основными характеристиками целей сегодня являются:
o конкретность
o привлекательность / побудительность
o достижимость.
Учитель определяет, какие знания, умения, возможно и навыки приобретёт (закрепит,
обобщит) каждый ученик в течение этого урока.
При этом учитель продумывает:
как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении
планируемых результатов, УУД
как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу,
желание учиться
как достичь эффективности урока в реализации задач духовнонравственного
воспитания
как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
При этом определяются начальные условия:
какие представления и знания обучающиеся уже имеют по изучаемой теме к
данному моменту?
какими умениями и навыками владеют?
какие нормы и смыслы у них сформированы? Данная работа позволит уточнить систему задач и организовать, при необходимости,
вводное повторение.
С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока.
Особенностью содержания современного урока является не только ответ на вопрос, что
ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных
учебных действий.
При этом необходимо определить:
что учитель расскажет сам;
что ученики изучат самостоятельно;
какие вопросы поставит учитель;
какие задания предложит;
как будет контролировать процесс усвоения
Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания
методов обучения.
При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока. Ведь каждая
задача решается не любыми, а совершенно конкретными методами или их сочетанием.
Существует следующая их классификация:
по виду передачи и восприятия учебной информации;
по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны
учителя;
по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока;
по логике изложения и усвоения учебного материала;
по характеру учебнопознавательной деятельности.
Если раньше восприятие новой информации осваивалось через наблюдение и слушание, то
с введением новых стандартов через построение гипотез относительно способа
разрешения проблемных ситуаций.
Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников
применяются новые методы обучения: например, проблемнопоисковый (продуктивный
метод обучения), Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя,
а на основе:
эвристической беседы
дискуссии
диспутов
диалогов
исследований.
Так в какой же форме наиболее полно реализуются выбранные методы?
Необходимо сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными,
стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
Нетрадиционные формы урока.
Урок викторина
Урок поиск
Проектный урок
Урокэкскурсия
Урок – экспедиция
Стихотворномузыкальный урок
Урок пресс конференция
Урок взаимообучения
Урок игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
Интегрированные уроки
Урок – фантазия
Урок – сказка
Урок спектакль
Основная дидактическая структура урока отображается в планеконспекте урока и в его
технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в
зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая
структура:
1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие,
воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания,
умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе
урока: (актуализация, целеполагание, мотивация).
4. Сообщение нового материала. 5. Решение учебной задачи.
6. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
8. Закрепление новых знаний и способов деятельности
9. Применение знаний и способов деятельности
10. Обобщение и систематизация знаний.
11. Контроль и самоконтроль (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
12. Коррекция знаний и способов деятельности.
13. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
14. Подведение итогов.
15. Рефлексия.
Структура урока может изменяться и в результате использования на уроках новых
технологий обучения.
технология личностноориентированного обучения
дифференцированное обучение
технология проектной деятельности
развитие критического мышления
игровые технологии
икт
здоровьесберегающие технологии
Следующий этап при проектировании урока отбор средств обучения (дидактические
материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с
программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети
ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения)
Необходимо помнить: только обоснованно, целесообразно, рационально и комплексно
нужно использовать те или иные средства обучения. Применение каждым учителем средств
оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока
(дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить
контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность
тормозит развитие абстрактного мышления.
Следующий этап урока – рефлексия деятельности.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше
мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым
государственным стандартам самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины
затруднений.
Способность к рефлексии важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка
как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Учитель ставит вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Итак, грамотный, технологичный, профессиональный, современный урок спроектирован.
Однако урок это ещё и отношения между людьми.
Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу
взаимодействия.
Если раньше учитель это носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а
ученик объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго
поколения функции учителя это организатор, сотрудничество, консультант, а
позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие
интереса к деятельности. А ребёнок хочет учиться, когда получается, когда ничто не
угрожает, когда интересно.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его
желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без
которого новые требования ФГОС к организации учебновоспитательного процесса в
школе не могут существовать.
Современный урок – это современный учитель.
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.