«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Оценка 5

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

Оценка 5
Документация +1
docx
математика +2
1 кл—4 кл
13.08.2019
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
1. Особенности современного урока. 2. Как же построить современный урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? 3. Этапы современного урока.4. Дидактическая структура урока . Нетрадиционные формы урока. • Урок- викторина • Урок- поиск • Проектный урок • Урок-экскурсия • Урок – экспедиция • Стихотворно-музыкальный урок • Урок пресс- конференция • Урок взаимообучения • Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) • Интегрированные уроки • Урок – фантазия • Урок – сказка • Урок- спектакль
Проектирование современного урока.docx
«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых,  занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить  своими эпитетами. Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века,  отвечающий духу и требованиям своего времени. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как  общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие  такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы   быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире уметь влиться в быстро развивающееся общество. Каковы же особенности современного урока? 1) Современный урок – это личностно­ориентированный урок. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не  предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и  происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за  время обучения в школе. 2) Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения является системно­деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В  стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.  Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как  главная ценность обучения. 3) Современный урок – это компетентностный урок, то есть в центре внимания будут  уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его  компетентность). Как же построить современный урок, чтобы реализовать требования Стандартов  второго поколения? Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.  Цели и задачи урока ­ т. е зачем учить?  Содержание урока ­ т.е. чему учить?  Методика урока ­ т.е. как учить? Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки  постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом,  завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А сам учитель должен  стать лучшим артистом второго плана. Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и  технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок. 1 этап ­ определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы  нужен этот урок и выбираем, какой это урок.  Вводный урок  Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности  Урок по закреплению знаний и способов деятельности  Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности  Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности  Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая  особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают  предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,  преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,  частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача  научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной  деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики  учебного предмета; меры сформированности УУД учащихся. Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по  содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение  задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или  практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной  ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной  литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди  них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает  наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась  мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных,  метапредметных и предметных результатов. Если раньше ведущей целью было формирование ЗУН, то с реализацией новых стандартов  ведущая цель: развитие личности. Каждый учитель должен помнить, что цели не рождаются по звонку на урок! Процесс  целеполагания ­ процесс трудоёмкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование.  Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели  деятельности ученика.  При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:     сам себе их поставил они понятны ему очевидны «с интересом и охотой усвояемы». Основными характеристиками целей сегодня являются: o конкретность o привлекательность / побудительность o достижимость. Учитель определяет, какие знания, умения, возможно и навыки приобретёт (закрепит,  обобщит) каждый ученик в течение этого урока. При этом учитель продумывает:     как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении  планируемых результатов, УУД как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться как достичь эффективности урока в реализации задач духовно­нравственного  воспитания как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика. При этом определяются начальные условия:    какие представления и знания обучающиеся уже имеют по изучаемой теме к  данному моменту? какими умениями и навыками владеют? какие нормы и смыслы у них сформированы? Данная работа позволит уточнить систему задач и организовать, при необходимости,  вводное повторение. С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока является не только ответ на вопрос, что  ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных  учебных действий. При этом необходимо определить:      что учитель расскажет сам; что ученики изучат самостоятельно; какие вопросы поставит учитель; какие задания предложит; как будет контролировать процесс усвоения Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения. При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока. Ведь каждая  задача решается не любыми, а совершенно конкретными методами или их сочетанием. Существует следующая их классификация:      по виду передачи и восприятия учебной информации; по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны  учителя; по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока; по логике изложения и усвоения учебного материала; по характеру учебно­познавательной деятельности. Если раньше ­ восприятие новой информации осваивалось через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов ­ через построение гипотез относительно способа  разрешения проблемных ситуаций. Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников  применяются новые методы обучения: например, проблемно­поисковый (продуктивный  метод обучения), Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя,  а на основе:   эвристической беседы дискуссии    диспутов диалогов исследований. Так в какой же форме наиболее полно реализуются выбранные методы? Необходимо сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными,  стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Нетрадиционные формы урока.  Урок­ викторина  Урок­ поиск  Проектный урок  Урок­экскурсия  Урок – экспедиция  Стихотворно­музыкальный урок  Урок пресс­ конференция  Урок взаимообучения  Урок­ игра (деловые, ролевые ситуационные игры)  Интегрированные уроки  Урок – фантазия  Урок – сказка  Урок­ спектакль Основная дидактическая структура урока отображается в плане­конспекте урока и в его  технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в  зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая  структура: 1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие,  воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания,  умения, навыки; личностно формирующая направленность урока. 2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). 3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе  урока: (актуализация, целеполагание, мотивация). 4. Сообщение нового материала. 5. Решение учебной задачи. 6. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала 8. Закрепление новых знаний и способов деятельности 9. Применение знаний и способов деятельности 10. Обобщение и систематизация знаний. 11. Контроль и самоконтроль (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом). 12. Коррекция знаний и способов деятельности. 13. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 14. Подведение итогов. 15. Рефлексия. Структура урока может изменяться и в результате использования на уроках новых  технологий обучения.        технология личностно­ориентированного обучения дифференцированное обучение технология проектной деятельности развитие критического мышления игровые технологии икт здоровьесберегающие технологии Следующий этап при проектировании урока ­ отбор средств обучения (дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с  программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети  ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения) Необходимо помнить: только обоснованно, целесообразно, рационально и комплексно  нужно использовать те или иные средства обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока  (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить  контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность  тормозит развитие абстрактного мышления. Следующий этап урока – рефлексия деятельности. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым  государственным стандартам ­ самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины  затруднений. Способность к рефлексии ­ важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка  как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Учитель ставит вопросы:  Какую задачу ставили?  Удалось решить поставленную задачу?  Каким способом?  Какие получили результаты?  Что нужно сделать ещё?  Где можно применить новые знания? Итак, грамотный, технологичный, профессиональный, современный урок спроектирован. Однако урок ­ это ещё и отношения между людьми. Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу  взаимодействия. Если раньше учитель это ­ носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а  ученик ­ объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго  поколения функции учителя ­ это организатор, сотрудничество, консультант, а  позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие  интереса к деятельности. А ребёнок хочет учиться, когда получается, когда ничто не  угрожает, когда интересно. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его  желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без  которого новые требования ФГОС к организации учебно­воспитательного процесса в  школе не могут существовать. Современный урок – это современный учитель.

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2019