Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
музыка
4 кл
10.12.2018
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.
Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.
Комарова Н.М..doc
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественноэстетических дисциплин
Проектирование урока музыки в 4 классе
посредством технологической карты
Исполнитель:
Стародубцева Марина Владимировна,
учитель музыки
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»
г. кЕМЕРОВО
Консультант:
Шаталова И. Л.
методист кафедры гуманитарных и
художественноэстетических дисциплин Кемерово 2016
Пояснительная записка
Технологическая карта урока – это современная форма методической
продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание
учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов
освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.
Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических
карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов
на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.
В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и
необходимостью достижения обучающимися планируемых образовательных
результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков,
а в виде формируемых способов деятельности. Это порождает ряд
требований не только к содержанию, но и к форме организации
образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую
очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно
осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость
определяет структуру технокарты урока, которая призвана зафиксировать не
только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды УУД.
Универсальные учебные действия (УУД) это умение учиться, то есть
способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового
социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия,
открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в
различных предметных областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности,
ценностносмысловых и операциональных характеристик».
Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя
из особенностей системно деятельностного подхода определяются
вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к.
тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
В качестве примера представляю технологическую карту урока музыки в 4
классе.
а» .
Технологическая карта урока учителя музыки МБОУ «В – Чебулинской
СОШ» Комаровой Натальи Михайловны
Тема: « В гостях у Деда Мороза. Мороз – персонаж славянского
фольклор
АвторУМК (программы учебного курса): Школа 2100" авторы Л. В. Школяр,
В.О. Усачева. Издательство БАЛАСС
Класс: 4
Тема и номер урока в теме: В гостях у Деда Мороза. Мороз – персонаж
славянского фольклора. Урок № 6 (2четв), урок № 15
Цели урока:
Деятельностная цель: обогащение эмоционального мира детей через
восприятие яркого образа Деда Мороза (через музыку, рисунок, стихи)
Содержательная цель: углубление и расширение представления
учащихся о разнообразии темы Деда Мороза, как персонажа
славянского фольклора.
Задачи:
Личностные:
развивать духовно эстетические потребности учащихся;
обогащать эмоционально волевую сферу ребенка;
прививать интерес к искусству, традициям русского народа, умение
найти свою позицию в искусстве;
воспитывать музыкальную культуру учащихся.
Метапредметные: показать связь искусств
музыкального), близость в культурно творческом плане;
(изобразительного,
литературного и
познакомиться с метапредметным понятием – конферансье.
Предметные:
учить размышлять над содержанием музыкального произведения;
определять средства музыкальной выразительности;
видеть взаимосвязь искусств, их близость, взаимодействие;
учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины,
учить слушать и анализировать музыку;
в результате изучения темы, учащиеся
учить работать с дополнительной литературой;
развивать вокально хоровые навыки, умение воспринимать музыку.
Планируемые результаты:
продолжат:
учиться воспринимать музыку и размышлять о ней как способе выражения
чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая
свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии
фольклора России, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, выделять
характерные черты музыкальной речи;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового) воплощения художественных образов;
- участвовать в отдельных элементах урока, в групповой работе, работать с
печатным материалом (словарем);
исполнять музыкальное произведение (пение, музыкальнопластическое
движение)
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества
Тип урока: открытие новых знаний.
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урокразмышление Формы работы учащихся: коллективные, групповые (работа со
словарём), пение, слушание (восприятие), анализирование, рассуждение,
музыкально – ритмические движения.
Музыкальное оборудование: фортепиано
Этапы
урока,
содержание
Деятельность
учителя
(с указанием
действий)
1. Музыкальное
Деятельность
ученика
Формирование
УУД
(с указанием
действий)
приветствие
Активизация
внимания.
Создание
эмоционально
го настроя на
работу, вызов
мотивации,
интереса.
Вопросы:
Ребята, что
необычного
вы заметили,
когда вошли в
кабинет?
Стимулирует
познавательную
деятельность
учащихся,
вызывает интерес
ставит перед
учениками главный
аргумент,
мысль
всего
урока, организует
возникновения
Эмоционально
образный
настрой к уроку.
Выдвигают
аргумент к теме.
Личностные
УУД
Развитие
доброжелательно
сти и
эмоционально
нравственной
отзывчивости. Послушайте
загадку.
Приложение
№1
проблемы
и настрой на
решение
этой проблемы.
О ком идёт
речь в
загадке?
Слушают
загадку
Отвечают на
вопрос
Коммуникативн
ые УУД
Учатся строить
понятные
аргументированн
ые высказывания.
2. Введение в
Как вы
тему урока
Постановка
проблемы.
думаете,
какая сегодня
будет тема
урока?
Кто такой
Дед Мороз?
Как можно
охарактеризов
ать его образ?
Актуализаци
я
знаний.
Приложение
№ 2
Учитель
проводит
тесную грань
между
разным
изображением
Деда Мороза
Что такое
3.
Выдвигает
проблему
включает учащихся
в эту
проблему,
организует
пути
проблемы.
решения
Вывешивает
рисунок на доску.
Учитель проводит
грань
тесную
между
разным
изображением Деда
Мороза
Размышляют,
анализируют,
высказывают
свои
умозаключения.
Коммуникативн
ые УУД
Учатся строить
понятные
аргументированн
ые высказывания.
Характеризуют,
Деда Мороза,
создают
его
образ.
Учащиеся
слушают
рассказ,
анализируют.
Учащиеся
отвечают
(от
англ. «народная
мудрость»,
народное
творчество, чаще
Познавательные
УУД
Учатся фольклор?
Кто такой
фольклорист
?
Приложение
№ 3
Какой – же
он у нас
Дедушка
Мороз?
В каких
сказках вы
встречали его
образ?
Только ли в
сказках?
Вокально –
хоровая
работа
Приложение
№ 4
Кто из вас
хотел бы быть
конферансье?
Работа в
группах
Объединитесь
в группы,
предлагаю
Вам
поработать со
словарём,
4.
5.
Слова вывешивает
на доску
всего устное)
Учитель подводит
учеников к выводу,
что
в
произведениях
образ Деда Мороза
разный – и добрый
волшебник,
и
суровая стихия, и
добрый богатырь
Ответы учеников
(«Морозко»,
«Снегурочка»
…)
и в песнях
Приобретают
новое знание
конферансье
Проговаривают
слово
Повторяют
песню
Выясняет значение
слова
Формирует
вокально – хоровой
навык
в
со
Работают
группах
словарём
эмоциональных
терминов
Располагает слова
использовать
специальную
терминологию
искусства.
Регулятивные
УУД
Учатся слушать
вопросы и
отвечать на них.
Коммуникативн
ые УУД
Учатся строить
понятные
аргументированн
ые высказывания.
Коммуникативн
ые УУД
Учатся строить
понятные
аргументированн
ые высказывания.
Участие в
коллективном
пении.
Познавательные
УУД
Учатся работать с
печатным
текстом. найдите те
прилагательн
ые, которые
характеризую
т образ,
характер
Дедушки
Мороза в
песне.
Физминутка.
Приложение
№ 5
Послушайте,
найдите,
какая
мелодия по
характеру?
Свяжите
с
образом Деда
Мороза
Почему?
Придумайте
движения,
каждый своё.
А работа
заканчивается
?
Почему?
5.
6.
на доске
Работают над
Ражникова
характером,
образом Деда
Мороза в песне.
Познавательные
УУД
Учатся
использовать
специальную
терминологию
искусства.
–
–
Музыкально
ритмические
движения.
Соблюдение
здоровье
сберегающих
технологий.
Участие
физминутке,
коллективные
движения
Учащиеся
отвечают:
Грустная.
Играет медленно
Устал.
в
Регулятивные
УУД
Учатся слушать
вопросы и
отвечать на них.
Коммуникативн
ые УУД
Участие в
коллективном
пении (с
движениями).
Нет
Много работы,
скоро Новый год
Выполняют
движения
быстрее Ребята,
Итог урока
(рефлексия)
давайте
вместе
нарядим ёлку
Деда
для
Мороза.
Те,
кто из вас
думает,
что
что – то у
него
не
получилось,
не удалось,
украсьте
ёлочку
шариком из
серебряной
коробочки, а
кто доволен
своим
участием в
сегодняшнем
уроке
красной
коробочки.
из
Посмотрите,
какая
замечательная
ёлочка у нас
получилась.
7.
Домашнее
задание
Перед Вами
изображение
Деда Мороза,
Настраивает на
самооценку
учащихся
Учащиеся
оценивают своё
участие в уроке
Играет песню
«Ёлочка»
Украшают ёлку
Познавательные
:
контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности и
личностной
рефлексии;
самооценка
своих
музыкально
творческих
способностей;
творческая
переработка
изученной
информации
Личностные:
самооценка на
основе критерия
успешности;
адекватное
понимание
причин успеха /
неуспеха в
учебной
деятельности.
Познавательные
УУД: раскрасьте
дома так, как
вам захочется,
и подарите
кому – нибудь
или вырежьте
и украсьте
ёлку дома.
Читает
поздравление
Слушают
поздравление
Приложение
№6
На
тройке
мчится Новый
год,
Удачу,
счастье
везёт,
Достаток,
процветание!
Пусть
сбудутся
желания!
он
Оценки
урок
за
Выход детей
из класса (под
аккомпанемен
т
песни
«Дедушка
Мороз»
Выходят из
класса
Выставляет
оценки,
аргументируя
творческая
переработка
полученной
информации
Личностные:
реализация
творческого
потенциала в
процессе
выполнения
домашнего
задания;
Личностные:
адекватное
понимание
причин успеха /
неуспеха в
учебной
деятельности. Приложение к уроку
Приложение № 1
Загадка Мы весной его не встретим,
Он и летом не придёт,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год!
Приложение № 2
Хороша русская зима! Сквозь ночную мглу пробивается зимний рассвет.
Затянутое чёрной пеленой небо постепенно светлеет, и вот из – за края земли
появляется солнце. Вспыхивают и сверкают присыпанные снегом леса, нежны
румянец оживляет стволы сосен и берёз… слух ловит слабый звон бубенцов.
Вот уже совсем близко и кажется, что за следующим поворотом мы увидим
русскую тройку и широкие сани, на которых восседает зимний волшебник.
Мороз – воевода объезжает своё ледяное царство, спешит в гости к людям.
Наш Мороз – персонаж славянского фольклора.
Приложение № 3 Известный фольклорист, (тот, кто изучает фольклор) Александр Николаевич
Афанасьев отмечал, что русские народные сказки и народные песни – это
переработанные поверья, где главные персонажи сохранили связь с
различными явлениями природы.
Приложение № 4 Дедушка Мороз
1. Белым блестящим покровом
Все затянула зима,
И на пути своем новом
Вот показалась она.
Следом за ней выступает
Дед наш любимый Мороз,
И мелюзга выбегает:
«Дедушка! Что нам принес?»
2. Сколько хорошеньких глазок
И раскрасневшихся щёк…
Слышно скрипенье салазок,
Чейто уж звякнул конек.
Будут ли куклы, игрушки?
Будут ли груды конфет?
Свечи на елках, хлопушки?
Дедушка! Да или нет?
3. Дед усмехнулся лукаво
И продолжает шагать.
Уж не забыл ли нас, право,
Или не хочет сказать?
Машут еловые ветки
Изза широкой спины…
Он все смеется: «Ах, детки!
Были ль послушными вы?»
Приложение № 5
Ветер зимний в небе синем звёзды яркие зажёг,
Ветви сыплют синий иней на вновь выпавший снежок. Приложение № 6
На тройке мчится Новый год,
Удачу, счастье он везёт,
Достаток, процветание!
Пусть сбудутся желания!
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. —
М.: Просвещение, 2008
2. УМК "Школа 2100" авторы Л. В. Школяр, В.О. Усачева. Издательство
БАЛАСС
3. http://children.kg/index.php/zagadki.html?showall=1
4. zimnie_narodnye_prazdniki_office_word_2.docx
5. https://ru.wikipedia.org/wiki Афанасьев, Александр Николаевич
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Проектирование урока музыки в 4 классе посредством технологической карты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.