Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Оценка 5

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.01.2017
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
проектирование урока.docx
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий (слайд 1) Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить   учиться».   То   есть,   вооружить   детей   обобщёнными   способами   учебной деятельности,   который   обеспечивал   бы   успешный   процесс   обучения   в   средней   школе. ФГОС   НОО   выдвигает   требования   к   формированию   у   школьников   метапредметных результатов   –   универсальных   учебных   действий   (личностных,   познавательных, регулятивных   и   коммуникативных),   которые   должны   стать   базой   для   овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это   то,   что   ему   понятно.   Как   известно,   самый   распространённый тип   урока   – комбинированный.   Рассмотрим   его с   позиции   основных   дидактических   требований (слайд 2) Требования к уроку Урок современного типа Объявление   темы урока Формулируют   сами   учащиеся   (учитель   подводит   учащихся   к осознанию темы) Сообщение   целей и задач Формулируют   сами   учащиеся,   определив   границы   знания   и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется   групповой,   индивидуальный   методы),   учитель консультирует Осуществление контроля Учащиеся   осуществляют   контроль   (применяются   формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учащиеся   дают   оценку   деятельности   по   её   результатам (самооценка,   оценивание   результатов   деятельности   товарищей), учитель консультирует Итог урока Проводится рефлексия Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Данная   таблица   позволяет   сделать   вывод:   ученик   на   уроке   традиционного   типа теперь   становится   главным   деятелем.   «Нужно,   чтобы   дети,   по   возможности,   учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»   ­   слова   К.Д.   Ушинского   отражают   суть   урока   современного   типа,   в   основе которого заложен принцип системно­деятельностного подхода.  Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В   ФГОС   НОО   метапредметные   результаты   ­   «освоенные   обучающимися универсальные   учебные   действия   (познавательные,   регулятивные   и   коммуникативные), обеспечивающие   овладение   ключевыми   компетенциями,   составляющими   основу   умения учиться». Проанализируем деятельность   учащихся   на   каждом   этапе   урока и   выделим те универсальные   учебные   действия (УУД),   которые   при   правильной   организации деятельности учащихся формируются: (слайд 2) Требования к уроку Урок Универсальные современного типа учебные действия Объявление темы  урока Формулируют   сами   учащиеся   (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и  задач     сами Формулируют учащиеся, определив   границы   знания   и   незнания (учитель   подводит   учащихся   к осознанию целей и задач) Познавательные  общеучебные,  коммуникативные Регулятивные  целеполагания,  коммуникативные Планирование Практическая  деятельность  учащихся Планирование   учащимися   способов достижения   намеченной   цели   (учитель помогает, советует) Регулятивные  планирования Учащиеся осуществляют учебные  действия по намеченному плану  (применяется групповой,  индивидуальный методы) (учитель  консультирует) Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные Осуществление  контроля Учащиеся осуществляют контроль  (применяются формы самоконтроля,  взаимоконтроля) (учитель  консультирует) Регулятивные контроля  (самоконтроля),  коммуникативные Осуществление  коррекции Учащиеся формулируют затруднения и  осуществляют коррекцию  самостоятельно (учитель  Коммуникативные,  регулятивные  коррекции консультирует, советует, помогает) Оценивание  учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её   результатам   (самооценивание, оценивание   результатов   деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные  оценивания  (самооценивания),  коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия   Регулятивные  саморегуляции,  коммуникативные Домашнее задание Учащиеся   могут   выбирать   задание   из предложенных   учителем   с   учётом индивидуальных возможностей Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при   планировании   видеть,   на   каком   этапе   урока   какие   метапредметные   результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся. Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно  через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка  во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в  предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на  самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываются на доске  варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После  прочтения детьми написанного, задаются вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие  получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Вывод: что из­за того, что чего­ то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в  словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» ­ обращение  к детям («Узнать больше о  мягком знаке»). «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так  через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся  сформулировали тему и цель урока. Технология ведения проблемного урока, даёт  возможность учителю по­новому открывать знания с учениками. Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Так, на уроках математики организую работу с помощью интерактивного плаката (в программе Power   Point).   По   теме   «Переместительный   закон   сложения»   в   начале   урока рассматривается с ребятами интерактивный плакат, материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы. Идет обучение  учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их  место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт  урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию  учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы  организации практической деятельности учащихся. Задание   по   математике   следующего   типа:   «Рассмотри   рисунок.   Подбери   числа. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё   задачу   можно   составить?   Начертите   схему.   Подберите   числа   и   решите   задачу» предполагает   организацию   работы   в   парах. Работа   в   парах –   форма   организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции  эффективного  взаимодействия. Уже  в процессе  выработки  основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.  Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико­ориентированного проекта. Можно  выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время  для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини­проект, но по сути  своей останется значимым практико­ориентированным. Так, при изучении темы «Числа от  1 до 9» первоклассники составляют карточки для игры «Математическое домино». На  следующих уроках наборы использовались для отработки навыка счёта. Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с  мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний.  Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам  деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные  ситуации. Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру ­  смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное  путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести  билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика в кошельке  настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.). Несколько детей выступают в роли  кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов (состав  числа 7, сложение и вычитание в пределах 10). Идёт процесс формирования регулятивных,  познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых  учащимся для овладения ключевыми компетенциями. К концу учебного года практически все ребята научились давать объективную  оценку своим письменным работам. Обучение оцениванию устных ответов также  целесообразно начинать с первого класса. Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой  работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не  составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный  диктант одноклассника. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует  формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника,  класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным  кружком мнение о своей работе на уроке: Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить  уровень активности на уроке (своей,  одноклассника, класса), называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше  положение карандаша). Уровни активности ­ высокий, средний, низкий. При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей  деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании  объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о  формировании группы личностных результатов. Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на  формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально  использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был  и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной  школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в  содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют  достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока  необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают  авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД.  Ниже приводится часть таблицы, в которой определены типовые задания, направленные  на формирование регулятивных универсальных учебных действий: (Приложение 1) Показатели  (характеристики)  планируемых результатов Типовые задачи (задания) Целеполагание: умеет  формулировать и удерживать  учебную задачу. Регулятивные целеполагания предполагают установление связи между содержанием  учебного материала и целью его предоставления,  выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего  необходимо знать (уметь)?») Планирование: умеет  выполнять инструкции, точно следовать образцу и  простейшим алгоритмам;  самостоятельно  устанавливать  последовательность действий  для решения учебной задачи. Регулятивные планирования.Эта группа типовых задач  предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при  осуществлении практической задачи. Например,  определить «Что сначала делал герой, что потом?»,  «Как  это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы  получился правильный результат?» Осуществление учебных  действий: выполняет  учебные действия в  различных формах; с  помощью речи регулирует  свои действия Регулятивные осуществления учебных действий.  предусматривают установление обучающимися связи  между заданным условием и применением определённой  формы для выполнения задания. Эта группа задач  предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…» Прогнозирование: может предвосхитить  результат своей  деятельности; может  определить возможный  вариант ответа, уровень  усвоения знаний. Регулятивные прогнозирования направлены на  предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а  также на выявление  и прогнозирование причин  трудностей. К этой группе принадлежат задачи с  недостающими и лишними данными, а также ответы на  вопросы «Как думаешь, какой результат может  получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для  выполнения задания?», «Какие трудности могут  возникнуть и почему?» Контроль и самоконтроль: умеет осуществлять  пошаговый контроль  выполнения действия,  контроль за результатом  работы по установленным  правилам, установленному  образцу. Регулятивные контроля и самоконтроля. Эта группа  типовых задач направлена на применение различных  способов осуществления контроля за деятельностью своей  и товарищей. Задания типа «Герой сказал… Проверь: прав  ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен  результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»;  «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями,  проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…»,  «Проверь вывод по…» Коррекция: вносит  необходимые дополнения и  изменения в план, способ и  результат действия на основе  его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно  воспринимает предложения  взрослых и товарищей по  исправлению допущенных  ошибок. Оценка: умеет определить  качество и уровень работы,  знаний; понимает, что  усвоено, а что ещё нужно  усвоить; устанавливает  соответствие полученного  результата поставленной  цели; соотносит правильность выбора, планирования,  выполнения и результата  Регулятивные коррекции нацелены на осуществление  помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их  действиях, результатах действий, а также работа с  деформированными предложениями, текстами,  установление правильного порядка в следовании событий  историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою  исправить ошибки», «Установи правильный порядок  предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…» Регулятивные оценки направлены на осуществление  адекватной полученному результату оценки и самооценки  деятельности, а также процесса выполнения задания.  Ученикам предлагается по уже готовым критериям или  выработанным в совместной деятельности с учителем  оценить результат деятельности или процесс его  выполнения. Это такие типовые задачи, как то «Герои выполнили  задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил действия с требованиями  конкретной задачи. выполнение своего задания герой?..», «По каким  критериям герои оценивали свою работу?» Саморегуляция: способен  сконцентрировать волю для  преодоления  интеллектуальных  затруднений и физических  препятствий; может  стабилизировать своё  эмоциональное состояние для решения различных задач. Регулятивные саморегуляции. Эти типовые задания основываются на познавательном  интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив  ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях  психологического характера (например, установка «Раз,  два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём  сейчас!»), дыхательной гимнастике. Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных  результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными  материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся  информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например,  размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический,  орфографический, толковый). При планировании работы на уроке также нужно вводить  работу учащихся с энциклопедическими изданиями. А если класс оснащён  компьютерной техникой, то в 3 (4) классе необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет. Как  совершить учебные действия? Обучение этим действиям и будет  способствовать формированию общеучебных универсальных действий. Нужно выделить на  уроке время для выработки общего алгоритма действий при выполнении заданий с  типовыми формулировками (в совместной деятельности составить памятки типа «Как  правильно списать текст», «Этапы решения задачи», «Как учить стихотворение»), что  позволит учащимся при выполнении подобных заданий избежать многих ошибок. Если  ребенок сделал ошибку, необходимо обратиться к памятке, выявить, на каком этапе она  была допущена и осуществить коррекцию своих действий. Это и есть обучение,  направленное не только на предметный, но и на метапредметный результат. А что же с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они  позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и в новом стандарте. Думаю, надо разобраться, как эти виды работы могут быть направлены на формирование УУД. Например, рассмотрим такой вид работы на уроке математики, как  арифметический диктант. Что формируется у учащихся, когда они пишут ответы на  задания типа: «Вычисли сумму 23 и 5»? Когда он переводит словесную формулировку в  знаково­символическую – формируются познавательные знаково­символические УУД, а  когда выполняет вычисления, ­ получается предметный результат. В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю  необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не  только предметных, но и метапредметных результатов.  Так, при проектировании и проведении урока комбинированного типа,  направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы  организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:   (слайд 3) Требования к уроку комбинированного типа Формируемые универсальные учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Объявление темы  урока Познавательные  общеучебные,  коммуникативные Сообщение целей и  задач Регулятивные целеполагания, коммуникативные Ведение   проблемного   диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)   Ведение   проблемного   диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)   Планирование Регулятивные планирования Практическая  деятельность  учащихся Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные Осуществление  контроля Регулятивные контроля  (самоконтроля),  коммуникативные Работа   с   картой   урока, интерактивным (например,   программе PowerPoint)   с плакатом в   Групповая, индивидуальная организации учащихся.     парная, формы   деятельности Работа   по   решению   проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа   с   учебником   (учёт вариативной   и   инвариантной части). Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.       по само­ Работа и взаимоконтролю   устных   и письменных   ответов   (по   заранее определённым критериям, образцам).     Осуществление  коррекции Коммуникативные,  регулятивные коррекции Использование памяток. Организация взаимопомощи. Оценивание  учащихся Регулятивные оценивания  (самооценивания),  коммуникативные Применение методики безотметочного   обучения   (автор Г.А.Цукерман)       по само­ Работа и взаимооцениванию   устных   и письменных   ответов   (по   заранее определённым критериям).   Итог урока Регулятивные  саморегуляции,  коммуникативные     рефлексии Проведение с применением: вопросов, символов –   кружков   в   листах   обратной связи,   приёма «ладошка» смайликов,   Домашнее задание Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные Дифференциация заданий. Применение   творческих   заданий, практико­значимых заданий. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив  требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых  творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают  реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо  найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой  образовательной среде.

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017