Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС . Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урокаалгоритм заполнения технологической карты
Технологическая карта.docx
Учитель начальных классов
Бойко Л.И.
Тема: Проектируем технологическую карту урока
По ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на
повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер,
способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в
процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками
трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть
сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде
формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное
отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной
наполненности каждой из указанных форм.
Приведу их сравнительную характеристику
Технологическая карта урока по ФГОС
Позволяет демонстрировать системнодеятельностный
подход в ходе проведения урока, поскольку содержит
описание деятельности всех участников учебного
процесса при выполнении каждого действия, указывает
характер взаимодействия между учителем и
учениками.
Включает характеристику деятельности обучающихся с
указанием УУД, формируемых в процесса каждого
учебного действия.
Конспект урока
Имеет вид сценария,
который включает в
основном описание слов
и действий учителя.
Содержит указание и
описание
основных
форм и методов,
используемых на уроке
Помогает осознавать планируемые результаты каждого
вида деятельности и контролировать этот процесс.
Указываются только
общие цели всего урока.
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю
возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его
содержание,
эффективно отразить основные моменты рабочей программы,
соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную
эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной
деятельности на каждом этапе урока.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленного производства.
Технологическая карта в дидактическом смысле представляет собой проект учебного
процесса, где представлено довольно подробное описание действий от цели до
результата урока с использованием инновационной технологии работы с информацией.
1 Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса, который
можно планировать как на одном уроке, так и в процессе изучения темы или всего курса.
Структура технологической карты в современной школе имеет несколько модификаций.
Строго обязательного описания технологической карты нет, поэтому педагоги вправе
самостоятельно изменять или дополнять часто предлагаемые технологические карты.
Пример для составления технологической карты урока. Для этого просто надо
скопировать и перенести необходимую информацию в следующую таблицу:
Эта
п
Цель Содержание
урока
Используемые
методы,
приёмы,
формы
Формируемые
УУД
Результат
сотрудничества
Средства
обучения
Действи
я
учителя
Действия
обучающихся
В начале технологической карты необходимо прописать «шапку».
Шаг 1: Заполнение «шапки»
Класс:
Тема урока:
Базовый учебник:
Шаг 2: Определяем место урока в теме, его цели (прогнозируемый учителем результат,
который должен быть достигнут к концу урока) и задачи.
Цель (например):
организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур
приветствия/прощания;
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв
алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции;
организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного
материала, организовать проверку знаний алфавита;
Задачи :
Образовательная (познавательная, когнитивная). Пример
описания: формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать,
обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся
посредством знакомства с новыми словами…
Развивающая. Пример описания: развивать коммуникативные навыки
сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения и
произношения изученных слов; способствовать развитию умений учащихся
2 обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать
необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений устанавливать
причинноследственные связи, ситуации, способствующие развитию умений
анализировать, условия для развития умений и навыков работы с источниками
учебной и научнотехнической информации, выделять главное и характерное,
условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять
главное, оценке различных процессов, явлений и фактов; содействовать развитию
умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях,
способствовать развитию волевых качеств учащихся, развитию умений творческого
подхода к решению практических задач, развитию технологического (абстрактного,
логического, творческого) мышления.
Воспитательная. Пример описания: создать/обеспечить условия для воспитания
чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи,
отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам,
осознанию ценности физического здоровья, содействовать развитию интереса к
изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на
уроках через средства обучения.
Задачи могут повторяться из урока в урок и это нормально — ведь мы не можем развить
внимание, улучшить память или мотивировать к изучению за один урок.
Тип урока (пример): урок изучения нового, урок закрепления знаний, урок комплексного
применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и оценки
знаний (или урок формирования речевых навыков, урок совершенствования речевых
навыков, урок развития речевых умений).
Теперь переходим непосредственно к заполнению таблицы.
Шаг 3: Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. Тут же можно прописать и
языковые аспекты (фонетика, лексика, грамматика), и виды речевой деятельности
(аудирование, говорение, письмо, чтение), чтобы проследить последовательность и
логичность.
Этапы урока:
Организационный этап
• Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания
•
Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.
Проверка выполнения домашнего задания
• Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и
устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
• Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые
самостоятельные работы
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
• Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта
• Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического
вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты
мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой
будет открыта при работе над новым материалом
Этап усвоения новых знаний и способов действий
3 • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого
материала
• Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому
выбору
Работа с определением
•
• Использование обыденных аналогий
• Представление основного материала одновременно в словесной и знаково
символической формах, представление изученного материала в сравнительных и
классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение,
использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное
обучение, построение структурнологической схемы, генетический метод обучения
Первичная проверка понимания изученного
• Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы,
провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому
материалу
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала,
глубины понимания
Использование взаимообразных задач, вопросноответное общение, придумывание своих
заданий
Применение знаний и способов действий
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в
разнообразных ситуациях
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая
работа, дискуссия
Обобщение и систематизация
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить
установление внутрипредметных и межпредметных связей
Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блокформулы:
уменьшаемоевычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение
существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов
решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми
данными (способность к оценочным действиям)
Коррекция знаний и способов действий
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия
• Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
• Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с
пропусками, структурнологические схемы с пропусками
Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего
задания
Три уровня домашнего задания:
o Стандартный минимум
o Повышенный
o Творческий
4 ∙ Подведение итогов занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися
∙ Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния,
мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение….
Обязательно включить физминутку (на 20—25 минуте), а лучше две (на 12 и 22 минуте).
Шаг 4: Прописываем цели каждого этапа, например: усвоить, закрепить, обобщить и т. д.
Шаг 5: Содержание урока — действия учителя и действия учащихся.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ß Проверяет готовность обучающихся к уроку.
ß Озвучивает тему и цель урока.
ß Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
ß Выдвигает проблему.
ß Создает эмоциональный настрой на…
ß Формулирует задание…
ß Напоминает обучающимся, как…
ß Предлагает индивидуальные задания.
ß Проводит параллель с ранее изученным материалом.
ß Обеспечивает мотивацию выполнения…
ß Контролирует выполнение работы.
ß Осуществляет:
а) индивидуальный контроль;
б) выборочный контроль.
ß Побуждает к высказыванию своего мнения.
ß Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
ß Диктует.
ß Дает:
а) комментарий к домашнему заданию;
б) задание на поиск в тексте особенностей...
ß Организует:
а) взаимопроверку;
б) коллективную проверку;
в) беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
г) оценочные высказывания обучающихся;
д) обсуждение способов решения;
е) поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
ж) самостоятельную работу с учебником;
з) беседу, связывая результаты урока с его целями.
ß Подводит обучающихся к выводу о…
ß Наводящими вопросами помогает выявить причинноследственные связи в…
ß Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников
ß Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся
на уроке.
5 ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ß По очереди комментируют…
ß Приводят примеры.
ß Пишут под диктовку.
ß Проговаривают по цепочке.
ß Работают с научным текстом…
ß Составляют схемы.
ß Отвечают на вопросы преподавателя.
ß Выполняют задания по карточкам.
ß Озвучивают понятие…
ß Выявляют закономерность…
ß Анализируют…
ß Определяют причины…
ß Формулируют выводы наблюдений.
ß Объясняют свой выбор.
ß Высказывают свои предположения в паре.
ß Сравнивают…
ß Читают план описания…
ß Подчеркивают характеристики…
ß Находят в тексте понятие, информацию.
ß Работают с учебником.
ß Составляют опорные конспекты.
Разрабатывают мыслекарты.
ß Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
ß Высказывают свое мнение.
ß Осуществляют:
а) самооценку;
б) самопроверку;
в) взаимопроверку;
г) предварительную оценку.
ß Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
ß Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось,
что не получилось и почему).
Шаг 6: Используемые методы (репродуктивные, частичнопоисковые, объяснительно
иллюстративные), а также приёмы, формы работы обучающихся
(индивидуальная, коллективная, в парах).
Шаг 7: Формируемые УУД.
1. Личностные УУД:
формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой
деятельности;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
1. Регулятивные УУД и виды деятельности:
6
способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана
выполнения заданий);
способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более
действий);
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка
вычислений);
умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение
результатов самооценки с отметкой учителя);
умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ
задачи, определение типа задачи);
готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых
способов решения).
1. Познавательные (общеучебные) УУД:
поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной
информации, проектная деятельность)
знаковосимволическое моделирование (построение чертежей, схем, создание
краткой записи к задаче, выведение и запись формул)
умение структурировать знания;
умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде
(объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к
действиям);
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими
вариантами);
Познавательные (логические) УУД:
анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно
следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
1. Коммуникативные УУД:
умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою
точку зрения)
умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на
вопросы);
умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);
понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными
способами, предположение ответов),
уважение к другой точке зрения,
умение доказывать свою позицию,
согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах,
проектная деятельность).
Шаг 8: Результат сотрудничества должен быть согласован с поставленными задачами
каждого этапа урока.
Шаг 9: Прописывайте средства обучения так, чтобы вы могли видеть сразу все, что вам
понадобится на данном этапе.
Теперь мы сохраняем на компьютере макет карты с пустыми колонками и строками и
заполняем уже подготовленной информацией. Надеюсь, вы сможете существенно
сократить время на подготовку к уроку по новым требованиям.
7 8
Проектируем технологическую карту урока
Проектируем технологическую карту урока
Проектируем технологическую карту урока
Проектируем технологическую карту урока
Проектируем технологическую карту урока
Проектируем технологическую карту урока
Проектируем технологическую карту урока
Проектируем технологическую карту урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.