Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области
Индивидуальный итоговый проект
“Ломоносов - как ученый и общественный деятель”
Выполнил: Грубов Артём,
учащийся 8А класса
Научный руководитель:
Сизова Ольга Николаевна,
учитель музыки, педагог-библиотекарь
высшей квалификационной категории
Галич
2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ГЛАВА. Роль М.В. Ломоносова в общественной жизни России 4
1.1. Детство 4
1.2. Путь в науку 6
1.3. Вклад в развитие научной жизни 7
1.3.1. Химия и физика 7
1.3.2. Астрономия и оптика 8
1.3.3. Наука о стекле 8
1.3.4. Открытия в механике 9
1.3.5. Риторика и грамматика 10
1.3.6. Поэтическая теория и теория "трех штилей" 10
1.4. М.В. Ломоносов - общественный деятель 11
1.5. Завещания потомкам 12
II. ГЛАВА. Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии 14
ВЫВОД 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЯ 20
«Ломоносов вошел в мировую историю как универсальный гений. По необъятности интересов он превосходил даже Леонардо да Винчи. Одно перечисление родов занятий великого ученого впечатляет: химия и физика, металлургия и горное дело, астрономия, география и этнография, народное просвещение, история, языкознание, ораторское искусство и поэзия, экономика и социология, организация науки и производства. Во всех этих направлениях деятельности М.В. Ломоносов проявил выдающиеся знания и способности, чем завоевал мировую славу.” - пишет общественный деятель Владимир Никитин.
У истоков новой русской художественной литературы и современной науки высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов.
Он поистене был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия - вот основные отрасли, в которых он работал. И везде - он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.
Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Мне стало интересно, а как сумел М.В. Ломоносов сочетать в себе все эти качества и куда были направлены его научные деяния? Какова была мотивация его поступков? С головой погружаясь в научные открытия, стоя на службе государевой, замечал ли он жизнь простых людей? Какова была его гражданская позиция? Чтобы ответить эти вопросы, я и решил подробнее познакомиться с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова.
Я посмел предположить, что всё, что ни делал Ломоносов, он это делал для народа и России, внося личный и весомый вклад в различные области жизни общества.
Предмет исследования - историческая литература содержащая информацию о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его научных достижениях.
Объектом исследования является личность М.В. Ломоносова как общественного деятеля и гражданина.
Цель: раскрыть роль М.В. Ломоносова как ученого и общественного деятеля.
Для раскрытия темы исследования, необходимо решить следующие основные задачи:
1. Познакомиться с биографией М.В. Ломоносова.
2. Узнать о его вкладе в развитие различных наук.
3. Рассмотреть роль М.В. Ломоносова как общественного деятеля.
4. Оформить данные по проекту в виде электронной страницы виртуальной интерактивной энциклопедии “Феномен Ломоносова”
Методы исследования: анализ литературы, систематизация, сравнение, обобщение.
Теоретическая значимость проведенного исследования позволит осмыслить и в значительной мере углубить представление о роли великого человека как гениального ученого, просветителя, общественного деятеля.
Практическим результатом будет создание виртуальной страницы с опубликованными материалами моего исследования в электронной интерактивной выставке, посвященной 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова “Феномен Ломоносова”. Данный материал может быть полезен учащимся и педагогам общественных и естественнонаучных дисциплин при проведении уроков, подготовке внеклассных мероприятий, в самообразовании.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765). Родился в деревне Денисовка, около села Холмогоры Архангельской губернии, в крестьянской семье (приложение 1). Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров) был черносошным крестьянином. Он имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу. Мать Ломоносова - Елена Ивановна, урожденная Сивкова, дочь дьякона, умерла, когда сыну было 9 лет.
О раннем детстве и отрочестве Ломоносова до нас дошли крайне скудные сведения. Мне не удалось встретить ни одной строчки, в которой бы сам Михаил Васильевич вспоминал о своей матери. Следует думать, что она умерла тогда, когда сыну ее было всего несколько лет. Отец женился вторично на дочери крестьянина Михаила уского. Мачеха не любила пасынка. Ломоносов называет ее злой и завистливой, говорит, что она “всячески старалась произвести гнев в отце” и вооружить его против сына. Такие тяжелые семейные условия, несомненно, имели большое влияние на складывающийся характер мальчика.
Лишь только минуло Михаилу 10 лет, как отец стал его брать с собою на рыбную ловлю в Белое море и Северный океан (приложение 2). Это делалось не только потому, что Василий Дорофеевич хотел приучить своего сына к морю и воспитать из него доброго рыболова и моряка, но и потому еще, что отец просто нуждался в помощнике для своего дела. Мальчик был здоровый, крепкий и сильный, так что ж ему дома сидеть, у печки греться да с мачехой ссориться!
Во время этих трудных и продолжительных поездок — по четыре недели подряд и более — молодой Ломоносов знакомился с величественной и суровой природой Северного океана; при этом он не оставался только простым созерцателем диких красот далекого Севера; нет, весьма нередко отец и сын вынуждены бывали вступать в жестокую борьбу с разбушевавшимся океаном, в борьбу, которая могла закончиться только или победою над грозной стихией, или смертью их обоих.
Но помимо того, что эти далекие плавания развивали и укрепляли в мальчике стойкость характера, волю и смелость, они давали ему возможность знакомиться с бытом северных обитателей, с их нравами и обычаями, со всевозможными промыслами и вообще наблюдать множество новых лиц, весьма различных по своему положению и кругозору.
Таким образом, хотя мальчик до двенадцати лет и не учился грамоте, но его естественные умственные способности отнюдь не были лишены развивающей их пищи. Ему приходилось сталкиваться с самыми разнообразными явлениями жизни и строить самостоятельно свои выводы. Так что можно с уверенностью сказать, что по своему умственному развитию в эти двенадцать лет Ломоносов стоял на несравненно высшей ступени, чем, например, какой-нибудь петербургский школьник, сверстник его по летам, всю свою жизнь просидевший в каменном доме каменного города.
Первым учителем Ломоносова был крестьянин той же Куростровской волости Иван Шубной, сын которого Федот Иванович Шубин впоследствии, вероятно не без содействия Ломоносова, состоял при Академии художеств.
Будущего ученого рано обучили грамоте, и в свободное время он читал. Его любимыми книгами, "вратами учености", были "Грамматика" Смотрицкого и "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого (приложение 3). Ломоносов выучил эти книги буквально наизусть и хотел продолжить обучение.
В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730 без ведома отца (приложение 4). Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, так называемые "Спасские школы". Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми, и ему приходится терпеть их насмешки. Позже Ломоносов вспомнит свою "несказанную бедность" в этот период - он существует только на скромную стипендию - три копейки в день. К прочим неприятностям добавляются еще и постоянные укоры отца. Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней "наукой". В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.
За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, обучаясь у крупнейшего философа и физика Христиана Вольфа химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано "учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике". В 1738 году Ломоносов шлет из Германии в Россию письмо на немецком языке, содержащее полный отчет о том, какие лекции он прослушал и какие книги приобрел. В письме содержалось еще рассуждение о физике на латинском языке и стихотворный перевод оды Фенелона, воспевающий счастье уединенной жизни в сельской местности.
В 1739 году русских студентов переводят из Марбурга в Фрейберг к горному советнику Генкелю, также с целью обучения. Академия наук высылала деньги нерегулярно, материальное положение студентов по приезду в Марбург резко ухудшилось. В этом же году Ломоносов пишет известную в филологии работу "Письмо о правилах российского стихотворства" и знаменитую "Оду на взятие Хотина", воспевающую доблесть русской армии, сражавшейся в Турции.
В 1740 году Михаил Ломоносов, устав от безденежья и унизительных просьб к Генкелю, ссорится с ним и покидает Фрайберг. Он странствует по Германии, знакомится с людьми. В этот же период он женится на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург. Его зачислили в штат Академии наук адьюнктом по физике (1742 г.), а в 1745 г. он стал профессором химии.
Известно, что Ломоносов вел обширную исследовательскую работу по химии. В 1741 г. в своей работе "Элементы математической химии" (приложение 5) Ломоносов изложил свою корпускулярную теорию строения вещества. С помощью своей корпускулярной теории Ломоносов опроверг существовавшую до середины XVIII в. теорию, согласно которой тепло распространялось и передавалось с помощью некой огненной материи, называемой "теплородом".
Закон сохранения материи. До Ломоносова считалось, что постоянным в природе остаётся лишь количество механического движения. Ломоносов же был убеждён, что если материя убывает где-то в одном месте, то она непременно прибавится в другом. Закон сохранения материи и движения, сформулированный Ломоносовым, является всеобщим законом естествознания.
Сформулировал в 1748-1756 гг. закон "масса реагентов равна массе продуктов реакции", установленный в результате проведения опытов по обжигу свинца и других металлов в запаянных сосудах.
В декабре 1759 г. М.В. Ломоносов и И.А. Браун первыми получили ртуть в твёрдом состоянии. Важным моментом этого открытия среди прочего является то, что Ломоносов первый показал электропроводность и "ковкость" ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.
Им были, в частности, разработаны приборы для физических исследований химических объектов. В плане физики Ломоносов, кроме прочего, совместно с ученым Г.В. Рихманом исследовал атмосферное электричество (приложение 6). Большой вклад Ломоносов внёс в изучение происхождения грозовых разрядов. Он доказал с помощью экспериментов, что они имеют электрическую природу. Опыты по физике и химии М.В. Ломоносов проводил в своей лаборатории, которая была открыта в 1748 г. при Академии наук.
Среди множества наук, в развитие которых Ломоносов внёс существенный вклад, одно из наиболее видных мест занимает астрономия. Главным результатом астрономических исследований Ломоносова, несомненно, является открытие им наличия у Венеры атмосферы. Это открытие Ломоносов совершил во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца 26 мая (6 июня) 1761 года (приложение 7).
Помимо открытия атмосферы Венеры Ломоносов сыграл важную роль в подготовке и организации ряда астрономических, геодезических и географических экспедиций.
М.В. Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп, а также "горизонтоскоп" - большой перископ с механизмом для горизонтального обзора местности. Ломоносов стоит у истоков русской теоретической оптики. Он также усовершенствовал конструкцию отражательного телескопа (ныне эта конструкция называется системой Ломоносова-Гершеля) и создал "ночезрительную трубу", позволяющую видеть удалённые предметы в глубоких сумерках. Ломоносов ввёл в обращение десятки научных терминов из области астрономии, многие из которых используются до сих пор, как, например, законы движения планет, земная ось, горизонт, преломление лучей, полнолуние, созвездие, атмосфера и другие.
В октябре 1748 года была построена химическая лаборатория (приложение 8) и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.
Здесь он провёл более четырех тысяч опытов и разработал технологию цветных стёкол: прозрачных и "глухих" - смальт. Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. М.В. Ломоносов разгадал рецептуру красного стекла, известную еще со времен Древнего Рима, но утерянную. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал Ломоносову исследования по разработке цветных стёкол. В 1753-1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы М.В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. Одна из самых знаменитых картин работы М.В. Ломоносова "Полтавская баталия", посвященная крупнейшему сражению Северной войны между русской армией под командованием Петра Великого и шведской армией Карла XII.
М.В. Ломоносов, независимо от Леонардо да Винчи разработал летательный аппарат вертикального взлёта - первый прототип вертолёта (приложение 9), при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов, а только подъём метеоприборов.
Много сил и времени отдавал учёный занятиям прикладным искусством. Ломоносов не просто, как химик и материаловед, возродил мозаичное производство в России и, как художник, сам создал серию мозаичных полотен. При устройстве стекольной фабрики для выделки разноцветного стекла, стекляруса, бисера и т.п. он сам проектировал станки.
Впечатляет и перечень научных приборов, созданных Ломоносовым для проведения исследований, говоря современным языком, в гидромеханике, аэродинамике, теории упругости, теории пластичности. Так, при устройстве оптической мастерской им были разработаны: автоматически действующий и записывающий анемометр, универсальный барометр (статический гравиметр), рефрактометр, батоскоп (для измерения глубины и взятия проб грунта), фотометр для определения яркости звёзд, «ночезрительная» труба (прообраз современных зенитных труб и биноклей), приборы для испытания твёрдости и износоустойчивости материалов, вискозиметр, микроскопы новой конструкции, зеркальные телескопы, перископы, термометры, мореходные приборы – самопишущий компас, морской барометр, клизеометр (измеритель сноса корабля под влиянием ветра), цимотометр (измеритель положения корабля при килевой качке), механический донный лаг. Для этого ему потребовалось выполнение токарных, шлифовальных, слесарных, столярных, кузнечных и прочих механических работ.
О многочисленности и разнообразии приборов, об огромной проделанной экспериментальной работе позволяет судить замечательный лабораторный дневник Ломоносова – «Химические и оптические записи»: он содержит 169 записей с планами различных опытов или приборов. Научной работой, в том числе экспериментальной, он занимался самозабвенно, считая, что опыты ему «вместо лекарства служить имеют».
Ломоносов впервые создает сначала "краткую", а потом и "пространную" "Риторику" - руководство по теории литературы на русском языке. В 1757 году Ломоносов составляет "Российскую грамматику" - первое научное описание русского языка (приложение 10).
Главную роль в познании мира Ломоносов отводил языку. Он глубоко осознал связь языка и мышления с конкретным пространством и временем. Рассматривал язык не как застывшее явление, а как живой развивающийся организм, зависящий от миропонимания и нрава народа, среды его обитания, уровня развития техники, науки, культуры. Ломоносов писал, что “Разум и слово есть хранители наших действий. А грамматика является первой предводительницей ко всем наукам». Он говорил, что «без русской грамматики тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция”.
Ломоносов завершает реформу русского стиха, начатую Тредиаковским. В "Письме о правилах российского стихотворения" (1739) Ломоносов теоретически обосновал силлабо-тонический принцип как общий и единый принцип российского стихосложения. Он узаконил трехсложные размеры наряду с ямбом и хореем; ввел не только женские, но и мужские рифмы и даже "тригласные", т.е. дактилические; распространил новый принцип на стих любой длины. Все эти нововведения благотворно сказались впоследствии на развитии русской поэзии.
В 1755-1757 годы - Ломоносов пишет трактат "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке", в котором разрабатываются проблемы стиля, поэтического слога, устанавливается природа "речений" в современном живом русском языке и излагается знаменитая теория "трех штилей", согласно которой в риторике и поэтике различаются три стиля: высокий стиль - торжественный величавый, к нему относились следующие жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь; средний стиль - элегии, драмы, сатира, эклоги, дружеские сочинения; низкий стиль - комедии, письма, песни, басни.
В 1748 при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа (приложение 11).
В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне", имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы графом И.И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер.
1752 - 1753 годы - Ломоносов читает студентам курс "Введение в истинную физическую химию". Лекции сопровождаются практическими опытами (приложение 12).
В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет. В 1756 отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете.
В 1757 году Ломоносов становится членом Академической канцелярии, теперь он может участвовать в управлении делами Академии.
В 1758 Ломоносову было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии наук. Основной задачей Географического департамента было составление "Атласа Российского" - фундаментального труда, куда должны были войти физико-географические и экономико-географические знания, полученные в ходе специальных экспедиций.
В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование.
1759 год - Ломоносов пишет "Рассуждения о большой точности морского пути". В этих "Рассуждениях…" ученый описывает ряд новых, изобретенных им приборов для определения долготы и широты. В этой же работе Ломоносов предложил, первым из современников, организовать международную Мореплавательную академию.
1761 год - проанализировав данные, полученные из разосланных ранее анкет, Ломоносов пишет трактат "О сохранении и размножении российского народа" (приложение 13). Здесь ученый выдвигает ряд предложений по принятию законов для увеличения населения России. Предлагалось повышать рождаемость, сохранять родившихся и привлекать иностранцев в русское подданство.
В 1763 избран членом Российской Академии художеств.
В 1764, под влиянием его сочинения "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном", снаряжается экспедиция в Сибирь.
Уже в конце жизни Ломоносов создает фундаментальный исторический труд "Древняя Российская история" (приложение 14), опубликованный уже после его смерти. Как историк, Ломоносов разработал свою концепцию развития России, основанную на православии, самодержавии и духовно-нравственных ценностях русского народа. В ходе русской истории Ломоносов выделял шесть периодов. Ученый выдвинул теорию славяно-чудского происхождения Древней Руси, и последующие историки приняли эту теорию.
В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук.
Ломоносов оставил нам, потомкам, семь главных заветов.
Первый — служить народу и работать во благо Отечества, укреплять могущество России, наращивая его освоением Сибири, Севера и Космоса.
Второй — правильно выбирать модель развития России в соответствии с пространством и временем. Развивать науку, образование, культуру и экономику на основе Русского Ума и Русского Лада.
Третий — постигать истину и вести просвещение народа, создавая систему образования, т.е. обучение и воспитание молодого поколения на основе образов реальной действительности, тесной связи теории и практики.
Четвертый — беречь и развивать русский язык, как главную святыню русского народа, как основу научного познания и духовного сплочения народов России. Постигать русскую грамматику и риторику.
Пятый — сохранять связь времен и поколений. Не допускать фальсификации русской истории и унижения русского достоинства, давать отпор русофобии, крепить дружбу народов России.
Шестой — развивать экономику России, как единый народно-хозяйственный комплекс на основе единства науки и производства. Русская наука должна служить не получению презренного прибытка, а укреплению могущества России и благосостояния её народа.
Седьмой — проявлять отвагу и уметь постоять за себя и за Россию.
Подытоживая свой жизненный путь, Ломоносов писал 30 января 1761 года, что природа дала ему терпение, благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий, мешающих распространению науки в Отечестве. А препятствий было много. И главное из них – это насаждаемое в годы царствования Анны Иоановны западное умственное иго.
Главное, что сейчас должны взять из Ломоносовского наследия на вооружение патриоты России — это его отвагу, дерзость, умение постоять за себя и Россию.
Главную суть ломоносовского наследства верно осознал и выразил в стихах поэт и дипломат Ф.И. Тютчев. Вот его цитата: «Да, велико его значенье. Он верный Русскому уму. Завоевал им Просвещенье!».
Ломоносов доказал, что для эффективного развития России необходимо мыслить и действовать по русски. Ломоносов, получивший образование в Европе, отверг европейский антропоцентризм, как абсолютно неприемлемый и губительный для России. Основываясь на «русском уме», Ломоносов стал основоположником научного русского космизма. Он стал убежденным и активным проводником не западной, а русской модели развития России.
Живя по Правде, в единстве слова и дела, он сам стал образцом такой гармонии. Ломоносов олицетворял в себе единство материального и духовного мира, проявляя гениальность и в естественных и в гуманитарных науках. Он был истинным творцом–созидателем, великим тружеником и патриотом России. Ломоносов оставил нам в наследство соответствующий «русскому уму» целостный диалектический проект науки и теорию познания, основанную на изучении реальной действительности.
Ломоносов обосновал теоретически и доказал на практике, что к могуществу приведет Россию только стратегия подъема народного духа и его творческого созидания.
К 310-летию со дня рождения великого ученого мы со своими одноклассниками решили подробнее познакомиться с направлениями научной и культурной деятельности М.В. Ломоносова. Написав исследовательские проекты, посвященные каждой из предметных сторон деятельности ученого, было решено объединить их все под одной темой «Феномен Ломоносова-человека, опередившего время» и создать электронную версию (приложение 15): https://view.genial.ly/618b712f5da8380dd2976c34/presentation-vystavka-fenomen-lomonosova . Форма была выбрана – виртуальная интерактивная выставка-энциклопедия.
Электронная энциклопедия упрощает доступ к большим объемам информации, которая систематизирована и структурирована в соответствии с выбранной темой. Соединив её с виртуальной выставкой, у нас получился новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании выставки-энциклопедии расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.).
Каждый из ребят создавал свою страничку данной выставки-энциклопедии, продумывал её оформление и содержание в соответствие со своей темой проекта. Мною была оформлена страница “Ломоносов - как ученый и общественный деятель” (приложение 16). Применяя различные технологии, сетевые ресурсы, модели исполнения, мы искали иллюстрации, фотографии, цитаты, статьи и книги, фотографии, видео и многое другое.
Виртуальная выставка-энциклопедия создана с помощью сервиса для создания интерактивного контента Genially.
Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т.д. Этот сервис позволяет одновременно работать в нём нескольким пользователям, что для создания совместного проекта оказалось очень актуально.
В итоге, мною и ребятами, участниками этой исследовательской деятельности были проанализированы источники информации по теме исследования, сформирован список необходимых материалов для разработки информативно-актуального мультимедийного контента. Подготовлены и структурированы данные на основе классификации по направлениям деятельности учёного, периодам его творчества и значимости. Подготовлен интерфейс электронной мультимедийной выставки-энциклопедии, а наполнение энциклопедии происходило подготовленным материалом в различных формах представления. Получился своеобразный инструмент просвещения и патриотического воспитания молодежи в современных условиях, сохранения и передачи научной, культурной и исторической памяти народа.
«…Те, кто хоть на одно мгновение осознал цель и смысл жизни,
начинают подниматься с большей уверенностью; они идут в первых
рядах и как бы ведут за собой остальную толпу странников. Они идут
скорее, потому что видят цель впереди, знают направление и пытаются
осмыслить свою жизнь. Они начинают воспитывать себя и пытаются
помочь товарищам, простирая им руки помощи и увлекая их быстрее вперед»
Анни Безант
Изучая литературу о деятельности М.В. Ломоносова, я смог убедиться какой огромный вклад в науку XVIII в. внес ученый, узнал о его литературном творчестве, понял, что мотивацией его поступков всегда было служение Отечеству.
Высокая гражданская позиция не позволяла Ломоносову спокойно сидеть в лаборатории и готовить длинные ряды цифр. Он бросался туда, где видел ущемление государственных интересов России, пренебрежительное отношение к ее истории, ее будущему, стремление принизить образ России в общественном мнении. Ломоносов – труженик на государственной ниве, но именно там, куда его привела судьба, – в науке.
Развитие и распространение российской науки – вот то, ради чего ученый, оставляя тишину лаборатории, борется с чиновниками, составляет многочисленные проекты преобразования Академии, даже подвергает себя унижениям вечного просителя перед сильными мира сего. Как тут не вспомнить стихотворение 1761 г., написанное Ломоносовым, когда он ехал к императрице с очередным прошением:
«Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!..
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, все твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому».
Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта.
В своей научной деятельности Ломоносова всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему отечеству в первую очередь, старался сделать науку достоянием общества. Так, например, он первый в России стал читать публичные лекции по физике.
Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа. По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь имя своего великого основателя.
Учёный-патриот, в науке он видел огромный потенциал для улучшения жизни народа. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
Михаил Васильевич стремился рассказать об очень многих явлениях и вещах, происходящих в нашей жизни, он хотел сам понять, разобраться и потом донести людям знания, и ему это удалось сделать. Мне кажется, что при жизни его могли считать чудаком, потому что не все, что он делал и открывал, было сразу понятно людям, а после его смерти все его открытия, все его научные и философские познания, все его произведения были опубликованы и люди увидели, кого они потеряли. В жизни у каждого человека должно быть место подвигу, у каждого пусть он будет свой. Но такими людьми, как Ломоносов нужно искренне восхищаться потому, что ему было дано донести до людей те энциклопедические знания, которыми обладал человек-университет.
Сам Ломоносов больше думал не о своей мировой славе, а о развитии и укреплении России. Крепкими узами он был связан с русским народом и с Отечеством и не жалел сил и трудов для их блага.
Ломоносов создал для потомков научную, образовательную и культурную базу, познание которой нынешним поколением позволит быстро вернуть величие России.
Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта. Как ученый Ломоносов работал в области многих наук, обнаружив необычайную широту и разносторонность своих дарований, исключительную творческую одаренность.
Он сделал много важнейших открытий, особенно в любимых им науках – физике и химии.
Так, опередив на сто лет свое время, он доказал, что тепло получается от внутреннего движения молекул – мельчайших частиц, из которых состоят все окружающие нас тела. Он разработал теории газа и света, которые лишь много лет спустя стали достоянием западноевропейской науки, и сделал важные открытия в области атмосферного электричества.
Он организовал первую в России химическую лабораторию, ввел химические весы, открыл закон сохранения вещества и энергии и т. д. Он положил начало таким наукам в России, как языкознание, история, география.
Эти прекрасные черты Ломоносова-ученого неразрывно были связаны в нем с выдающимися качествами общественного деятеля. Горячий патриот, Ломоносов не щадил себя в борьбе за благо отечества, за отечественную науку. “Я к сему себя посвятил, – говорил он, – чтобы до гроба моего с неприятельми наук российских бороться… стоял за них смолоду, на старость не покину”. На протяжении всей своей работы в Академии наук он вел борьбу против иностранцев, возглавлявших академию, так как они препятствовали развитию просвещения в России и преграждали доступ к науке русским.
Ломоносов был уверен, что для развития науки в России и для просвещения Отечества необходимо воспитание собственных ученых, своих специалистов, своих образованных людей. Это – главный смысл заведения Академии наук. И тогда, мечтал Ломоносов, «расширенная и оснащенная… Академия наук будет таковою не только по названию, но и по знаменитым делам своим и по истинной пользе, приносимой государству, и приобретет заслуженную известность во всем мире во славу Российской империи».
В многочисленных своих произведениях – научных, публицистических и поэтических – Ломоносов выдвигал и отстаивал необходимость распространения просвещения в России, развития в ней промышленности, научной разработки вопросов сельского хозяйства, создания русских специалистов во всех областях знания. Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа.
По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь, в советскую эпоху, имя своего великого основателя.
● Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008. - 816 с.
● История России. Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.: ил.
● Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - Автор-составитель В. Балязин. - 848 с.
● Справочник школьника: 5-11 классы. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 768 с.
● Хрестоматия по литературе для средней школы. Учебн., пособие для 5-9 кл. / - СПб.: 1994. - 656 стр.
● Львович-Кострица А. И. Михаил Ломоносов. Его жизнь, научная, литературная и общественная деятельность // КАРТАСЛОВ.РУ — Карта слов и выражений русского языка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%90_%D0%98_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%95%D0%B3%D0%BE_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8/1 (дата обращения: 12.11.2021 г.)
● М.В. Ломоносов. Вклад в развитие общественной жизни // Учебные материалы онлайн [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studwood.ru/509174/istoriya/vklad_razvitie_obschestvennoy_zhizni#860 (дата обращения: 15.11.2021 г.)
● Ломоносов доказал, что для эффективного развития России необходимо мыслить и действовать по-русски // МИРТЕСЕН [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://exklu.mirtesen.ru/blog/43489287825/Lomonosov-dokazal-chto-dlya-effektivnogo-razvitiya-Rossii-neobho (дата обращения: 25.11.2021 г.)
Приложение 1
Рис. 1. Деревня Денисовка, около села Холмогоры Архангельской губернии
Приложение 2
Рис. 2. Детские годы Ломоносова
Приложение 3
Рис. 3. "Грамматика" Смотрицкого и "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого
Приложение 4
Рис. 4. Путь Ломоносова в Москву
Приложение 5
Рис. 5. "Элементы математической химии"
Приложение 6
Рис. 6. Ломоносов и Рихман во время проведения опытов с электричеством
Приложение 7
Рис. 7. 6 июня 1761 года во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл атмосферу на Венере
Приложение 8
Рис. 8. Химическая лаборатория
Приложение 9
Рис. 9. Прототип вертолета
Приложение 10
Рис. 10. “Российская грамматика”
Приложение 11
Рис. 11. Ломоносов на заседании Академии наук
Приложение 12
Рис. 12.
Приложение 13
Рис. 13. трактат "О сохранении и размножении российского народа"
Приложение 14
Рис. 14. “”Древняя Российская история”
Приложение 15
Рис. 15. Виртуальная интерактивная энциклопедия “Феномен Ломоносова”, созданная учащимися
Приложение 16
Рис. 16. Страница “Ломоносов - ученый и общественный деятель” электронной энциклопедии
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.