Проект_Ломоносов - выдающийся химик своего времени
Оценка 4.6

Проект_Ломоносов - выдающийся химик своего времени

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
29.03.2022
Проект_Ломоносов - выдающийся химик своего времени
Проект_Ломоносов - выдающийся химик своего времени.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

Ломоносов - выдающийся химик своего времени

 

 

 

Выполнил: Смирнов Егор,

учащийся 8А класса

Научный руководитель:

Сизова Ольга Николаевна,

учитель музыки, педагог-библиотекарь

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

Галич

2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  2

      I.            ГЛАВА. ”Истинный химик должен быть теоретиком и практиком” 4

1.1. Трудный путь в науку                                                                        4

1.2. Химия как наука                                                                                5

1.2.1 Становление химии в России                                                      5

1.2.2. Ломоносовская характеристика химии                                      8

1.3. Ломоносов – первый профессор химии в России                              9

   II.            ГЛАВА. Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии                                                                 12

ВЫВОД                                                                                                      13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                        15

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                        16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

"Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие.… Куда ни

посмотрим, куда не оглянемся, везде обращается перед очами нашими

успехи её прилежания"

М.В. Ломоносов

В истории отечественной и мировой науки Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованных русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которые он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук.

Многие идеи Ломоносова опередили науку его времени на столетие.

Понять истинный смысл его научного творчества могли лишь немногие его современники, тем более трудно оценить по достоинству  вклад Ломоносова в науку  его потомкам.  Как оказалось, общепринятые высокие оценки научного творчества М. В. Ломоносова совсем не преувеличены. Гений Ломоносова прикасался к самым  различным областям знаний, оставив в каждой из них основательные и оригинальные труды.

Меня в большей степени заинтересовал  вклад ученого в развитие химии, поскольку химию М.В. Ломоносов  считал главным делом своей жизни. Мне захотелось подробнее узнать и понять личность великого ученого, выявить, какую роль он сыграл в развитии химической науки, что своей деятельностью привнес в ее практическое применение? И прав ли был Ломоносов, утверждая, что один опыт может быть выше тысячи мнений? Ответить на эти вопросы и подтвердить предположение, что «волей и трудом именно этого человека был изменен существующий порядок вещей» я и постараюсь в своем проекте на тему “Ломоносов  - выдающийся химик своего времени”.

Предмет исследования  - историческая литература содержащая информацию о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его научных достижениях.

Объектом исследования являются научные открытия учёного в области химии.

Цель: познакомиться с жизнью и деятельностью великого русского учёного М.В.Ломоносова, его важнейшими работами в области химии.

Для раскрытия темы исследования, необходимо решить следующие основные задачи:

1.     Познакомиться с биографией М.В. Ломоносова.

2.     Рассмотреть важнейшие открытия М.В.Ломоносова в области химии и их роль в развитии современной химической науки.

3.     Охарактеризовать взаимодействие науки и практики и убедиться в значении химии для практической деятельности людей.

4.     Материал проекта оформить в виде электронной страницы виртуальной интерактивной энциклопедии.

Методы исследования: анализ литературы, систематизация, сравнение, обобщение.

Теоретическая значимость проведенного исследования позволит осмыслить и в значительной мере углубить представление о химической науки, её практическом применении, роли М.В. Ломоносова в её развитие.

Практическим результатом будет создание виртуальной страницы с опубликованными материалами моего исследования в электронной интерактивной выставке, посвященной 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова “Феномен Ломоносова”. Практическая значимость моего исследования – способствовать пробуждению  познавательного интереса к изучению основ химии. Материалы проекта могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке к урокам и проведении внеклассных мероприятий, во время самообразования.

 

      I.            ГЛАВА. ”Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”

 

1.1. Трудный путь в науку

Биография Ломоносова достаточно известна. Родился в деревне Мишанинская, вблизи Холмогор, в Архангельской губернии. День его рождения датируется “Михайловским днем” (8 ноября старого стиля) 20 ноября 1711 года (приложение 1).

Ломоносов был сыном крестьянина-помора Василия Дорофеева. Ломоносова неодолимо влекло к книгам, хотелось многое узнать, он мечтал учиться, открыть для себя новый мир значений, мечтал о великих свершениях. На родине Ломоносов учиться не имел возможности . Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

И вот, в начале декабря 1730 года М.В.Ломоносов без разрешения отца ушёл из дома, с санным обозом отправился в дальнюю дорогу на Москву (приложение 2). Около полутора месяцев находился обоз в пути.

Ну вот и она, белокаменная! В 1731 году Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию (в просторечии “Спасские школы”) - первое духовное учебное заведение Московского государства (приложение 3). Жизнь в академии была далеко не лёгкой, за своеволие сына отец отказался присылать деньги на содержание в академии.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. В 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками “в науках достойными” был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук.

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, “испытать” законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке. Редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

 

1.2. Химия как наука

1.2.1 Становление химии в России

Химия стала оформляться как наука уже к началу XVIII в. Однако ее прогресс значительно уступал успехам в других областях естествознания: физике, математике, механике, бурное развитие которых было связано с творчеством Галилея, Бэкона, Декарта, Лейбница и в особенности Ньютона. Хотя к тому времени химики накопили большой фактический материал, он еще не был систематизирован и обобщен. В значительной степени химия оставалась придатком Фармакологии и медицины. Ее уделом было в основном изготовление лекарственных препаратов. Поэтому, как правило, химии обучались врачи и фармацевты. Правда уже и тогда химические процессы использовались для анализа металлических руд исследования металлов и сплавов в пиротехнике и других областях.

По-разному шло развитие химии в европейских странах. В Германии, например, химики сосредоточили свое внимание на усовершенствовании процессов прикладной химии и химической технологии. Ученые Англии и Швеции, работая над теми же проблемами, изучали также свойства и процессы получения различных газов, положив этим начало так называемой пневматической химии. Во Франции первой половины XVIII в. химия не обогатилась сколько-нибудь известными открытиями. Зато в конце XVIII в. французские химики блестящими работами А. Лавуазье, К. Бертолле, Л. Гитова де Моров, А. Фуркруа, Г. Монжа и др. возвеличили химию выдающимися открытиями, осуществили подлинную научную революцию в химии.

Развитие химии в России в XVII-XVIII вв. носило ярко выраженную практическую направленность. Еще в допетровские времена на Руси умели изготовлять разнообразные краски и косметические средства растительного и минерального происхождения. Было развито солеварение, особенно при монастырях. Непрерывные войны, а затем потребности горнозаводского производства вызвали расширение выпуска пороха и его важнейшей составной части-селитры, а также серы. Значительный объем работ выполнялся в области лесохимического промысла: смолокурения, углежжения, получения дегтя, производства поташа, применяемого н. стеклоделии и при изготовлении мыла. В начале XVII в. на Руси был организован Аптекарский приказ, начали появляться первые аптеки, где готовились лекарственные препараты: разные настойки, пластыри, мази и др. В перечне лекарственных препаратов, относящемся к 1644 г., упоминаются квасцы, сурик, белый купорос, сера горючая, селитра и другие лекарства.

В первой четверти XVIII в. химические промыслы в России начали развиваться особенно интенсивно. Возникли первые химические заводы с довольно значительным ассортиментом продукции, были созданы первые химические, так называемые пробирные лаборатории, которые обслуживали горнорудный промысел, металлургические и минеральные заводы. Последние вырабатывали химические продукты: купоросы, мумию и другие минеральные краски, квасцы, серу и прочие химикалии, для которых требовалось минеральное сырье. Было налажено получении канифоли и скипидара. Производство поташа, смолы, а потом и черных металлов достигло таких размеров, что был организован их вывоз в другие страны.

Таким образом, в России первой четверти XVIII в. химия развивалась в практическом направлении, удовлетворяя возраставшие экономические потребности страны. Химической науки в широком смысле слова тогда не существовало ни в России, ни за рубежом. Она делала лишь свои первые, правда уже твердые и стремительные, шаги.

В Петербургской академии наук в первые 20 лет ее существования исследования в области химии почти не производились. В 1727 г. академическую кафедру химии занял молодой врач И. Г. Хмелин, приглашенный из Германии. Он исследовал вопрос увеличения веса тел при обжигании, который интересовал многих химиков XVII-XVIII вв. В 1733 г. Хмелин отправился в десятилетнее путешествие по Сибири и стал известен своими географическими работами.

Химические исследования осуществляли также X. Э. Геллер и известный физик Г. В. Крат. Их работы были посвящены изучению плотности металлических сплавов в зависимости от состава й плотности отдельных компонентов.

В конце XVII- начале XVIII в. в Европе были опубликованы первые учебники по химии. В 1675 г. вышел “Курс химии” известного французского химика и врача Н. Лемеши. В ее основу было положено изложение различных способов приготовления известных тогда химических препаратов, применявшихся в медицине.

Значительным шагом вперед в определении предмета химии и систематизации накопленных к тому времени химических знаний явился двухтомный труд видного нидерландского ученого, профессора медицины, а потом химии и ботаники Лейденского университета Г. Бургове, опубликованный в 1732 г. Книгой Г. Бургове "Элементы химии" (приложение 4) широко пользовался Ломоносов.

В книге Г. Бургове сделана попытка некоторого обобщения химических знаний. В частности, нидерландский химик так определял сам предмет химии: Химия есть искусство, каким образом производить надежные физические операции, посредством которых при помощи соответствующих инструментов можно открывать или обнаруживать чувствительные тела и собирать их в сосуды с тем, чтобы познать отдельные полученные продукты и причины действий, а также применение этих продуктов в различных искусствах.

 

1.2.2. Ломоносовская характеристика химии

Ломоносова не удовлетворяли формулировки задач химии, выдвигавшиеся Лемеши, Бургове и другими учеными. В химии он видел прежде всего науку, не исключая, конечно, ее огромной роли как искусства приготовлять различные лекарства, осуществлять технологические процессы в промышленности, создавать те или иные синтетические материалы или, наоборот, разделять сложные химические вещества на составные части.

В одной из своих ранних работ, “Элементы математической химии” (1741), Ломоносов предложил краткое определение химии, отличное от общепринятых в то время (приложение 5). “Химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле…” - писал он и пояснял далее: “Не сомневаюсь, что найдутся многие, которым это определение покажется неполным и которые будут сетовать на отсутствие начал разделения, соединения, очищения и других выражений, которыми наполнены почти все химические книги, но те, кто проницательнее, легко усмотрят, что упомянутые выражения, которыми весьма многие писатели по химии имеют обыкновение обременять без надобности свои исследования, могут быть охвачены одним словом смешанное тело. В самом деле обладающий знанием смешанного тела может объяснить все возможные изменения его и в том числе разделение, соединение и т д.”. Таким образом, в этой формулировке предмета химии Ломоносов впервые представляет ее в виде науки не искусства Характеристика химии как пауки об изменениях объединяет в себе задачи изучения и химических явлений и химических процессов.

Весьма знаменательно, что спустя много лет Д. И. Менделеев дал определение предмета химии, сходное с Ломоносовским определением. Ближайший предмет химии, указывал Менделеев, составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. Таким образом, ломоносовская характеристика химии как науки выдержала проверку временем и по своей точности и краткости выделяется среди формулировок этого понятия, предложенных многими видными химиками конца XVIII первой половины XIX в.

Называя химию наукой, Ломоносов часто сравнивал ее с физикой, давно считавшейся наукой, опытные данные которой уже нашли форму теоретических обобщений. В более поздней работе, Введение в истинную физическую химию 1752, ученый писал: Мы называем химию наукою в подражание писателям натуральной философии, которые хотя дают объяснения лишь важнейшим явлениям природы так, что остается очень много сомнительного и еще более неизвестного, тем не менее по праву украшают физику наименованием науки, имея основание для этого не в своих познаниях, но в задачах физики. Итак, никто не будет отрицать, что, как бы мало мы ни преуспели в объяснении химических явлений физическим путем, мы можем в настоящем опыте пользоваться равными правами с физиками.

В отличие от своих предшественников Ломоносов широко ставит перед химиками задачу теоретического объяснения химических процессов и явлений, систематизацию всего накопленного за целые столетия экспериментального материала на основе созданной им атомно-молекулярной концепции строения материи.

Однако задачи химии, по мнению Ломоносова, не должны ограничиваться лишь теоретическими обобщениями и выводами. Развитии химических знаний необходимо направить к решению практических задач, выдвигаемых повседневной практической деятельностью людей. Изучение химии-писал ученый, имеет двойственную цель - одна усовершенствование естественных, наук, другая умножение жизненных благ.

Подлинный ученый, по мысли Ломоносова, это мастер теноре- этических обобщений и практического эксперимента. Истинный химик, указывал он, должен быть теоретиком и практиком. Сам Ломоносов успешно сочетал свои теоретические разработки в области химии с блестящими экспериментальными исследованиями, направленными как на установление закономерностей Науки, так и на решение практических задач производства.

 

1.3. Ломоносов – первый профессор химии в России

25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком – тогда такого звания просто ещё не было).

Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории, которое было завершено в 1748 году (приложение 6).

Первая химическая лаборатория в Российской академии наук – это качественно новый уровень в её деятельности: впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики. Выступая на открытии лаборатории, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук. Другая – умножение жизненных благ».

Среди множества исследований, выполненных в лаборатории, особое место занимали химико-технические работы Ломоносова по стеклу и фарфору (приложение 7). Он провел более трёх тысяч опытов, давших богатый экспериментальный материал для обоснования «истинной теории цветов». Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия».

Ломоносов читал в лаборатории лекции студентам, учил их экспериментальному мастерству (приложение 8). Фактически это был первый студенческий практикум. Лабораторным опытам предшествовали теоретические семинары.

Уже в одной из своих первых работ – «Элементы математической химии» (1741) Ломоносов утверждал: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, а также философом». В те времена химия трактовалась как искусство описывать свойства различных веществ и способы их выделения и очистки. Ни методы исследования, ни способы описания химических операций, ни стиль мышления химиков того времени не удовлетворяли Ломоносова, поэтому он отошел от старого и наметил грандиозную программу преобразования химического искусства в науку.

В 1751 году на Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнёс знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих, на задачи и значение химии для химических производств. То, что задумал свершить Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания – физическую химию. Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.

В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…» (приложение 9).

В результате Ломоносов на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки – закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России, а позднее Лавуазье во Франции окончательно превратили химию в строгую количественную науку.

Первая Химическая лаборатория в России сыграла большую роль в развитии химии как науки и в удовлетвори практических потребностей промышленности. Однако этим не исчерпывается ее значение в истории науки. В этой лаборатории Ломоносов практически осуществил свою идею синтеза наук, прежде всего физики и химии. Еще в проекте об учреждений Химической лаборатории ученый писал: “Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают”.

Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому».

Через десять лет он изложил этот закон на собрании Академии наук, а в 1760 году опубликовал в печати. В упомянутом выше письме Эйлеру Ломоносов сообщил ему, что этот очевидный закон природы некоторые члены Академии ставят под сомнение. Когда директор академической Канцелярии Шумахер, без согласования с Ломоносовым, направил ряд работ Ломоносова, представленных к печати, на отзыв к Эйлеру, ответ великого математика был восторженным: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны – писал Эйлер, – ибо он (Ломоносов) изъясняет физические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

 

   II.            ГЛАВА. Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии

К 310-летию со дня рождения великого ученого мы со своими одноклассниками решили подробнее познакомиться с направлениями научной и культурной деятельности М.В. Ломоносова. Написав исследовательские проекты, посвященные каждой из предметных сторон деятельности ученого, было решено объединить их все под одной темой «Феномен Ломоносова-человека, опередившего время» и создать электронную версию (приложение 10): https://view.genial.ly/618b712f5da8380dd2976c34/presentation-vystavka-fenomen-lomonosova . Форма была выбрана – виртуальная интерактивная выставка-энциклопедия.

Электронная энциклопедия упрощает доступ к большим объемам информации, которая систематизирована и структурирована в соответствии с выбранной темой. Соединив её с виртуальной выставкой, у нас получился новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании выставки-энциклопедии расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.).

Каждый из ребят создавал свою страничку данной выставки-энциклопедии, продумывал её оформление и содержание в соответствие со своей темой проекта. Мною была оформлена страница “Ломоносова - выдающийся химик своего времени” (приложение 11). Применяя различные технологии, сетевые ресурсы, модели исполнения, мы искали иллюстрации, фотографии, цитаты, статьи и книги, фотографии, видео и многое другое.

Виртуальная выставка-энциклопедия создана с помощью сервиса для создания интерактивного контента Genially.

Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т.д. Этот сервис позволяет одновременно работать в нём нескольким пользователям, что для создания совместного проекта оказалось очень актуально.

В итоге, мною и ребятами, участниками этой исследовательской деятельности были проанализированы источники информации по теме исследования, сформирован список необходимых материалов для разработки информативно-актуального мультимедийного контента. Подготовлены и структурированы данные на основе классификации по направлениям деятельности учёного, периодам его творчества и значимости. Подготовлен интерфейс электронной мультимедийной выставки-энциклопедии, а наполнение энциклопедии происходило подготовленным материалом в различных формах представления. Получился своеобразный инструмент просвещения и патриотического воспитания молодежи в современных условиях, сохранения и передачи научной, культурной и исторической памяти народа.

 

ВЫВОД

Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу.

Научное творчество М. В. Ломоносова было самым тесным образом связано с потребностями практики, развитием производительных сил страны, промышленной эксплуатацией ее природных богатств. 6 сентября 1751 г. в публичном собрании Академии Ломоносов выступил с речью, названной им “Словом о пользе химии”. В этой замечательной речи в общих чертах содержалась формулировка принципа единства теории и практики, науки и производства. “Учением приобретенные познания разделяются на науки и художества” - говорил Ломоносов, понимая под словом художества различные производства и ремесла.

Характеризуя взаимодействие науки и практики, Ломоносов особенно подчеркивал значение химии в исследовании природы и создании преполезных производств. Ученый предвидел ту огромную роль, которую призвана играть химия в практической деятельности людей, их повседневной жизни. В умножении жизненных благ видел русский ученый конечные цели химии, как, впрочем, и всей прогрессивной науки.

М. В. Ломоносов говорил, что: «Опыт один я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Ученый убежден в том, что опыт, в отличие от пустых слов и предположений, обладает большей ценностью. Опыт занимает важное место в жизни человека, в его деятельности и в познании в частности. Мало просто рассуждать или выражать свое мнение, нужно проверять догадки опытным путем. Я полностью согласен с мнением М. Ломоносова. Действительно, как правило, опыт опирается на практические наблюдения человека или общества, а потому помогает получить более достоверное знание о мире и обществе. Невозможно без опыта достичь цели познания, которая заключается в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности, ведь опыт выступает инструментом эмпирического уровня научного познания. Кроме того, опыт основывается на результатах практической деятельности человека, а практика, как мы знаем, является не только главным критерием истины, но и основой познания и его движущей силой.

Таким образом, опыт занимает важную часть нашей жизни. Без него не может быть познания, потому что не может быть достигнуто истинное знание, не может быть деятельности как таковой. Вот почему высказывание М.В. Ломоносова абсолютно справедливо.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен.

Ломоносов имел отчетливое представление о химически чистом веществе и реактиве, о чем почти не помышляли западные химики и отчего происходила постоянная путаница в опытах. Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Он разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые употреблял для создания мозаичных картин; изобрел фарфоровую массу. Учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов. Ломоносов обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения массы вещества в химических реакциях; изложил основы своего корпускулярного (атомно-молекулярного) учения, получившего развитие лишь спустя столетие; выдвинул кинетическую теорию теплоты; обосновал необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений и предложил для теоретической части химии название “физическая химия”, а для практической части — “техническая химия”.

Химия и физика были любимыми науками Ломоносова. В большей степени, чем кто-либо из его предшественников, Ломоносов воедино связал эти две области знания. Он обогатил их экспериментальными открытиями и глубокими теоретическими обобщениями. На основе своих физико-химических исследований русский ученый создавал единую материалистическую картину мира, разрабатывал атомно-кинетическую концепцию строения вещества, выявлял новые закономерности природы, установив всеобщий незыблемый закон природы закон сохранения материи и движения.

В заключение подведем некоторый итог сделанному Ломоносовым в химии и физической химии. За сравнительно короткое время в основанной им химической лаборатории были заложены научные основы русской промышленности по производству цветного стекла. Разработаны приемы и методы аналитических исследований руд и сырья из различных месторождений России. Работы Ломоносова в области физической химии заложили основы развития этой науки в нашей стране.

       И, пожалуй, самое важное в его трудах - это пропаганда химических знаний. Непревзойденным образцом такого рода остается «Слово о пользе химии», прочитанное в Академическом собрании в 1751 г. До сих пор живут сказанные тогда слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

       Вальденс Л. И. Ломоносов как химик. СПб. , 1911, с. 9.

       Лукьянов Л. М. Краткая история химической промышленности СССР. М 1959, с. 50.

       Минченко Л. С. Неизвестная запись Эйлера о работах Ломоносова. В кн.: Ломоносов: Сб. ст. и материалов. М. ; Л. , 1960, т. 4, с. 321.

       М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М. ; Л. , 1962, с. 108.

       Раскин В. М. Химическая лаборатория М. В. Ломоносова. М. ; Л. , 1962, с. 55-61.

       Соловьев Ю. И. Очерки по истории физической химии. М. , 1964, с. 7.

       Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

       Ломоносов – первый профессор химии в России // МГУ имени М.В.Ломоносова [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.msu.ru/lomonosov/science/chem.html (Дата обращения: 05.11.2021 г.)

       Ломоносов и химия // Образовательный портал “Слово” [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/impressionism/46083.php (Дата обращения: 07.11.2021 г.)

       Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Химические исследования // NIV [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/bio/pavlova-fedorov-lomonosov/himicheskie-issledovaniya.htm (Дата обращения: 19.11.2021 г.)

       Сёмкин В.Д., Разумов Д. Б., Антипенко Е.В. Работы Ломоносова в области химии // Сайт М.В. Ломоносову посвящается [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lomonosovsvd.narod.ru/himia.htm (Дата обращения: 07.11.2021 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Рис.1. Деревня Мишанинская - родина М.В. Ломоносова

 

Приложение 2

 

Рис.2. Н.И. Кисляков “Юноша Ломоносов на пути в Москву

 

 

 

Приложение 3

 

Рис.3. Славяно-греко-латинская академия

Приложение 4

 

Рис.4. Г. Бургове "Элементы химии"

 

 

Приложение 5

 

Рис.5. “Элементы математической химии” (1741), М.В. Ломоносов

 

Приложение 6

 

Рис.6. Макет химической лаборатории Ломоносова

 

 

Приложение 7

 

Рис.7. Иллюстрация “Ломоносов занимается изучением стекол”

 

Приложение 8

 

Рис.8.

 

 

Приложение 9

 

 

Рис.9. Ломоносов в химической лаборатории

 

Приложение 10

 

Рис.10. Титульная страница виртуальной интерактивной энциклопедии

 

 

 

Приложение 11

 

Рис.11. Электронная страница “Выдающийся химик своего времени”


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие

ВВЕДЕНИЕ "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие

Цель : познакомиться с жизнью и деятельностью великого русского учёного

Цель : познакомиться с жизнью и деятельностью великого русского учёного

Холмогорскую славяно-латинскую школу

Холмогорскую славяно-латинскую школу

Галилея, Бэкона, Декарта, Лейбница и в особенности

Галилея, Бэкона, Декарта, Лейбница и в особенности

Последние вырабатывали химические продукты: купоросы, мумию и другие минеральные краски, квасцы, серу и прочие химикалии, для которых требовалось минеральное сырье

Последние вырабатывали химические продукты: купоросы, мумию и другие минеральные краски, квасцы, серу и прочие химикалии, для которых требовалось минеральное сырье

Химия есть искусство, каким образом производить надежные физические операции, посредством которых при помощи соответствующих инструментов можно открывать или обнаруживать чувствительные тела и собирать их в…

Химия есть искусство, каким образом производить надежные физические операции, посредством которых при помощи соответствующих инструментов можно открывать или обнаруживать чувствительные тела и собирать их в…

Таким образом, ломоносовская характеристика химии как науки выдержала проверку временем и по своей точности и краткости выделяется среди формулировок этого понятия, предложенных многими видными химиками…

Таким образом, ломоносовская характеристика химии как науки выдержала проверку временем и по своей точности и краткости выделяется среди формулировок этого понятия, предложенных многими видными химиками…

Ломоносов – первый профессор химии в

Ломоносов – первый профессор химии в

Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают»

Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают»

Через десять лет он изложил этот закон на собрании

Через десять лет он изложил этот закон на собрании

Каждый из ребят создавал свою страничку данной выставки-энциклопедии, продумывал её оформление и содержание в соответствие со своей темой проекта

Каждый из ребят создавал свою страничку данной выставки-энциклопедии, продумывал её оформление и содержание в соответствие со своей темой проекта

Словом о пользе химии”. В этой замечательной речи в общих чертах содержалась формулировка принципа единства теории и практики, науки и производства

Словом о пользе химии”. В этой замечательной речи в общих чертах содержалась формулировка принципа единства теории и практики, науки и производства

Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора)

Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора)

Лукьянов Л. М. Краткая история химической промышленности

Лукьянов Л. М. Краткая история химической промышленности

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

Рис.3. Славяно-греко-латинская академия

Рис.3. Славяно-греко-латинская академия

Рис.5. “Элементы математической химии” (1741),

Рис.5. “Элементы математической химии” (1741),

Рис.7. Иллюстрация “Ломоносов занимается изучением стекол”

Рис.7. Иллюстрация “Ломоносов занимается изучением стекол”

Рис.9. Ломоносов в химической лаборатории

Рис.9. Ломоносов в химической лаборатории

Рис.11. Электронная страница “Выдающийся химик своего времени”

Рис.11. Электронная страница “Выдающийся химик своего времени”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022