Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Явасская средняя общеобразовательная школа»
Зубово-Полянского муниципального района
Республики Мордовия
Проект
Формирование правосознания у школьников младшего возраста
Подготовила:
ученица 10б класса
Андрюхина Алла
Проверил:
учитель права и обществознания
Родионова Нелли Геннадьевна
2020 г.
Содержание
Введение………………………………………………. 3 стр.
І. Теоретическая часть…………………………….. 4-5 стр.
ІІ. Практическая часть……………………………… 6-7 стр.
Заключение……………………………………………… 8 стр.
Список использованной литературы…………………... 9 стр.
Приложение № 1……………………………………… 10 стр.
Приложение № 2……………………………………… 11 стр.
Приложение № 3……………………………………… 12 стр.
Введение
Цель:
· Сформировать у обучающихся правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
· Поспособствовать развитию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
· Поспособствовать развитию творческих возможностей и устойчивого интереса к правовым знаниям.
Актуальность проблемы. Социологические исследования показывают, что в России каждое десятое правонарушение совершают подростки, две третьих из них являются школьниками. Данная ситуация подводит к необходимости осознанной подготовки личности к собственной безопасной жизнедеятельности, правовой защиты и включенности задачи формирования ответственного поведения человека за свои поступки, что обеспечивается путем совершенствования системы правового просвещения и воспитания детей и молодежи, начиная с первых ступеней обучения.
В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденной президентом Российской Федерации в 2011 году поставлены важнейшие задачи для того, чтобы развивать практику обучения основам права в образовательных организациях, приоритет поддержки правового образования региональных моделей, разработки учебных курсов, включающих правовую тематику. Так возникла существенная потребность в проведении комплексных и научных исследований по развитию правового сознания детей, от которых зависит будущее страны.
Существующие пробелы в обучении определяют необходимость совершенствования формирования правосознания у школьников. При этом возникает потребность в его научном обеспечении.
Окружающая правовая действительность непрерывно ставит перед учащимися проблемы - необходимость соотносить свои действия и поступки с учетом интересов общества и порядком и правилами, установленными в государстве.
Недостаточная организованность формирования правового сознания учащихся приводит к тому, что, оказываясь в различных жизненных ситуациях, школьники часто неверно оценивают возникшую правовую ситуацию, неправильно ведут себя при разрешении тех или иных правовых вопросов, преобразование во внутренний фактор развития сознания и поведения (44, с.9).
І. Теоретические часть
Младший школьник – это тот возраст, совпадение в годах которого приходится на период его обучения в начальной школе, границы которого определились с момента шести-семи лет до конца девятилетнего возраста.
Рассматривать определения правового сознания необходимо для того, чтобы понять суть этого феномена. Многие работы посвящены правовому сознанию, и почти все они начинаются с определения понятия. Но необходимо заметить, что данные авторами определения создают дилеммы, которые не положительно влияют на усвоение материала по этой проблеме. Чтобы рассматривать определения правового сознания, необходимо отметить, что оно является частью правовой культуры, ведь правовая культура - это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др.
Индивидуальное правосознание значительно шире относительно предметной области – его содержание больше за счет наличия конкретных сознательных установок (как правило, частные мысли).
В то же время, оно более динамично, его проще изменить, оно не обладает инерцией, присущей общественному правосознанию, не отражает ситуацию в обществе в той мере, в какой она отражена общественным сознанием. Зачастую, определения правового сознания не всегда отражают все стороны этого явления. Так, чаще всего правовое сознание остается отражением права реального мира, но следующее определение прямо указывает на взаимосвязь сознания и реальности: Правовое сознание — это “совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению”.
Правовое сознание и право взаимосвязаны, это система сложных связей, которые постоянно существуют и видоизменяются. Поэтому любое изменение в праве приводит к изменению в правовом сознании, но именно в правовом сознании находятся те установки, под влиянием которых видоизменяется право.
Для правого сознания характерны следующие признаки:
· оно является одной из форм общественного сознания;
· состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов и других компонентов, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям;
· правовое сознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и будущему;
· ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях,
· выступает своеобразным «внутренним» посылом для выбора и принятия юридически значимого поведения.
Таким образом, правое сознание является совокупностью идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов и других компонентов, которые выражают эмоционально-оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям и в целом к праву — действовавшему, действующему и желаемому.
В структурном отношении правовое сознание состоит из двух основных компонентов:
· правовая идеология, которая выражается в систематизированном научном выражении взглядов (теории, концепции, доктрины, программы) о праве и его роли в регулировании общественных отношений (естественно- правовая, либерально-правовая идеология и так далее);
· правовая психология отражается в концентрированном выражении чувств, эмоциональных переживаний, привычек, стереотипов, ценностных отношений, возникающих в связи с оценкой и реализацией правовых норм и выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям.
ІІ. Практическая часть
Для выявления состояния уровня развития правового сознания младших школьников, обычно используют диагностические опросы, в которых детям предлагаются вопросы и ситуации правового характера.
Диагностика развития правового сознания может проходить через изучение критериев и показателей развития правовой культуры. Авторами этого подхода являются Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.
Изучив подходы вышеуказанных авторов, выделены основные критерии и показатели развития правового сознания младших школьников, таких как когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий:
– когнитивный (знание государственных символов России, символики региона, основных событий в истории России, региона; знания гражданско-правового характера, знание общественных и правовых норм, правил поведения, в том числе правил безопасной для себя и окружающих жизнедеятельности, основных прав, свобод и обязанностей школьника, сына (дочери), гражданина многонационального государства; понимание сущности общечеловеческих гражданских и нравственных ценностей; осознание своих прав и обязанностей);
– эмоционально-оценочный (ценностное отношение к Родине и малой родине, своей и иной культуре, к правам и свободам человека, моральным и правовым нормам; наличие установки на законопослушное поведение, уважение чести и достоинства других людей, уважительное отношение к представителям разных национальностей; отрицательное отношение к нарушителям правовых и общественных норм);
– поведенческий (умения и навыки социально полезного и правопослушного поведения; осознанное выполнение обязанностей; сформированность качеств личности: ответственность, вежливость, дисциплинированность, толерантность; умение работать и сотрудничать в коллективе, реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан).
В рамках данного проекта классным руководителям или ученикам старшей школы рекомендовано провести анкетирование (см. Приложение № 1; Приложение № 2; Приложение № 3), занятия в форме дискуссий, классных часов, бесед и мероприятий.
Ниже представлен список предлагаемых мною мероприятий.
1. Квест – игра «Тропинки безопасности»
Данная игра проводится с целью повышения уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.
Для участия в данном квесте необходимо наличие 4 команд. Перед началом ребятам необходимо получить маршрутные листы, но чтобы это сделать, участникам следует собрать заранее розданные пазлы, определить природную чрезвычайную ситуацию, изображенную на картинке. Только после выполнения задания детям раздаются маршрутные листы. Далее ребята отправляются на станции, где для них уже заготовлены задания, в которые входит не только умственная, но и физическая активность. Количество станций не ограничено. В конце определяется команда-победитель, показавшая лучший результат.
2. Игра-викторина «Мы имеем право, мы – дети!»
Данная игра проводится с целью способствования осознания детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
В начале ведущий рассказывает о значении «Конвенции о правах ребенка». Далее посредством знаменитых художественных произведений участникам предлагают восстановить сюжетные линии и определить, какие права ребенка нарушались, сопровождая наводящими вопросами.
3. Игра- путешествие «Права детей»
Данная игра проводится с целью обучения детей основам юридических знаний через восприятие литературных произведений, сказок, театрализованную деятельность.
Ход мероприятия будет проходить следующим образом:
· Разминка.
Путешествие по сказочным станциям:
· Станция «Право на жизнь»
· Станция «Правовой театр». Инсценировка "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
· Час творчества.
· Станция «Правовая книга»
· Работа с фрагментами из сказок.
· Станция «Права ребенка на защиту государства от форм насилия».
· Физминутка. Музыкальный конкурс.
· Игра «Сказка ложь, да в ней намек».
· Сказки глазами юриста.
· Станция «Право на защиту от разлучения с родителями».
· Разгадывание кроссворда «Что такое право? »
VII. Подведение итогов.
Заключение.
Важнейшим условием продуктивности процесса развития правового сознания младших школьников является личностная и профессиональная готовность учителя начальных классов к данной работе, включающая в себя: необходимый уровень правовых знаний, личностных качеств, соответствующее нравственным нормам поведение, сформированность навыков толерантного, бесконфликтного взаимодействия с различными категориями населения, владение методикой и технологиями правового просвещения, воспитания.
Развитие правового сознания в младшем школьном возрасте зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются: грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приемов, стимулирующих социальную активность ребенка, готовность учителя к осуществлению правового образования.
Список использованной литературы
I. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6953/2/saranskaya.pdf
II. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-pravosoznaniya-starsheklassnikov
III. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-starsheklassnikov-pravosoznaniya-v-obuchenii-gumanitarnym-distsiplinam
IV. https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-igra-tropinka-bezopasnosti.html
V. https://infourok.ru/otkritoe-zanyatie-igraputeshestvie-prava-detey-439748.html
VI. https://infourok.ru/user/1220185/blog/igraviktorina-mi-imeem-pravo-mi-deti-dlya-klassa-119578.html
Приложение № 1
Тест на знание правил дорожного движения
Вопросы теста:
1. Переходя на другую сторону дороги по подземному пешеходному переходу, являешься ли ты пешеходом?
1. Да. 2. Нет.
2. В каких случаях опасно разговаривать по мобильному телефону?
1. Переходя проезжую часть дороги по пешеходному переходу. 2. Двигаясь на велосипеде по проезжей части дороги. 3. В обоих случаях
3. Ты дошел до середины дороги. Как ты поступишь?
1. Продолжишь переходить проезжую часть дороги, не замедляя шага, используя свое преимущество. 2. Замедлишь шаг и убедишься, что автомобили справа уступают тебе дорогу, затем продолжишь переходить через проезжую часть дороги.
4. Ты заканчиваешь переходить проезжую часть дороги по пешеходному переходу:
1. Уже можно снизить внимание, до тротуара осталось два шага. 2. Можно снизить внимание только закончив переходить проезжую часть дороги и ступив на тротуар. 3. Нельзя снижать внимание, даже оказавшись на тротуаре двумя ногами.
5. Выходя на проезжую часть дороги из-за стоящего автомобиля:
1. Достаточно посмотреть только налево. 2. Следует убедиться, что дорога хорошо просматривается в обе стороны и нет приближающихся автомобилей.
6. Кто меньше всех защищен на дороге?
1. Водители. 2. Пешеходы. 3. Пассажиры.
7. Наезд на пешехода – это:
1. Дорожно-транспортное происшествие. 2. Несчастный случай.3. Ничего особенного.
8. Как ты поступишь, если при переходе через проезжую часть дороги загорелся красный сигнал светофора?
1. Закончишь переход, увеличив скорость и повысив внимание. 2. Вернешься назад на островок безопасности.
Приложение № 2
Анкета «Определение уровня правовых знаний»
1. «Гадкий утёнок». Главный герой на скотном дворе. Он не похож на других. Какие у негоправа?_________________________________________
2. «Айболит». Каким правом обладают больные животные в Африке? _______________________________________________________________
3. «Золушка». Девочка работает в доме мачехи, с утра до ночи трудится. Какие права она имеет? ________________________________________________________________
4. «Карлик-Нос». Похищение мальчика и превращение его в карлика. Какие права были нарушены?_______________________________________
5. «Царь Салтан». Ребёнка вместе с матерью помещают в бочку и отправляют на верную смерть. Какое права были нарушены?________________
6. «Гуси- лебеди». Баба Яга уносит Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридевятое царство, «Дюймовочка». Похищение девочки. Какое право есть у детей?___________________________________________ 7. «Семеро козлят», «Три поросенка».Какими правами были нарушены?_________________________________________________________
8. «Марья Искусница» .Похищение и удержание матери в дали от детей. Какое право есть у детей? ______________________________________
Приложение № 3
Тест «Правила школьной жизни»
1.Что сначала должен сделать учащийся, придя в школу?
А) сразу пройти в класс
Б)снять верхнюю одежду, переобуть уличную обувь и пройти в класс
В)сразу зайти в буфет
2.Какие предметы нельзя приносить с собой в школу?
А)предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих
Б)сотовый телефон, плеер
В)учебники
3.Что является сигналом к началу урока?
А)звонок
Б)будильник
В)часы
4.Что должен сделать учащийся после звонка на урок?
А)уйти домой
Б)начать беседовать с другими учащимися
В)занять своё место, проверив готовность к уроку
5.Что должен сделать учащийся, когда учитель входит в класс?
А)встать
Б)начать разговаривать с друзьями подругами
В)выйти из класса
6.Что должен сделать учащийся, чтобы задать вопрос учителю?
А)перебить учителя и задать вопрос
Б)поднять руку
В)дождаться конца урока
7.Что должны сделать учащиеся, когда учитель выходит из класса?
А)начать шуметь
Б)тихо сидеть.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.