«Проектная деятельность и проведение современного урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС»
«Мои ученики будут узнавать новое,
не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им
раскрываться, развивать собственные идеи»
И.Г.Песталоцци (швейцарский педагог)
Любой урок должен нести большой потенциал, заряд, позволяющий решать новые задачи, достигать новых успехов.
На сегодняшний день главной задачей для любого педагога является заинтересовать учащегося, влюбить его в свой предмет так, чтобы он осознал смысл в изучении своего предмета — иностранного языка.
Урок иностранного языка станет интересен тогда, и только тогда, когда он будет современен, когда он будет «актуален» как для учителя, так и для учащихся. Обратите внимание, именно «актуальным».
Актуальный (по С.И. Ожегову) — «важный, существенный для настоящего времени». Это означает, что при разработке современного урока обязательно должны закладываться основы для будущего.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения определяют для учителей новые требования к достижению педагогических целей, отвечающие потребностям современного общества.
Необходимость постоянного совершенствования системы образования
обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Современное
общество диктует необходимость повышения качества знаний, совершенствования
умений и навыков и уровня воспитанности школьника. В соответствии с этим, школа
нуждается в разработке, внедрении и эффективном использовании новых
педагогических технологий. Задача преподавателя иностранного языка в первую
очередь заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся, и
одновременно развитие навыков владения определенными языковыми средствами.
В настоящее время в центре внимания всей системы образования и
воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким
образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы
организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы,
которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося.
К современным педагогическим технологиям относят:
- обучение в сотрудничестве,
- проектную методику,
- игровую методику,
- здоровьесберегающие технологии,
- новые информационные технологии.
Их цель заключается в повышении эффективности образовательного процесса.
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения
иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает
личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках
иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого
потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и
самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС.
Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в
удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка
мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.
Проектная деятельность школьников предполагает решение творческой задачи и предоставление результатов исследования. При этом сама тема исследования должна быть личностно-значимой для ребенка и вызывать положительные эмоции. Учителя иностранного языка уделяют проектам большое значение, так как они развивают у детей творческие способности, помогают повторить ранее усвоенный материал, закрепить приобретенные учащимися умения и навыки и сделать изучение предмета привлекательным.
Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку? Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком. Проектная методика характеризуется отличительной чертой – особой формой организации. В момент организации проектной деятельности должны быть соблюдены главные условия: тематика проекта может быть связана как со страной изучаемого языка, так и с родной страной, ведь только тогда учащиеся смогут в полном объеме сравнить и сопоставить какие - либо явления или события обеих стран; на уроке учитель должен постараться заинтересовать и вовлечь в проектную деятельность каждого учащегося группы, предложив задания с учетом уровня его языковой подготовки.
Любой проект состоит из этапов и осуществляется по определенной схеме:
Подготовительный этап (учитель предлагает детям выбрать тему, более заинтересовавшую их)
Организационный этап (на данном этапе происходит формирование групп, где перед каждым стоит своя задача, распределяя обязанности необходимо учесть склонности каждого ученика, например, один ученик имеет склонность к оформительской деятельности, другой – к логическим рассуждениям и т.д.)
Основной этап (данный шаг связан с поиском необходимой информации, ее обсуждением, выбором продукта реализации: рисунки, поделки, коллажи, стенгазеты и т.д. Некоторые проекты выполняются дома, проекты, требующие помощи учителя, создаются в классе)
Презентация проекта (на данном этапе учащиеся демонстрируют свой результат, представляют свои групповые или индивидуальные работы, возможно провести соревнование между творческими группами)
Заключительный этап (на данном этапе учитель подводит итог, поощряет работу детей, комментируя отдельно и те моменты, которые в дальнейшем необходимо исправить или улучшить)
Несомненно, важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет и сам учитель. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.
Хотелось бы сообщить о личном опыте работы по данной теме. Я придерживаюсь такой точки зрения, что проектная деятельность школьников предполагает решение творческой задачи и предоставление результатов исследования. При этом сама тема исследования должна быть личностно-значимой для ребенка и вызывать положительные эмоции. Только в таком случае исследование проблемы будет способствовать формированию новых знаний и умений.
На уроках иностранного языка мы работаем по учебно-методическому комплексу «Rainbow English”. О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. Данный УМК предусматривает наличие проектной деятельности.
Например, с учениками 2-го класса можно изготовить английскую азбуку, которую каждый ребенок делает из отдельных листов для каждой буквы, соединив все буквы английского алфавита, дети получают свой первый творческий проект.
После изучения каждой темы, начиная с 4 класса, мы выполняем проектные задания. Например, «Родословное дерево моей семьи», «Распорядок моего рабочего дня», «Моё любимое время года» и др. Данные задания можно назвать мини – проектами. Результат своей проектной деятельности обучающиеся предоставляют в виде таблицы или рисунка. Продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка и т.д.
Также в начальной школе учащимся предлагается, например, смастерить что-либо своими руками и сделать простые подписи на иностранном языке. В канун нового года, по окончании второй четверти, мы делаем проект «Новогодняя открытка». Данную открытку дети подписывают на иностранном языке и дарят своим родителям или друзьям. Так же иногда на последних уроках перед Новым годом мы делаем проект с символом Нового года, ребята изображают символ наступающего года и готовят сообщение к своему рисунку.
В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками, ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, корреспондента, создателя рекламы, дизайнера.
В средних и старших классов предусмотрено выполнение более серьезных проектов, для которых необходима тщательная подготовительная работа. Это определение темы, цели и задач исследования, разработка плана исследования, поиск материала по проекту, распределение задач внутри группы, наконец, презентация готового проекта и анализ работы. Каждый этап этой работы требует от учащихся полной концентрации внимания и умственного напряжения, которые помогают усваивать учебный материал. Так, например, популярными темами в средних и старших классах становятся такие как: «Достопримечательности Лондона», «Знаменитые люди Великобритании», «Погода в Англии», «Английские суеверия и приметы», «Английские школы» и многие другие.
Обучающиеся 7-го класса по завершению темы “Азбука экологии” создают мини - проекты, в которых отражают самые актуальные экологические проблемы, пытаются найти пути их решения и выразить своё собственное мнение.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что проектная работа, конечно , не поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство разнообразить традиционный урок и дать возможность учащимся с разным уровнем знаний раскрыть свои способности.
Ссылки на источники
1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.
2. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Иностр. языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.
3. Веремеева О.В. Проектная деятельность на уроках иностранного языка. http://gigabaza.ru/doc/103410-pall.html (08.02.2017)
4.Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория.-Волгоград: Учитель, 2009.
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
6. Современные подходы к организации образовательного процесса http://vio.uchim.info/Vio_118/cd_site/articles/art_4_4.htm (09.09.2017)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.