Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей.
Оценка 4.7

Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей.

Оценка 4.7
docx
24.05.2021
Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей.
Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей.
Проектная деятельность... Яблочкина Э. В..docx

Процесс обучения должен быть интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою  успешным?

Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Дети от природы любознательны и проявляют стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.

«Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников».

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

       Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектов. Это даёт возможность получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

 

Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. Поэтому важно уделять большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. Даже при минимальном участии в общей работе ученик чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы.

 

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности.

Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.

         Метод учебного проекта — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.

Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.

От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

    мотивационный: учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи;

   планирующий – подготовительный: определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности;

    информационно-операционный: обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником;

Типы проектов в начальной школе могут быть разные:

     творческие проекты: создание буклетов, копилок с пословицами, загадками, выпуск газеты, которые позволяют ребенку начальных классов проявить и развить свои способности;

   ролевые, игровые проекты, декламация своих стихов,  участие в инсценировках,;

  практико-ориентированные (прикладные):  изготовление (кормушки, игрушек для домашних животных) нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

   исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети по своей природе любознательны, любят новые впечатления. Они с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

На уроках или во внеурочной деятельности можно выполнять мини-проекты. Например: 1 класс «Полезное питание». Дети рисуют на одной половине листа полезные продукты, а на другой – вредные. Затем объясняют свой выбор и делают выводы. Использование исследовательских методов при проведении интегрированных уроков позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Если проекты создаются по проблемам, которые интересуют самого ребенка, то он проявит особую активность и личную заинтересованность в получении результатов.

Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в учебниках УМК «Школа России». В 1-ом классе происходит подготовка к проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями. Так, по предмету «Окружающий мир» в 1-ом классе ученики выполняют проекты по темам «Мой любимый город», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», составляя фоторассказы с подписями, в которых выражают свое отношение к окружающему. Такая работа развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал. На этом этапе роль учителя  особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.

В ходе выполнения проектов дети учатся:

- реализовывать свой творческий потенциал;

- проводить самостоятельные исследования;

- принимать самостоятельные решения;

- находить и использовать различную информацию;

- работать в команде и отвечать за результаты совместной деятельности.

Работать над проектом  способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то  сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы.  Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой.

На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:

 

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.Формулирует проблему (цель).

 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта

2 этап

1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность.

 3.Организует деятельность

1 .Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение ролей

3 этап

1.Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта

1.Формирование специфических знаний, умений, навыков

4 этап

1.Подготовка к презентации. 2.Презентация

1Подготовка проекта деятельности к презентации. 2.Представление (зрителям или экспертам) продукта

 

Обобщающая таблица позволяет спланировать работу педагога и детей по созданию конкретного проекта.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму.

 

Структура проекта.

В зависимости от возраста детей можно выделить этапы работы над проектом.

Выбор темы.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

 

Постановка цели и задач (что и для чего мы будем делать?)

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Методы исследования.

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах и т.д.

Подготовка к защите и защита работы.

Рефлексия.

Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.

Выступление с защитой своего проекта.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, целей  и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.  Выполнять самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Оценивание исследовательской деятельности необходимо с положительной точки зрения.

       Общественная потребность в саморазвитии зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования второго поколения. В нём отмечается, что на ступени начального общего образования в школе должно осуществляться формирование следующих основ: умение учиться, развивать способности школьника к самоорганизации и целеопределению своей деятельности, умение следовать ставящимся задачам, планировать свою учебную деятельность в соответствии с ними, осуществлять их контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Стандарт ориентирован на становление личностного развития выпускника начальных классов; помимо освоения основной образовательной программы начального общего образования. Он ориентирован на готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на самомотивацию к обучению и познанию.

 

 

 


 

Процесс обучения должен быть интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных

Процесс обучения должен быть интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС

Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником;

Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником;

Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта

Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку

Стандарт ориентирован на становление личностного развития выпускника начальных классов; помимо освоения основной образовательной программы начального общего образования

Стандарт ориентирован на становление личностного развития выпускника начальных классов; помимо освоения основной образовательной программы начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2021