Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий
Оценка 4.7

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий

Оценка 4.7
docx
16.12.2023
Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий
Проектная деятельность как инструмент УУД.docx

2 марта 2018 год

 Методический семинар:

«Современные формы и методы подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам по предметным областям «Технология»и «ИЗО».

Тема: «Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий у учащихся».

 

Приоритетной задачей современной системы образования, является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных предметов. Данная задача прослеживается в требовании Федеральных государственных стандартов нового поколения.

В связи с этим,  возникает проблема поиска  инновационных методов и форм обучения, которые помогут учащемуся развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Существуют следующие инновационные педагогические технологии (развивающие и личностно-ориентированные):

·        Проблемно-поисковые;

·        Исследовательские;

·        Коммуникативные и игровые;

·        Развитие критического мышления;

·        Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

·        Кейс-технологии;

·        Проектные технологии;

·        Здоровьесберегающие;

и. т. д.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Известная триада: «замысел-реализация-рефлексия»,  в большей степени помогает нам формировать универсальные учебные действия. Эта технология уникальна, поскольку она вмещает в себя почти все выше перечисленные технологии.

Проектная деятельность помогает формировать регулятивные универсальные учебные действия: способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию,  понимать причины возникающих затруднений и искать способы выхода из них.

При формировании познавательных универсальных учебных действий у учащихся проектная деятельность даёт возможность: развивать стратегию смыслового чтения и работать с информацией.

Совместная  деятельность учащихся при работе  над проектом способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий: формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств информационно-компьютерных  технологий; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Использование проектов в учебном процессе позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, сделать обучение личностно значимым.

Разработана оценочная деятельность:

·        оценка предметных результатов;

·        оценка метапредметных результатов.

Хотела бы вам напомнить, что существуют типы проектов по доминирующему методу:

1.                 Исследовательский, т. е. приближенный к подлинным научным исследованиям.

2.                 Творческий – форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, сценарий праздника и т. д.).

3.                 Игровые – результаты не всегда можно наметить в начале работы.

4.                 Информационные – призваны научить учащихся добывать и анализировать информацию.

5.                 Практико – ориентированные – результат, изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.

Несмотря на такое разнообразие типов проектов, и на то что, мы, учителя технологии используем этот метод с 1993 года, когда в учебном плане появилась образовательная область «Технология», долгое время не было однозначного определения этого метода. Наиболее точное определение сейчас дает Елена Юрьевна Рогачева, кандидат педагогических наук: «Метод проектов – совокупность педагогических приемов и действий, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений, навыков, развития творческих способностей и приобретения опыта практического решения самостоятельно поставленных задач».

Поэтому основные этапы проектной деятельности учащихся, можно представить в виде цепочки: проблема - решение - цель – задачи - план и программа - проверка «на реализацию» - выполнение – рефлексия – презентация.

Учитывая тему  методического  семинара, не буду останавливаться на особенности планирования уроков с применением  проектной деятельности учащихся. Уверена, что все вы владеете этой педагогической технологией. Хотела бы затронуть вопрос подготовки учащихся к предметным олимпиадам. Из всех проводимых олимпиад по  24 учебным предметам, только в двух олимпиадах (экология и технология) существует этап защиты проектов. Причем представление проектов по экологии проходит заочно, т. е. без публичной защиты (сдаются только пояснительные записки, фотографии, макеты).

Из всех этапов олимпиады по технологии – защита проектов самый сложный и волнительный для учащихся. Но включен он в программу олимпиады не случайно, так как именно в работе над проектом происходит обобщение теоретических знаний и практических умений обучающихся, их применение на практике, развитие навыков самостоятельной работы, в том числе исследовательской деятельности, логического изложения материала. Поэтому, данный этап олимпиады оценивается более высокими баллами, по отношению к другим.  В тоже время, не надо забывать, что выполнение самого проекта – это «домашняя работа». Не нужно думать, что здесь может быть решающая роль учителя в выполнении  практической части проекта -  в момент презентации  учащимся не самостоятельность работы будет сразу заметна. Поэтому качество и уровень результатов будут зависеть от совместной деятельности ученика, а также учителя, как направляющего и корректирующего деятельность, но не более.

Если выполнение проекта – это «работа дома», то мы стараемся отрабатывать ее с учетом всех требований оформления и перечнякритерий оценивания членами предметного жюри, а также с учетом опубликованных замечаний председателей жюри после заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.  А именно:

1.     Выбор темы - первый этап творческой работы. Немаловажное значение при этом имеет интерес самого обучающегося, возникающий в ходе учебы, повседневной жизни. Не нужно стремиться к короткому эффектному названию, которое не отражает содержание проекта. Например: «Нить судьбы», «Любимой школе посвящается…». Или противоположная тенденция - отразить в названии проекта не только проблему, но и используемую технологию. Например: «Проектирование детской площадки «Гномик», способствующей развитию и совершенствованию физических и духовных качеств личности ребенка». Необходимо придерживаться правила – название должно быть точным и кратким. Например: «Все свое ношу с собой» - трансформируемые предметы одежды и сумка для путешествия. Здесь хорошо прослеживаются результаты в  регулятивных универсальных учебных действиях.

2.     Пояснительная записка не должна содержать информацию, не имеющую отношение к проделанной работе.  Историческая справка и информационное исследование не должно занимать более одного листа текста. Необходимо провести  жесткий анализ и систематизацию. На этом этапе проверяются познавательные универсальные учебные действия у учащихся.

3.     Необходимо отразить реализацию межпредметных связей (какие знания и по каким предметам были использованы) в проектной деятельности и в докладе.

4.     Тщательно подготовить текст доклада и добиться логичности слайд-презентации.

5.     Отработать важный этап, рефлексию – анализ результатов и трудностей, с которыми столкнулась ученица во время проектирования, причины возникновения и пути их преодоления.

6.     Учитывать требования к общему оформлению пояснительной записки, с учетом структуры, содержания и правил оформления по ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» и ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка».

С успешным результатом выступления олимпийской сборной нашего города на региональном этапе всероссийской предметной олимпиаде по технологии, вы уже ознакомились.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у учащихся. Развивающий и личностно- ориентированный подход – основа современного образования.

 


 

Методический семинар: «Современные формы и методы подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам по предметным областям «Технология»и «ИЗО»

Методический семинар: «Современные формы и методы подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам по предметным областям «Технология»и «ИЗО»

Известная триада: «замысел-реализация-рефлексия», в большей степени помогает нам формировать универсальные учебные действия

Известная триада: «замысел-реализация-рефлексия», в большей степени помогает нам формировать универсальные учебные действия

Информационные – призваны научить учащихся добывать и анализировать информацию

Информационные – призваны научить учащихся добывать и анализировать информацию

Поэтому, данный этап олимпиады оценивается более высокими баллами, по отношению к другим

Поэтому, данный этап олимпиады оценивается более высокими баллами, по отношению к другим

Здесь хорошо прослеживаются результаты в регулятивных универсальных учебных действиях

Здесь хорошо прослеживаются результаты в регулятивных универсальных учебных действиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2023