2 марта 2018 год
Методический семинар:
«Современные формы и методы подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам по предметным областям «Технология»и «ИЗО».
Тема: «Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий у учащихся».
Приоритетной задачей современной системы образования, является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных предметов. Данная задача прослеживается в требовании Федеральных государственных стандартов нового поколения.
В связи с этим, возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут учащемуся развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Существуют следующие инновационные педагогические технологии (развивающие и личностно-ориентированные):
· Проблемно-поисковые;
· Исследовательские;
· Коммуникативные и игровые;
· Развитие критического мышления;
· Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
· Кейс-технологии;
· Проектные технологии;
· Здоровьесберегающие;
и. т. д.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Известная триада: «замысел-реализация-рефлексия», в большей степени помогает нам формировать универсальные учебные действия. Эта технология уникальна, поскольку она вмещает в себя почти все выше перечисленные технологии.
Проектная деятельность помогает формировать регулятивные универсальные учебные действия: способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, понимать причины возникающих затруднений и искать способы выхода из них.
При формировании познавательных универсальных учебных действий у учащихся проектная деятельность даёт возможность: развивать стратегию смыслового чтения и работать с информацией.
Совместная деятельность учащихся при работе над проектом способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий: формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств информационно-компьютерных технологий; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Использование проектов в учебном процессе позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, сделать обучение личностно значимым.
Разработана оценочная деятельность:
· оценка предметных результатов;
· оценка метапредметных результатов.
Хотела бы вам напомнить, что существуют типы проектов по доминирующему методу:
1. Исследовательский, т. е. приближенный к подлинным научным исследованиям.
2. Творческий – форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, сценарий праздника и т. д.).
3. Игровые – результаты не всегда можно наметить в начале работы.
4. Информационные – призваны научить учащихся добывать и анализировать информацию.
5. Практико – ориентированные – результат, изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.
Несмотря на такое разнообразие типов проектов, и на то что, мы, учителя технологии используем этот метод с 1993 года, когда в учебном плане появилась образовательная область «Технология», долгое время не было однозначного определения этого метода. Наиболее точное определение сейчас дает Елена Юрьевна Рогачева, кандидат педагогических наук: «Метод проектов – совокупность педагогических приемов и действий, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений, навыков, развития творческих способностей и приобретения опыта практического решения самостоятельно поставленных задач».
Поэтому основные этапы проектной деятельности учащихся, можно представить в виде цепочки: проблема - решение - цель – задачи - план и программа - проверка «на реализацию» - выполнение – рефлексия – презентация.
Учитывая тему методического семинара, не буду останавливаться на особенности планирования уроков с применением проектной деятельности учащихся. Уверена, что все вы владеете этой педагогической технологией. Хотела бы затронуть вопрос подготовки учащихся к предметным олимпиадам. Из всех проводимых олимпиад по 24 учебным предметам, только в двух олимпиадах (экология и технология) существует этап защиты проектов. Причем представление проектов по экологии проходит заочно, т. е. без публичной защиты (сдаются только пояснительные записки, фотографии, макеты).
Из всех этапов олимпиады по технологии – защита проектов самый сложный и волнительный для учащихся. Но включен он в программу олимпиады не случайно, так как именно в работе над проектом происходит обобщение теоретических знаний и практических умений обучающихся, их применение на практике, развитие навыков самостоятельной работы, в том числе исследовательской деятельности, логического изложения материала. Поэтому, данный этап олимпиады оценивается более высокими баллами, по отношению к другим. В тоже время, не надо забывать, что выполнение самого проекта – это «домашняя работа». Не нужно думать, что здесь может быть решающая роль учителя в выполнении практической части проекта - в момент презентации учащимся не самостоятельность работы будет сразу заметна. Поэтому качество и уровень результатов будут зависеть от совместной деятельности ученика, а также учителя, как направляющего и корректирующего деятельность, но не более.
Если выполнение проекта – это «работа дома», то мы стараемся отрабатывать ее с учетом всех требований оформления и перечнякритерий оценивания членами предметного жюри, а также с учетом опубликованных замечаний председателей жюри после заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. А именно:
1. Выбор темы - первый этап творческой работы. Немаловажное значение при этом имеет интерес самого обучающегося, возникающий в ходе учебы, повседневной жизни. Не нужно стремиться к короткому эффектному названию, которое не отражает содержание проекта. Например: «Нить судьбы», «Любимой школе посвящается…». Или противоположная тенденция - отразить в названии проекта не только проблему, но и используемую технологию. Например: «Проектирование детской площадки «Гномик», способствующей развитию и совершенствованию физических и духовных качеств личности ребенка». Необходимо придерживаться правила – название должно быть точным и кратким. Например: «Все свое ношу с собой» - трансформируемые предметы одежды и сумка для путешествия. Здесь хорошо прослеживаются результаты в регулятивных универсальных учебных действиях.
2. Пояснительная записка не должна содержать информацию, не имеющую отношение к проделанной работе. Историческая справка и информационное исследование не должно занимать более одного листа текста. Необходимо провести жесткий анализ и систематизацию. На этом этапе проверяются познавательные универсальные учебные действия у учащихся.
3. Необходимо отразить реализацию межпредметных связей (какие знания и по каким предметам были использованы) в проектной деятельности и в докладе.
4. Тщательно подготовить текст доклада и добиться логичности слайд-презентации.
5. Отработать важный этап, рефлексию – анализ результатов и трудностей, с которыми столкнулась ученица во время проектирования, причины возникновения и пути их преодоления.
6. Учитывать требования к общему оформлению пояснительной записки, с учетом структуры, содержания и правил оформления по ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» и ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка».
С успешным результатом выступления олимпийской сборной нашего города на региональном этапе всероссийской предметной олимпиаде по технологии, вы уже ознакомились.
Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у учащихся. Развивающий и личностно- ориентированный подход – основа современного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.