Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской деятельности
Оценка 4.9

Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской деятельности

Оценка 4.9
docx
27.09.2020
Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской деятельности
Проектная детельность.docx

«Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской деятельности».

 « Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь».                                                                                                                             (Китайская пословица)

     Проектная деятельность применяется мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе, начиная  с 1 класса, при этом не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяет её. 

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста- проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития;

- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;

- важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями;

- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

 В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

    Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных  навыков:

- социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

 -мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

  Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле «пять П»:

- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.

- презентация – публичное предъявление результатов проекта.

    На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

        Так как я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России», работа над проектами входит в программу обучения  и является обязательной как для учителя, так и для ученика.

       Работу над проектами мы начали в первом классе с простых краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства (осеннее дерево, домашние животные). Ребята знакомились с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно мы переходили к более сложным  индивидуальным проектам. В работе над такими проектами ученикам должны помогать родители.

       В конце первой четверти 1 класса мы делали коллективный творческий проект с элементами индивидуальной работы - это создание книжки «Загадки». Ребята самостоятельно подбирали загадки об овощах и фруктах, продумывали иллюстрации к своим загадкам и всё это оформляли на альбомных листах. Вся работа была выполнена в классе.  Листочки были сшиты в книжку, ребята коллективно оформили обложку своей книги. В ходе работы над этим проектом ребята обучались под руководством учителя планировать свою работу, презентовать готовый результат, оценивать свою работу и работу одноклассников.

       В первом полугодии 1 класса ребята выполняли среднесрочный индивидуальный проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».  На уроке мы обсудили этапы подготовки работы, поиск материала, оформление готовой работы, а через 2 недели ученики представили свои работы. В ходе работы над этим проектом учащиеся обучались собирать и классифицировать информацию по разделам, отбирать загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа. В результате получились работы, которые ученики самостоятельно презентовали на уроке.

       Ещё один интересный творческий краткосрочный  проект  1 класса -  «Моя семья». Сначала  ребята на уроке окружающего мира изучали тему « Как живёт семья».  Дома они должны были подготовиться к работе над проектом  «Моя семья»: нарисовать свою семью, или подобрать соответствующие фотографии, написать, как зовут членов их семьи, выяснить, какие традиции есть в их семье.

   На следующем уроке мы продолжили работу по созданию проекта. Обсудили вопросы: Что объединяет всех членов семьи? Каковы признаки хорошей дружной семьи? Что такое семейные ценности? На уроке ребята работали с разными источниками информации (толковые словари, учебник, презентация учителя, раздаточный материал), учились самостоятельно находить информацию, работали по предложенному плану, самостоятельно отбирали личностно-значимый для них материал. Дети создавали семейное дерево, размещая на его ветках яблоки со словами, называющими ценности его семьи, презентовали свою работу (рассказывали о своей семье), давали оценку и самооценку.

      В ходе работы над этим проектом ученики узнали: что такое семья? Что объединяет членов семьи? Научились понимать учебные задачи, отбирать необходимый материал, рассказывать  о жизни своей семьи, оценивать значение семьи для человека и общества.

     Во втором классе ребята выполняли проект «Моя малая Родина». Ребята самостоятельно собирали сведения об истории своего села и города Суджи. Большую помощь оказала рабочая тетрадь по окружающему миру, где есть постановка проблемы, вопросы, место  для ответов, рисунков, фотографий, оценивание своей работы.  

       Ещё один проект, который выполнили второклассники – это «Выразительные возможности бумаги. Детская площадка» по изобразительному искусству. На каникулы ученики получили задание о подготовке к проекту по математике «Узоры и орнаменты на посуде», который будет в начале второй четверти. Все проекты, выполненные ребятами, хранятся в их личных портфолио в классе.

       Таким образом, учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, что позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.  

       Проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный  подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.


 

Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской деятельности»

Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской деятельности»

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков: - социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков: - социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс

В работе над такими проектами ученикам должны помогать родители

В работе над такими проектами ученикам должны помогать родители

Дети создавали семейное дерево, размещая на его ветках яблоки со словами, называющими ценности его семьи, презентовали свою работу (рассказывали о своей семье), давали оценку и…

Дети создавали семейное дерево, размещая на его ветках яблоки со словами, называющими ценности его семьи, презентовали свою работу (рассказывали о своей семье), давали оценку и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020