Проектная деятельность как способ формирования положительной мотивации обучающихся
В.Ф.Шакирова
МБОУ «Фёдоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Все люди хотят быть успешными: и взрослые, и дети. Взрослые – в жизни, а дети - пока, в учёбе. В статье рассматриваются некоторые подходы к формированию положительной мотивации успешности младших школьников.
В.А. Сухомлинский писал «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах…если нет детского желания учиться. Оно приходит только вместе с успехом в учении». По толковому словарю С.И. Ожегова «успех» – это удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учёбе.
Успешный ученик – это тот, кто умеет реализовывать полученные знания на практике, в жизни. Считаю, что успешность или неуспешность ученика во многом зависит от нас, от учителей. Дать детям почувствовать радость от успеха в обучении или хорошо сделанной работы, раскрыть индивидуальные таланты, достоинства – вот задачи учителя.
К сожалению, часто всё случается наоборот. Ребёнок, который, который пришёл в школу с горящими любознательными глазами через некоторое время теряет интерес к обучению. Почему так часто это происходит?
В каждом ребёнке от природы заложена тяга к познанию, развитию. Ребёнок идёт в школу учиться жить. Очень важно не допустить потери интереса к обучению, наоборот, надо всячески повышать мотивацию обучающихся. Прежде всего, важен мониторинг мотивации, хотя бы раз в полугодии, но с 1 класса.
Формирование мотивации - это не «вкладывание» учителем в головы учеников готовых, извне задаваемых мотивов и целей обучения. Это формирование внутренних побуждений: целей, мотивов, эмоций. Осознание самим учеником этих мотивов и дальнейшего развития им мотивационной сферы.
Обучение по системе Л.В.Занкова дает возможность повысить мотивацию обучающихся, т.к. каждый этап занковского урока носит мотивационный характер. Любое задание сопровождается вопросами: для чего мы это делаем? Зачем нужно это знать?
Кроме мотивационного характера самого урока важно сотрудничество учителя и ученика, связь учебной и внеклассной работы. В начальной школе учитель для ученика - живое воплощение справедливости. Процесс обучения нельзя представить как механическую передачу знаний от учителя к ученику, здесь в большей степени задействованы человеческие отношения. Отношение ребёнка к знаниям, к учению во многом зависит от его отношения к учителю. Он ждёт похвалы и одобрения учителя.
На помощь учителю приходит использование проектно-исследовательской технологии как средства повышения познавательной активности младших школьников. Технология проектной деятельности повышает эффективность подготовки к обучению в основной школе, формирует умение обобщать, анализировать, систематизировать и интегрировать информацию, работать в паре; в группе; находить сведения в различных источниках на любом этапе обучения и, как следствие, формирование ключевых компетентностей учащихся.
Ребёнок в классе не один, он в коллективе. Значит, для психологического комфорта он должен обучаться в сплоченном, дружном коллективе. В классе должна быть доброжелательная атмосфера. В таком коллективе дети чувствуют себя более уверенными, решительными. В ходе коллективной проектной работы они поддерживают друг друга, помогают, а не засмеивают при неудаче.
1 класс еще не сформирован коллектив. Лучше всего сформировать коллектив помогает опять же коллективная деятельность над проектом на уроках . Например: урок изобразительного искусства, тема «Рисование осеннего листа». А мы не просто рисуем, мы собираем ковёр из осенних листьев. Дети увлечены: тут и творчество, и содружество и дух соревнования. Интересные коллективные проекты на уроках технологии, окружающего мира, литературы. Более серьёзные на уроках математики, русского языка, когда учащиеся выводят алгоритм решения поставленной задачи.
Следует отметить формирование мотивации и во внеклассной деятельности. Во внеклассной деятельности могут проявить себя даже дети, у которых есть проблемы в обучении. Часто, проводимые в классе мероприятия помогают детям побороть стеснительность, раскрыться. Многие мероприятия, за годы обучения в начальной школе, становятся традиционными: «Посвящение в 1классники; 2 классники и т.д.», «День Матери», «Мы дружбою сильны», « На балу у Золушки», «Рыцарский турнир».
Участие в мероприятиях различного уровня (заочных и очных) позволяют обучающимся чувствовать себя значимыми, а, значит, успешными.
В современной школе мы должны перестать быть просто учителем начальных классов, мы становимся педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:
• энтузиаста (повышаем мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их);
• специалиста (должны обладать знаниями и умениями в нескольких областях);
• консультанта (организуем доступ к информационным ресурсам);
• руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»;
• координатора всего группового процесса; эксперта (даем четкий анализ результатов выполненного проекта).
Зато, что получаем в результате такой объёмной работы?!
1. Успешность, альтернативную учебной успешности.
Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.
Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, с одной стороны, не зависящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения.
2.Организационные умения.
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Правильный ли получен результат?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
3. Общеучебные умения поиска сведений.
Овладение первоначальными умениями поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
4. Творческие умения
Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
5. Умение применять полученные знания.
Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
6. Привлечение родителей.
Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
Важно суметь убедить родителей обучающихся том, что проектная деятельность способна научить детей многому Именно они выступают спонсорами , когда дети участвуют в различных конференциях, фестивалях и т.п.
Для выполнения проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других, работать в команде, умение планировать свою деятельность, нести ответственность. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Очень много положительного в формирование мотивации вносит оформление портфолио ученика и класса. Портфолио позволяет продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Первый раздел представляет собой знакомство с учеником и его семьей. Второй-лист достижений по разным направлениям. Здесь представлены и учебная деятельность, участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, исследовательская и проектная деятельность, общественная работа. Дети помещают в свои портфолио рисунки и фотографии своих работ, статьи, которые были опубликованы.
В одном из разделов собираются грамоты, сертификаты. Ученик сам решает, что он будет вкладывать, а что не обязательно вкладывать. Ученики очень увлеченно принялись за работу. Работа классного руководителя заключалась в стимулировании детей к сбору материала по той или иной теме, в советах по оформлению работ, поощрении активности школьников.
Портфолио стало важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель-ученик-родители», а работа над его составлением – интересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, помещенных в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности, ну и, с помощью родителей, дома.
Ежегодно в классе по четвертям проводится конкурс портфолио. Лучший классный портфолио участвует в школьном конкурсе портфолио. Параллельно ведётся портфолио класса, который бывает, представлен на ежегодном конкурсе «Информационный бум».
Учителю надо поддерживать и развивать мотивацию. Есть способы развития мотивации в любой учебной системе, но система Л. В. Занкова даёт возможность учителю вести эту работу системно и постоянно. Л. В. Занков писал: «Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками».
Список литературы
1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.- 93с.
2.Гузеев В. В. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах. М., Педагогика, – 2007. . – с. 169.
3.Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. - Л.: 1992.
4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
5.Метод проектов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. Рус., англ.
6.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008. – 365с.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 225с.
8.Шатилова М.Ю., Н.И. Селезнёва и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.-Волгоград: Учитель, 2009.
9.Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.