Проектная деятельность как средство диагностики метапредметных результатов младших школьников
Оценка 4.9

Проектная деятельность как средство диагностики метапредметных результатов младших школьников

Оценка 4.9
docx
09.06.2020
Проектная деятельность как средство диагностики метапредметных результатов младших школьников
Проектная деятельность как средство достижения.docx

Проектная деятельность как средство достижения

метапредметных результатов младших школьников

Автор: Шакирова Венера Фатхулловна

Мы живём в быстро меняющимся мире. Было бы странным, если бы не менялось образование. Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике этих знаний. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

Мир, в котором мы живем, очень сложен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?

Метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. Учитывая отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей работа по учебным проектам строится с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность учебных проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.

Учебный проект – совместная работа школьников, направленная на решение конкретной (предметной, личностно значимой) проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этим проект близок к проблемному методу обучения (является его разновидностью).

Самыми интересными учебными проектами были: игры с числами, фокусы с числами, создание сборника сказок об одном из животных, коллаж «Заселим улицу сказочными домиками», создание костюмов для сказочных персонажей, создание собственных сказок, логические игры и т.д.

Идея проекта «Все профессии нужны, все профессии важны!» возникла во 2 классе на уроке окружающего мира, когда ребята пытались ответить на проблемный вопрос: «Какая профессия сама важная?». При обсуждении мнения разделились. Ответ на вопрос был найден в ходе работы над проектом. Проектная работа расширила представления о разнообразии профессий, способствовала развитию познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, помогла решить много задач, которые ведут к формированию метапредметных универсальных учебных действий. Работа в группе над решением общей проблемы способствовала формированию личности каждого учащегося, навыков коллективного целеполагания и планирования, умению сотрудничать.

При изучении басен И.А. Крылова на уроке литературного чтения в 3 классе детям было предложено не просто выучить басню, а инсценировать её. Ребёнку было бы легче просто выучить произведение и рассказать его на уроке, но творческое задание преследует несколько иную цель: детям нужно поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы. В 3 классе ребята уже самостоятельно определяли цель деятельности, выстраивали план работы и сотрудничество; продумывали выступление перед аудиторией.

Подготовка к фестивалю дружбы не оставила равнодушным никого. Активно помогали детям родители. Были созданы группы по национальности. Продумывали с чем будут знакомить класс, в какой форме. Совместные с родителями проекты также реализуются с 1 класса: «Традиции семьи», «Наши питомцы», «В семье многонациональной» и т.п.

Огромное поле для проектной деятельности , для достижения метапредметных результатов даёт внеурочная работа.

Проектной деятельностью я увлеклась давно, еще до введения ФГОС с учениками 4 класса, взяв за основу пять «П»: Проблема – проектирование (планирование) – Поиск информации – продукт – презентация. В 2014 году в рамках внеурочной деятельности разработала программу проектной деятельности «Я-исследователь». Во внеурочной деятельности занимаюсь проектами со всеми желающими учащимися школы. Сейчас дети активно участвуют в конкурсах районного («Шаг в будущее», Экологическая конференция имени Г.Кушниковой) , регионального («Угорское наследие», «Леонардо») и Всероссийского уровня (НФ имени Менделеева «Леонардо», конкурсы от МАН «Интеллект будущего»).

При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такими как контрольные и проверочные работы.

В результате размышлений о том, как диагностировать метапредметные результаты возникла идея в конце учебного года проводить День проектов. С чего начать эту работу? Конечно, с поиска единомышленников-координаторов проектов. Обговариваются ход проведения, темы, которые можно предложить детям для разработки, подготовка тьютеров. Идёт масштабная подготовительная работа. Выглядит она в приказе так:

Порядок проведения процедуры диагностики метапредметных результатов обучения учащихся начальных классов в
рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности

1-е классы 8.00-9.15

кабинет №12 куратор

Члены ЭК:
Родитель:

кабинет №2

 куратор

Члены ЭК:
Родитель:

кабинет №15а

 куратор

Члены ЭК:

Родитель:

кабинет №3

 куратор

Члены ЭК:
Родитель:

Тьюторы:

Тьюторы:

Тьюторы:

Тьюторы:

Резерв:

 

 

 

 

Темы проектов: Детская площадка, Безопасные каникулы, Кормушка для птиц, Портфель первоклассника

Распределение по группам: (по 6-8 человек)

 

 Очень важно хорошо подготовить тьютеров. Это старшеклассники. Обычно дети, которые часто участвуют в конкурсах по проектной и исследовательской деятельности. Многие наши школьники являются лауреатами очных и заочных конкурсов от МАН «Интеллект Будущего», поэтому проблем с тьюторами у нас нет. Очные конкурсы Малой Академии дают детям возможность защиты готовой работы, они учат «творить» здесь и сейчас. Эти навыки очень важны для тьютеров: умение находить ответы, решать возникающие проблемы. Потом на них равняются наши малыши.

В ходе проведения мероприятия каждый взрослый наблюдает за своей группой учащихся (6-8 человек в группе). Надо отметить, что учащиеся с разных классов одной параллели. В таблице наблюдений метапредметных результатов фиксируются результаты, в привычной для нас,  5-балльной системе.

Какие же критерии смотрим и оцениваем?

Метапредметные УУД

                 Коммуникативные

1

2

3

4

5

6

7

8

Планирование учебного сотрудничества

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрешение конфликтов

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление поведением партнера

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение сохранять  учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдение правил поведения в коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема для группы определяется методом жеребьёвки. Продукт проекта группы определяют в коллективе и здесь ярко видна роль лидеров, ведомых и т.д. Затем учащиеся работают над созданием проекта: распределяют работу, обговаривают, кто будет участвовать в защите и т.п. Терпения для кропотливой работы в начальной школе хватает на 30-40 минут, далее следует защита проекта (участвуют все!). Важно то, что другие группы, выслушав выступления, должны выбрать наиболее понравившийся проект и отдать за него свой голос. Голосование проводится при помощи цветных стикеров. Так определяется лучший проект. В конце дети рассказывают, что им понравилось, а, что им хотелось бы изменить.

Дети, которые в течение учебного года защитили проекты, по желанию, могут не участвовать в Дне проектов, но таких мало.

Обучение методом проектов - один из самых прогрессивных методов педагогики. Придумать, спланировать и выполнить то, что сделает жизнь лучше - этот навык пригодится во взрослой жизни каждому.

Хочется верить, что навыки и умения, приобретенные в ходе проектной деятельности,  пригодятся нашим воспитанникам в дальнейшем.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектная деятельность как средство достижения метапредметных результатов младших школьников

Проектная деятельность как средство достижения метапредметных результатов младших школьников

При изучении басен И.А. Крылова на уроке литературного чтения в 3 классе детям было предложено не просто выучить басню, а инсценировать её

При изучении басен И.А. Крылова на уроке литературного чтения в 3 классе детям было предложено не просто выучить басню, а инсценировать её

Распределение по группам: (по 6-8 человек)

Распределение по группам: (по 6-8 человек)

Обучение методом проектов - один из самых прогрессивных методов педагогики

Обучение методом проектов - один из самых прогрессивных методов педагогики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020