Проектная деятельность как средство достижения
метапредметных результатов младших школьников
Автор: Шакирова Венера Фатхулловна
Мы живём в быстро меняющимся мире. Было бы странным, если бы не менялось образование. Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике этих знаний. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.
Мир, в котором мы живем, очень сложен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?
Метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. Учитывая отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей работа по учебным проектам строится с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность учебных проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.
Учебный проект – совместная работа школьников, направленная на решение конкретной (предметной, личностно значимой) проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этим проект близок к проблемному методу обучения (является его разновидностью).
Самыми интересными учебными проектами были: игры с числами, фокусы с числами, создание сборника сказок об одном из животных, коллаж «Заселим улицу сказочными домиками», создание костюмов для сказочных персонажей, создание собственных сказок, логические игры и т.д.
Идея проекта «Все профессии нужны, все профессии важны!» возникла во 2 классе на уроке окружающего мира, когда ребята пытались ответить на проблемный вопрос: «Какая профессия сама важная?». При обсуждении мнения разделились. Ответ на вопрос был найден в ходе работы над проектом. Проектная работа расширила представления о разнообразии профессий, способствовала развитию познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, помогла решить много задач, которые ведут к формированию метапредметных универсальных учебных действий. Работа в группе над решением общей проблемы способствовала формированию личности каждого учащегося, навыков коллективного целеполагания и планирования, умению сотрудничать.
При изучении басен И.А. Крылова на уроке литературного чтения в 3 классе детям было предложено не просто выучить басню, а инсценировать её. Ребёнку было бы легче просто выучить произведение и рассказать его на уроке, но творческое задание преследует несколько иную цель: детям нужно поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы. В 3 классе ребята уже самостоятельно определяли цель деятельности, выстраивали план работы и сотрудничество; продумывали выступление перед аудиторией.
Подготовка к фестивалю дружбы не оставила равнодушным никого. Активно помогали детям родители. Были созданы группы по национальности. Продумывали с чем будут знакомить класс, в какой форме. Совместные с родителями проекты также реализуются с 1 класса: «Традиции семьи», «Наши питомцы», «В семье многонациональной» и т.п.
Огромное поле для проектной деятельности , для достижения метапредметных результатов даёт внеурочная работа.
Проектной деятельностью я увлеклась давно, еще до введения ФГОС с учениками 4 класса, взяв за основу пять «П»: Проблема – проектирование (планирование) – Поиск информации – продукт – презентация. В 2014 году в рамках внеурочной деятельности разработала программу проектной деятельности «Я-исследователь». Во внеурочной деятельности занимаюсь проектами со всеми желающими учащимися школы. Сейчас дети активно участвуют в конкурсах районного («Шаг в будущее», Экологическая конференция имени Г.Кушниковой) , регионального («Угорское наследие», «Леонардо») и Всероссийского уровня (НФ имени Менделеева «Леонардо», конкурсы от МАН «Интеллект будущего»).
При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такими как контрольные и проверочные работы.
В результате размышлений о том, как диагностировать метапредметные результаты возникла идея в конце учебного года проводить День проектов. С чего начать эту работу? Конечно, с поиска единомышленников-координаторов проектов. Обговариваются ход проведения, темы, которые можно предложить детям для разработки, подготовка тьютеров. Идёт масштабная подготовительная работа. Выглядит она в приказе так:
Порядок проведения процедуры диагностики
метапредметных результатов обучения учащихся начальных классов в
рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности
1-е классы 8.00-9.15 |
||||
кабинет №12 куратор Члены ЭК: |
кабинет №2 куратор Члены ЭК: |
кабинет №15а куратор Члены ЭК: Родитель: |
кабинет №3 куратор Члены ЭК: |
|
Тьюторы: |
Тьюторы: |
Тьюторы: |
Тьюторы: |
|
Резерв: |
||||
|
|
|
|
|
Темы проектов: Детская площадка, Безопасные каникулы, Кормушка для птиц, Портфель первоклассника |
||||
Распределение по группам: (по 6-8 человек) |
||||
Очень важно хорошо подготовить тьютеров. Это старшеклассники. Обычно дети, которые часто участвуют в конкурсах по проектной и исследовательской деятельности. Многие наши школьники являются лауреатами очных и заочных конкурсов от МАН «Интеллект Будущего», поэтому проблем с тьюторами у нас нет. Очные конкурсы Малой Академии дают детям возможность защиты готовой работы, они учат «творить» здесь и сейчас. Эти навыки очень важны для тьютеров: умение находить ответы, решать возникающие проблемы. Потом на них равняются наши малыши.
В ходе проведения мероприятия каждый взрослый наблюдает за своей группой учащихся (6-8 человек в группе). Надо отметить, что учащиеся с разных классов одной параллели. В таблице наблюдений метапредметных результатов фиксируются результаты, в привычной для нас, 5-балльной системе.
Какие же критерии смотрим и оцениваем?
Метапредметные УУД
Коммуникативные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Планирование учебного сотрудничества |
|
|
|
|
|
|
|
|
Разрешение конфликтов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление поведением партнера |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение выражать свои мысли |
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулятивные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение сохранять учебную задачу |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее |
|
|
|
|
|
|
|
|
Личностные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдение правил поведения в коллективе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема для группы определяется методом жеребьёвки. Продукт проекта группы определяют в коллективе и здесь ярко видна роль лидеров, ведомых и т.д. Затем учащиеся работают над созданием проекта: распределяют работу, обговаривают, кто будет участвовать в защите и т.п. Терпения для кропотливой работы в начальной школе хватает на 30-40 минут, далее следует защита проекта (участвуют все!). Важно то, что другие группы, выслушав выступления, должны выбрать наиболее понравившийся проект и отдать за него свой голос. Голосование проводится при помощи цветных стикеров. Так определяется лучший проект. В конце дети рассказывают, что им понравилось, а, что им хотелось бы изменить.
Дети, которые в течение учебного года защитили проекты, по желанию, могут не участвовать в Дне проектов, но таких мало.
Обучение методом проектов - один из самых прогрессивных методов педагогики. Придумать, спланировать и выполнить то, что сделает жизнь лучше - этот навык пригодится во взрослой жизни каждому.
Хочется верить, что навыки и умения, приобретенные в ходе проектной деятельности, пригодятся нашим воспитанникам в дальнейшем.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.