Проектная деятельность как средство повышения качества образования младших школьников.
Оценка 4.7

Проектная деятельность как средство повышения качества образования младших школьников.

Оценка 4.7
doc
28.11.2023
Проектная деятельность как средство повышения качества образования младших школьников.
Проектная деятельность как средство повышения качества образования младших школьников.doc

                                                                             Л.В.Исаева,

 учитель начальных классов,

МБОУ «Заостровская средняя школа»,

д. Рикасово,

Приморский район,

Архангельская обл.

                                                               

                                                           Проектная деятельность

как средство повышения качества образования младших школьников.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми, т.к. в соответствии с требованиями стандартов нового поколения ученик в современной школе должен не только  достаточно освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться. Поэтому в настоящее время в рамках  реализации ФГОС наиболее актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достижением данной цели в процессе обучения, может служить проектное обучение на уроке и вне урока, побуждающее учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности, к самообразованию и самоорганизации, умения делать выбор и принимать решения.

У учащихся очень низкая познавательная активность в учебной деятельности. Даже у детей, которые хорошо учатся, средний уровень познавательной активности, они действительно не мотивированы к самостоятельному получению учебной информации.

Я задала себе вопрос: «Почему и как?» Почему у детей низкая познавательная активность и как научить учиться? И находилась в поиске новых форм и методов обучения.

Я начала активно применять проектную деятельность, как один из методов обучения, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Использование данного метода также давала и дает возможность мне объединять урочную и внеурочную деятельность учащихся.

Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, и для родителей. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими как книги, фильмы, интернет и др.

Решила провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность и ее роль в обучении». На этом собрании я познакомила родителей с целями и задачами проектной деятельности. А также попыталась сформировать у них представление о проектном обучении в начальной школе, как о ведущем способе учебной деятельности.

Сделала красочную презентацию,  в качестве образца показала готовые детские презентации проектов. Обсудила с родителями вопрос о том, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, и др. техника). Раздала памятки, в которых говорится о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом. Потому что в большинстве случаев  проект в начальных классах – это совместный продукт творчества и сотрудничества учителя, ученика и родителей.

Проекты моего класса самые разнообразные. Например выполняем проекты по виду деятельности: исследовательские, информационные, творческие;

По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные (индивидуальный перерастает в парный, групповые в коллективный). Огромный интерес учащихся вызывает параллельная защита двух проектов по близкой тематике. Тогда участники проектов становятся оппонентами друг друга, и защита проектов организуется в виде дискуссии или дебатов.

По содержанию: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей). По месту проведения: урочные, внеурочные (позволяет объединить деятельности). По продолжительности: минипроекты (1 урок или менее), краткосрочные    (4 - 6 уроков), средней продолжительности.

При использовании проектного метода я соблюдаю ряд требований для большей мотивации и завершённости проекта, поэтому работаем с детьми по этапам:

·        Постановка проблемы (проблема должна быть реальна и значима для ученика).

·        Проектирование (планирование), т.к. работа в проекте должна быть логичной и последовательной.

·        Поиск информации (кроме книг, Интернета, родители тоже выступают в роли источника информации).

·        Продукт.

·        Презентация.

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом. Необходимо, чтобы результат можно было применить в практической деятельности. Это детей вводит в восторг.

Так, например,  учащиеся моего класса принимают  активное участие в научно-исследовательской конференции «Я познаю мир» с исследовательскими работами на темы «Зимующие птицы родного края», «Козуля- северный пряник», «Героям ВОВ посвящается…Памятники Архангельска», «Раскраска. Быт поморов», «Экология Заостровья». Так же на уроках дети в самостоятельной и групповой форме работы защищают проекты на темы «Моя родословная», «Улицы родного города», «Труд и быт северян», «Природные зоны Севера», «Водоёмы родного края», «Красная книга Архангельской области», «История создания символов родного края» и мн.др…

Эффективность метода проектов очевидна. В проектной деятельности учащиеся познают приёмы исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свою позицию. У школьников воспитываются такие качества, как инициативность, ответственность, самостоятельность. Метод проектов много даёт и учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап взаимодействия и сотрудничества с учащимися.    

В процессе работы над этой темой я поняла, осознала, что проектная деятельность обеспечивает мотивацию, и тем самым влияет на эффективное психическое и эмоциональное развитие учащихся. Использование проектной деятельности позволяет создать атмосферу успеха у учащегося с любой мотивацией, комфортные условия для творческой работы, ощутить результативность собственного труда. На уроках результативнее происходит самостоятельный поиск, анализ, отбор, применение необходимой информации.

Список информационных источников:

1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014.                

2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000,

3. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013.

4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.                                                                5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.


Л.В.Исаева, учитель начальных классов,

Л.В.Исаева, учитель начальных классов,

Сделала красочную презентацию, в качестве образца показала готовые детские презентации проектов

Сделала красочную презентацию, в качестве образца показала готовые детские презентации проектов

Севера», «Водоёмы родного края», «Красная книга

Севера», «Водоёмы родного края», «Красная книга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2023