Л.В.Исаева,
учитель начальных классов,
МБОУ «Заостровская средняя школа»,
д. Рикасово,
Приморский район,
Архангельская обл.
Проектная деятельность
как средство повышения качества образования младших школьников.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми, т.к. в соответствии с требованиями стандартов нового поколения ученик в современной школе должен не только достаточно освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться. Поэтому в настоящее время в рамках реализации ФГОС наиболее актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достижением данной цели в процессе обучения, может служить проектное обучение на уроке и вне урока, побуждающее учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности, к самообразованию и самоорганизации, умения делать выбор и принимать решения.
У учащихся очень низкая познавательная активность в учебной деятельности. Даже у детей, которые хорошо учатся, средний уровень познавательной активности, они действительно не мотивированы к самостоятельному получению учебной информации.
Я задала себе вопрос: «Почему и как?» Почему у детей низкая познавательная активность и как научить учиться? И находилась в поиске новых форм и методов обучения.
Я начала активно применять проектную деятельность, как один из методов обучения, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Использование данного метода также давала и дает возможность мне объединять урочную и внеурочную деятельность учащихся.
Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, и для родителей. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими как книги, фильмы, интернет и др.
Решила провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность и ее роль в обучении». На этом собрании я познакомила родителей с целями и задачами проектной деятельности. А также попыталась сформировать у них представление о проектном обучении в начальной школе, как о ведущем способе учебной деятельности.
Сделала красочную презентацию, в качестве образца показала готовые детские презентации проектов. Обсудила с родителями вопрос о том, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, и др. техника). Раздала памятки, в которых говорится о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом. Потому что в большинстве случаев проект в начальных классах – это совместный продукт творчества и сотрудничества учителя, ученика и родителей.
Проекты моего класса самые разнообразные. Например выполняем проекты по виду деятельности: исследовательские, информационные, творческие;
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные (индивидуальный перерастает в парный, групповые в коллективный). Огромный интерес учащихся вызывает параллельная защита двух проектов по близкой тематике. Тогда участники проектов становятся оппонентами друг друга, и защита проектов организуется в виде дискуссии или дебатов.
По содержанию: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей). По месту проведения: урочные, внеурочные (позволяет объединить деятельности). По продолжительности: минипроекты (1 урок или менее), краткосрочные (4 - 6 уроков), средней продолжительности.
При использовании проектного метода я соблюдаю ряд требований для большей мотивации и завершённости проекта, поэтому работаем с детьми по этапам:
· Постановка проблемы (проблема должна быть реальна и значима для ученика).
· Проектирование (планирование), т.к. работа в проекте должна быть логичной и последовательной.
· Поиск информации (кроме книг, Интернета, родители тоже выступают в роли источника информации).
· Продукт.
· Презентация.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом. Необходимо, чтобы результат можно было применить в практической деятельности. Это детей вводит в восторг.
Так, например, учащиеся моего класса принимают активное участие в научно-исследовательской конференции «Я познаю мир» с исследовательскими работами на темы «Зимующие птицы родного края», «Козуля- северный пряник», «Героям ВОВ посвящается…Памятники Архангельска», «Раскраска. Быт поморов», «Экология Заостровья». Так же на уроках дети в самостоятельной и групповой форме работы защищают проекты на темы «Моя родословная», «Улицы родного города», «Труд и быт северян», «Природные зоны Севера», «Водоёмы родного края», «Красная книга Архангельской области», «История создания символов родного края» и мн.др…
Эффективность метода проектов очевидна. В проектной деятельности учащиеся познают приёмы исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свою позицию. У школьников воспитываются такие качества, как инициативность, ответственность, самостоятельность. Метод проектов много даёт и учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап взаимодействия и сотрудничества с учащимися.
В процессе работы над этой темой я поняла, осознала,
что проектная деятельность обеспечивает мотивацию, и тем самым влияет на
эффективное психическое и эмоциональное развитие учащихся. Использование
проектной деятельности позволяет создать атмосферу успеха у учащегося с любой
мотивацией, комфортные условия для творческой работы, ощутить результативность
собственного труда. На уроках результативнее происходит самостоятельный поиск,
анализ, отбор, применение необходимой информации.
Список информационных источников:
1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014.
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000,
3. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013.
4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004. 5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.