Сюжетные задачи ЕГЭ
Оценка 5

Сюжетные задачи ЕГЭ

Оценка 5
Документация
doc
математика
8 кл—11 кл
21.11.2023
Сюжетные задачи ЕГЭ
Сюжетные задачи ЕГЭ
Статья _Сюжетные задачи в курсе математики средней школы_.doc

Сюжетные задачи

в курсе математики средней школы

 

Сюжетные задачи – это наиболее древний вид школьных задач. Они всегда широко использовались и будут использоваться в обучении математике.  В сохранившихся письменных памятниках древности встречаются разные сюжетные задачи.  Со временем цели и функции решения сюжетных задач существенно изменялись. Если раньше цели решения этих задач были чисто практическими: научить решать задачи, которые часто встречаются в жизненной практике, то сейчас эти цели значительно шире. Кроме практической направленности, они используются как важное общеобразовательное и методическое средство.

Большая роль отводится сюжетным задачам в процессе всего обучения математике в школе. На первый план выдвигается аспект использования этих задач в обучении: ознакомление учащихся с сущностью и практикой применения математического моделирования.

Сюжетные задачи традиционно вызывают затруднения у учащихся, многим из которых не удается находить и извлекать необходимую информацию из условия задачи, выделять главное, находить связи. Очень часто дети не могут абстрагироваться, отвлечься от чисел. К сожалению, в начальной школе детей учат, прежде всего, оперировать числами. Поэтому, решая задачи, учащиеся почти всегда называют сначала действия и только потом думают о том, что им это дает. А надо бы наоборот. Даже оформление решения стало традиционным: сначала действия, рядом краткое пояснение. Да, это дает нам экономию времени, больше задач можно решить на уроке. А в конечном результате дети не умеют решать сюжетные задачи. По этой же причине возникают трудности и при составлении уравнений. Ученики обозначают неизвестное буквой, а что делать дальше с этой буквой зачастую не знают, потому что сразу же пытаются ухватиться за числа и начинают гадать: умножить, прибавить, разделить и т.д. Мало кто из детей (особенно из  среднего звена – 5, 6 класс) может проследить всю логику задачи и найти логические связи между данными и неизвестным. Даже те дети, которые, казалось бы,  хорошо решают задачи, зачастую на интуитивном уровне  угадывают действия или уравнения. Некоторых интуиция почти никогда не подводит. Но стоит задать несколько вопросов по задаче ребенку, и становится ясно, что глубокого понимания задачи нет. А если задать задачу без числовых данных (известно, что дано и что надо найти), то результат совсем плачевный. А почему бы нам не вернуться к старым методикам. Меня, например, в детстве учили решать задачи с вопросами. Вопрос, а дальше способ достижения результата, то есть действие. Почему мы всегда считаем, что всё новое лучше старого? По крайней мере дети будут думать, что им делать и как это сделать, развивая навыки грамотной постановки вопросов.

В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися. Как организовать обучение через вовлеченность и желание участвовать в процессе? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к приобретению новых знаний?

Инновационный поиск новых методов и средств в той или иной степени улучшает ситуацию в образовании.

Актуальной задачей современного школьного образования является внедрение информационных технологий в процесс обучения учащихся, что само по себе неизбежно и продиктовано временем. С помощью средств современных информационно-коммуникационных технологий повышается интерес учащихся к предмету. Любую  реальную ситуацию можно наглядно смоделировать. Знакомство учащихся с математическим моделированием представляет собой принципиально новые практический и воспитательный аспекты обучения математике.

«Актуально осознается только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта, т. е. занимает структурное место непосредственной цели внутреннего или внешнего действия в системе той или иной деятельности». Это положение, четко сформулированное известным психологом А.Н.Леонтьевым, является общим и относится к любым случаям, встречающимся в процессе обучения. Это положение объясняет известные случаи непонимания учащимися, казалось бы, самых простых вещей, случаи грубых ошибок и непонятных неточностей, допускаемых ими.

Многое зависит и от учителя: искусство владения вниманием ребят, индивидуальный  артистизм и умение эмоционально ярко подать материал развивают логическое мышление детей, формируют логическое понимание задачи, знания и навыки решения задач.

Решение сюжетных задач – не самоцель, а средство для того, чтобы учащиеся овладели разумным общим подходом к решению любых задач, которые могут встретиться в жизни. Важнейшей целью решения сюжетных задач является овладение учащимися моделированием простейших жизненных явлений и, в особенности, математическим моделированием, без которого невозможно применение математического аппарата для решения задач.

На всех этапах изучения математики сюжетные задачи развивают логическое мышление учащихся на смоделированных реальных ситуациях.

Для того чтобы учащиеся осознанно и разумно решали сюжетные задачи, надо их познакомить с основными элементами теории задач и их решением. Решение сюжетных задач должно предварять выполнение учащимися системы подготовительных упражнений. Необходим тщательный подбор разнообразных задач на уроках (пусть их будет немного, но они будут интересными и полезными).

Очень сильным средством для овладения учащимися основными элементами теории задач является восприятие красоты и гармонии математических приёмов решения сюжетных задач.

 

    


Сюжетные задачи в курсе математики средней школы

Сюжетные задачи в курсе математики средней школы

Даже те дети, которые, казалось бы, хорошо решают задачи, зачастую на интуитивном уровне угадывают действия или уравнения

Даже те дети, которые, казалось бы, хорошо решают задачи, зачастую на интуитивном уровне угадывают действия или уравнения

Это положение, четко сформулированное известным психологом

Это положение, четко сформулированное известным психологом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2023