Выступление Арсениной М.Н. на МО учителей технологии
Тема: Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей обучающихся
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности обучающихся. Использование технологии проектной деятельности в урочное и внеурочное время позволяет решить задачу формирования компетентностей у обучающихся.
«Формирование УУД обучающихся на разных этапах работы над проектом»
| 
 №  | 
 Этапы  | 
 Формируемые УУД  | 
| 
 1  | 
 Выбор темы проекта, обоснование  | 
 Регулятивные УУД целеполагание - как постановка учебной задачи Коммуникативные УУД обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора  | 
| 
 2  | 
 Определение конечного результата, цель проекта  | 
 Регулятивные УУД прогнозирование – предвосхищение результата  | 
| 
 3  | 
 Обсуждение и составление плана проекта  | 
 Регулятивные УУД планирование - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные УУД консультация с учителем, обсуждение Личностные УУД самоопределение смыслообразование  | 
| 
 4  | 
 Сбор информации  | 
 Познавательные УУД поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера  | 
| 
 5  | 
 Изготовление изделия  | 
 Регулятивные УУД поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы Познавательные УУД виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов  | 
| 
 6.  | 
 Оформление проекта  | 
 Познавательные УУД постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения  | 
| 
 7.  | 
 Оценка проекта  | 
 Регулятивные УУД оценка саморегуляция  | 
Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
В создании обучающимися собственных творческих проектов проявляется опыт исследовательского, творческого мышления. Во время выполнения проекта обучающиеся учатся постановке и решению проблемы, проводят анализ и находят пути её решения. Изучают и выбирают технические средства и материалы, разрабатывают технологию изготовления изделия. Проводят исследование прототипов изделия, выполняют экономический расчет и экологическую экспертизу, а также эстетическую оценку и рекламу готового изделия.
Развитие познавательных УУД, а другими словами, умения формулировать проблемы и самостоятельно выбирать способы решения этих проблем осуществляется при применении технологии проектной деятельности.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
На своих уроках я чаще всего использую краткосрочные проекты, которые могут укладываться в два урока. Например, проект «Составление меню», «Сервировка стола» и др.
Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности:
· Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
· Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
· Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
· Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
· Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Если рассматривать результат проектной деятельности с точки зрения его влияния на формирование УУД, то нужно отметить, что результат может быть внутренним и внешним.
- внутренний (личностный) результат-проделанная работа становится опытом обучающийся, его знаниями, умениями, ценностями.
- внешний результат (предметный и метапредметный)- виден в реальной практической деятельности.
Проектная деятельность рассматривается как способ формирования организационных умений (регулятивных УУД), интеллектуальных умений (познавательных УУД), оценочных умений (личностных УУД) и коммуникативных. Таким образом, технология проектной деятельности входит в образование как требование времени. В результате работы над проектами проявляются интересы обучающихся, создаются благоприятные условия для их реализации и дальнейшего совершенствования, развиваются умения адаптироваться к условиям современного общества.
Данная технология действительно нацелена на формирование навыков обучающихся, направленных на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. Ведь в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема, для решения которой обучающимся требуется не только научные знания, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний, так же дети должны применить определённые интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения. Иными словами, обучающиеся начинают больше читать, особенно специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, самообладание.
Таким образом, проектная деятельность не только помогает стать обучающимся активными участниками процесса обучения, но и способствует развитию их личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.