Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей обучающихся

  • docx
  • 24.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проектная деятельность на уроках технологии.docx

Выступление Арсениной М.Н. на МО учителей технологии

Тема: Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей обучающихся

 

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности  обучающихся. Использование технологии проектной деятельности в урочное и внеурочное время позволяет решить задачу формирования компетентностей у обучающихся.

«Формирование УУД обучающихся на разных этапах работы над проектом»

Этапы

Формируемые УУД

1

Выбор  темы проекта, обоснование

Регулятивные УУД

целеполагание - как постановка учебной задачи

 Коммуникативные УУД

обоснование идеи изделия; аргументированная  защита  своего выбора

2

Определение конечного результата, цель проекта

Регулятивные УУД

прогнозирование – предвосхищение результата

3

Обсуждение и составление плана проекта

Регулятивные УУД

планирование - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий

Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД   консультация с учителем, обсуждение

Личностные УУД

 самоопределение

смыслообразование

4

Сбор информации

Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

 выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

5

Изготовление изделия

Регулятивные УУД

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы

Познавательные УУД

виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов

6.

Оформление проекта

Познавательные УУД

постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;

 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД  формулирование собственных мыслей,  обоснование своей точки зрения

7.

Оценка проекта

Регулятивные УУД

оценка

саморегуляция

 

Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.

В создании обучающимися собственных творческих проектов проявляется опыт исследовательского, творческого мышления. Во время выполнения проекта обучающиеся учатся постановке и решению проблемы, проводят анализ и находят пути её решения. Изучают и выбирают технические средства и материалы, разрабатывают технологию изготовления изделия. Проводят исследование прототипов изделия, выполняют экономический расчет и экологическую экспертизу, а также эстетическую оценку и рекламу готового изделия.

Развитие познавательных УУД, а другими словами, умения формулировать проблемы и самостоятельно выбирать способы решения этих проблем осуществляется при применении технологии проектной деятельности.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

На своих уроках я чаще всего использую краткосрочные проекты, которые могут укладываться в два урока. Например,  проект «Составление меню», «Сервировка стола» и др.

Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

    Задачи проектной деятельности:

·         Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

·         Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

·         Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

·         Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

·         Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Если рассматривать результат проектной деятельности с точки зрения его влияния на формирование УУД, то нужно отметить, что результат может быть внутренним и внешним.

- внутренний (личностный) результат-проделанная работа становится опытом обучающийся, его знаниями, умениями, ценностями.

- внешний результат (предметный и метапредметный)- виден в реальной практической деятельности.

 

Проектная деятельность рассматривается как способ формирования организационных умений (регулятивных УУД), интеллектуальных умений (познавательных УУД), оценочных умений (личностных УУД) и коммуникативных. Таким образом, технология проектной деятельности входит в образование как требование времени. В результате работы над проектами проявляются интересы обучающихся, создаются благоприятные условия для их реализации и дальнейшего совершенствования, развиваются умения адаптироваться к условиям современного общества.

Данная технология действительно нацелена на формирование навыков обучающихся, направленных на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. Ведь в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема, для решения которой обучающимся требуется не только научные знания, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний, так же дети должны применить определённые интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения. Иными словами, обучающиеся начинают больше читать, особенно специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, самообладание.

 Таким образом, проектная деятельность не только помогает стать обучающимся активными участниками процесса обучения, но и способствует  развитию их личности.