Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей обучающихся
Оценка 4.7

Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей обучающихся

Оценка 4.7
docx
технология
24.01.2022
Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей обучающихся
Проектная деятельность на уроках технологии.docx

Выступление Арсениной М.Н. на МО учителей технологии

Тема: Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей обучающихся

 

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности  обучающихся. Использование технологии проектной деятельности в урочное и внеурочное время позволяет решить задачу формирования компетентностей у обучающихся.

«Формирование УУД обучающихся на разных этапах работы над проектом»

Этапы

Формируемые УУД

1

Выбор  темы проекта, обоснование

Регулятивные УУД

целеполагание - как постановка учебной задачи

 Коммуникативные УУД

обоснование идеи изделия; аргументированная  защита  своего выбора

2

Определение конечного результата, цель проекта

Регулятивные УУД

прогнозирование – предвосхищение результата

3

Обсуждение и составление плана проекта

Регулятивные УУД

планирование - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий

Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД   консультация с учителем, обсуждение

Личностные УУД

 самоопределение

смыслообразование

4

Сбор информации

Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

 выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

5

Изготовление изделия

Регулятивные УУД

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы

Познавательные УУД

виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов

6.

Оформление проекта

Познавательные УУД

постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;

 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД  формулирование собственных мыслей,  обоснование своей точки зрения

7.

Оценка проекта

Регулятивные УУД

оценка

саморегуляция

 

Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.

В создании обучающимися собственных творческих проектов проявляется опыт исследовательского, творческого мышления. Во время выполнения проекта обучающиеся учатся постановке и решению проблемы, проводят анализ и находят пути её решения. Изучают и выбирают технические средства и материалы, разрабатывают технологию изготовления изделия. Проводят исследование прототипов изделия, выполняют экономический расчет и экологическую экспертизу, а также эстетическую оценку и рекламу готового изделия.

Развитие познавательных УУД, а другими словами, умения формулировать проблемы и самостоятельно выбирать способы решения этих проблем осуществляется при применении технологии проектной деятельности.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

На своих уроках я чаще всего использую краткосрочные проекты, которые могут укладываться в два урока. Например,  проект «Составление меню», «Сервировка стола» и др.

Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

    Задачи проектной деятельности:

·         Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

·         Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

·         Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

·         Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

·         Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Если рассматривать результат проектной деятельности с точки зрения его влияния на формирование УУД, то нужно отметить, что результат может быть внутренним и внешним.

- внутренний (личностный) результат-проделанная работа становится опытом обучающийся, его знаниями, умениями, ценностями.

- внешний результат (предметный и метапредметный)- виден в реальной практической деятельности.

 

Проектная деятельность рассматривается как способ формирования организационных умений (регулятивных УУД), интеллектуальных умений (познавательных УУД), оценочных умений (личностных УУД) и коммуникативных. Таким образом, технология проектной деятельности входит в образование как требование времени. В результате работы над проектами проявляются интересы обучающихся, создаются благоприятные условия для их реализации и дальнейшего совершенствования, развиваются умения адаптироваться к условиям современного общества.

Данная технология действительно нацелена на формирование навыков обучающихся, направленных на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. Ведь в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема, для решения которой обучающимся требуется не только научные знания, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний, так же дети должны применить определённые интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения. Иными словами, обучающиеся начинают больше читать, особенно специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, самообладание.

 Таким образом, проектная деятельность не только помогает стать обучающимся активными участниками процесса обучения, но и способствует  развитию их личности.


 

Выступление Арсениной М.Н. на

Выступление Арсениной М.Н. на

Сбор информации Познавательные

Сбор информации Познавательные

Проводят исследование прототипов изделия, выполняют экономический расчет и экологическую экспертизу, а также эстетическую оценку и рекламу готового изделия

Проводят исследование прототипов изделия, выполняют экономический расчет и экологическую экспертизу, а также эстетическую оценку и рекламу готового изделия

Проектная деятельность рассматривается как способ формирования организационных умений (регулятивных

Проектная деятельность рассматривается как способ формирования организационных умений (регулятивных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022