Проектная деятельность обучающихся начальной школы (учебный проект)
Проектная
деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и
творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи,
которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект - это возможность
максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность,
которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои
силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый
результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный
способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих
открывателей.
А для учителя учебный проект - это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое
позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки
проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности,
рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск
информации, практическое применение академических знаний, самообучение,
исследовательская и творческая деятельность.
Проектно-исследовательская работа в школе — это
новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент,
игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для
начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки
исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада
мышления.
Организация проектной деятельности
Организовывая проектную деятельность в
начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в
области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие
материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно
осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при
этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать,
мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники,
интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать
для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
Виды проектов
Исследовательские
проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо
сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или
компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют
на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для
будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и
представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё
решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют
информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты,
альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии:
проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране
окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Выбор темы и постановка цели проекта
Выбор тем проектов
может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с
целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета,
усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем
смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом
конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и
воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором
в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Общий вид и структура пояснительной записки проекта
Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.