Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №62 «Журавушка»
Исследовательски-творческий Проект:
«Робототехник-профессия будущего»
Разработала: воспитатель
Вечкитова Светлана Юрьевна,
г. Нижневартовск 2020 год
Содержание
№ |
Наименование |
Страница |
|
Паспорт Проекта |
3 |
1. |
Введение |
7 |
1.1 |
Цели и задачи Проекта |
9 |
1.2 |
Планируемые результаты |
10 |
2. |
Содержание Проекта |
10 |
3. |
Модель реализации Проекта |
12 |
4. |
Педагогическая диагностика по отслеживанию достижений детьми планируемых результатов |
15 |
5. |
Ресурсное обеспечение |
19 |
5.1 |
Кадровые условия |
20 |
6. |
Заключение |
20 |
7. |
Список литературы |
22 |
8. |
Приложение |
23 |
Паспорт Проекта
№ п/п |
Наименование пункта |
Описание |
1 |
Название проекта |
«Робототехник-профессия будущего» |
2 |
Автор проекта |
Вечкитова Светлана Юрьевна, педагог |
3 |
Целевая аудитория |
Дети старшегодошкольного возраста |
4 |
География реализации Проекта |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 62 «Журавушка» 628600, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Дружбы Народов, 14Б |
5 |
Контактные данные – заявителя: телефон, факс, электронная почта |
Телефоны: 46-80-22 – заведующий Тел./факс: (3466) 44-17-70 Электронная почта:guravushka62@mail.ru Сайт: http://guravushka62.caduk.ru/ |
6 |
Нормативно-правовая база |
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; 5. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №62 «Журавушка». 6. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 04.09.14г. №1726-р) 7. Стратегия развития воспитания до 2025 года (от 13.01.2015Г.) 8. «Развитие отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2019-2020 годы и на перспективу до 2025 года». |
7 |
Вид проекта |
Исследовательски-творческий |
8 |
Принципы и подходы при реализации Проекта |
ü Принцип деятельности (действие в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка); ü Принцип вариативности (пройденный, накопленный материал варьируется, представляя тем самым новизну, эффект сюрпризности); ü Принцип непрерывности (процесс развития не заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке); ü Принцип креативности (организуется творческая деятельность, создаются ситуации, в которых ребенок становится настоящим конструктором, дизайнером реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность); ü Принцип гуманности; ü Принцип индивидуального подхода (каждый ребенок – отдельный субъект со своими задатками и возможностями); ü Принцип от простого к сложному (постепенное развитие способностей); Учет принципа интеграции образовательных областей (в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей). |
9 |
Формы работы |
ü групповая, индивидуальная. |
10 |
Цель Проекта |
Развивать инженерно– технические способности у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора LEGOBOOST |
11 |
Задачи Проекта |
1. - учить детей основным приёмам сборки и программирования робота с использованием конструктораLEGOBOOST; 2. - закрепить представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств; 3. - приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и осуществлять свой творческий замысел; 4. - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, конструкторомLEGOBOOSTнеобходимымпри конструировании робототехнических моделей; -развивать инженерно-техническиеспособности при использованиилегоконструирования и робототехники; -
воспитывать
ценностное отношение к собственному |
12 |
Сроки реализации проекта |
Среднесрочный (3 недели) с 27.01-14.02.20 |
13 |
Ресурсное обеспечение проекта |
ü Кадровые: Педагог, руководитель проекта–прошедший курсовую подготовку "LEGO-конструирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО", имеющий опыт участия в конкурсах инновационных проектов различных уровней. Информационные: Методические пособия: - конспекты занятия; - художественная и познавательная литература для работы педагога с детьми -консультации для родителей ü - консультации для педагогов ü Материально-технические: - познавательно - обучающие видео ролики - дидактические игры - иллюстрации - разновидностей роботов, фотографии -цветные карандаши, фломастеры - акварельные краски ü - Ноутбук, мышка ü - LEGO BOOST |
14 |
Планируемые результаты Проекта |
– научатся основным приёмам сборки и программирования робота с использованием конструктора LEGOBOOST; - сформируются представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств; - приобщатся к научно – техническому творчеству: разовьются умения постановки технической задачи, научаться собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и осуществлять свой творческий замысел; - сформируются основы безопасности собственной жизнедеятельности: сформируются представления о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, конструктором LEGOBOOST необходимым при конструировании робототехнических моделей; -разовьются инженерно-технические способности при использованиилегоконструирования и робототехники; - закрепят умение работать в паре (команде). |
|
1. Введение
|
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Введение ФГОС дошкольного образования
предполагает разработку
новых образовательных моделей, в основу которых должны
входить
образовательные технологии, соответствующие принципам
развивающего
образования; научной обоснованности и практической
применимости;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач
процесса образования детей дошкольного возраста;
интеграции
образовательных областей; решения программных
образовательных задач в
совместной деятельности и самостоятельной деятельности
взрослого и детей;
учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Поэтому одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни.
Как утверждают психологи, особенностью конструктивного мышления у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.). Данные советских психологов показывают, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может мысленно представить себе результат своих действий. В работах Л.С. Выготского указывается, что в дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Исследования, посвященные изучению конструирования детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван), показывают, что под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом.
Робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, выступает ведущей деятельностью в формировании инженерного мышления, способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал воспитанника. Формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества; предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Актуальность Проекта заключается в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении. Дети, используя конструктор нового поколения не знают для чего нужны роботы помощники для человека.
Новизна Проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения, используя современные информационные технологии -LegoBOOST в образовательном процессе ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.
Мы выбрали именно этот конструктор так как первое, что бросается в глаза, это как выглядят персонажи этого конструктора в наборе из деталей можно собрать 5 персонажей (робот Верни на гусеницах, кот Фрэнки с длинным хвостом, гитара, вездеход M.T.R. 4, сборочный конвейер). Каждым персонажем можно управлять с компьютером, создавая алгоритмы действий. Среди них — хаб, отвечающий за движение, интерактивный мотор, датчик цвета и расстояния. Используя конструктор LegoBOOST, появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Проект поможет поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира компьютерно-технического прогресса.
Идея Проекта Сегодня активно развиваются кружки, позволяющие познакомиться с миром роботов, с различными автоматизированными системами. Работа робототехник, по прогнозам различных ученых, будет востребована всегда. Сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего исследовательски – творческогоПроекта.
Педагогическая целесообразностьПроекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LegoBOOST позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Учитывая все вышеизложенное, в нашем дошкольном учреждение разработан педагогический Проект по теме: «Профессия будущего-Роботехник». Особенностью данного Проекта является организация развивающего обучения, которое обеспечивает решение задач творческого и личностного развития дошкольников.
|
1.1. Цель и задачи Проекта |
Цель Проекта: Развивать инженерно– технические способности у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора LEGOBOOST
Задачи Проекта:
1. Учить детей основным приёмам сборки и программирования робота с использованием конструктораLEGOBOOST.
2. Закрепить представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств.
3. Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и осуществлять свой творческий замысел.
4. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, конструктором LEGOBOOST необходимым при конструировании робототехнических моделей.
5. Развивать инженерно-технические способности при использовании легоконструирования и робототехники.
6.
Воспитывать
ценностное отношение к собственному
труду, труду
других людей и его результатам, умение работать в паре (команде).
Принципы и подходы при реализации Проекта
ü Принцип деятельности (действие в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка);
ü Принцип вариативности (пройденный, накопленный материал варьируется, представляя тем самым новизну, эффект сюрпризности);
ü Принцип непрерывности (процесс развития не заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке);
ü Принцип креативности (организуется творческая деятельность, создаются ситуации, в которых ребенок становится настоящим конструктором, дизайнером реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность);
ü Принцип гуманности;
ü Принцип индивидуального подхода (каждый ребенок – отдельный субъект со своими задатками и возможностями);
ü Принцип от простого к сложному (постепенное развитие способностей);
ü Учет принципа интеграции образовательных областей (в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей).
|
1.2 Планируемые результаты |
1. Научатся основным приёмам сборки и программирования робота с использованием конструктора LEGOBOOST.
2. Сформируются представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств.
3. Приобщатся к научно – техническому творчеству: разовьются умения постановки технической задачи, научаться собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и осуществлять свой творческий замысел.
4. Сформируются основы безопасности собственной жизнедеятельности: сформируются представления о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, конструктором LEGOBOOST необходимым при конструировании робототехнических моделей.
5. Разовьются инженерно-технические способности при использовании легоконструирования и робототехники.
6.
Сформируется ценностное отношение к собственному
труду, труду
других людей и его результатам, умение работать в паре (команде).
|
2. Содержание Проекта |
Профессия робототехник: направление, позволяющие освоить технологии будущего -это специалисты по разработке роботов и автоматизированных технических систем, а также их модернизации и обслуживанию, которые создают роботов и учат их работать.
Профессии будущего востребованные на ближайшие десятилетия:
· Оператор дронов.
· Проектировщик медицинских автоматизированных систем.
· Робототехник.
· Механик электромобилей.
· Инженер беспилотных электромобилей.
· Архитектор виртуальной реальности.
Анкетирование родителей показало, что родители не знают, что такое робототехника и где она применяется.
Мы задумались, чем же отличается робот от человека?
Из разных интернет-источников мы узнали, что существуют не только промышленные, исследовательские, военные роботы. Люди разработали много роботов помощников, которые способны облегчить работу человеку.
Роботы – помощники способны приготовить обед, помыть окна, прибраться в доме, заправить кровать, собрать в огороде клубнику, ухаживать за больным и т.д.
Из стихотворения Валерия Медведева «Про мальчика Федю» мы поняли, что робот – обычная машина. Он не умеет думать. Он работает лишь по заданной человеком программе. Кроме того, робот может сломаться. А починить робота может только человек.
Мы играли в игру «Мой робот», где один ребенок становился роботом, а другой руководил его действиями и говорил куда идти и что делать. Например, «сделай 2 шага влево, стоп, теперь один шаг вправо, стоп, подними правую руку, повернись еще больше направо и т.д.». Обсудив полученный опыт, пришли к выводу, что управлять роботом сложнее и более ответственно, чем просто выполнять чьи-то приказы.
И еще поняли, что в отличие от человека робот не умеет радоваться, грустить, смеяться, скучать, думать, дружить, любить, фантазировать. Благодаря фантазии и уму человека роботы и появились на свет.
Вывод: роботы появились не сами, их придумал человек для облегчения своего труда. Значит человек умнее, совершенней роботов, у него больше ресурсов, ведь именно он придумал и создал роботов, в робота он закладывает необходимую программу.
№ п/п |
Этапы |
Срок реализации |
I. |
Подготовительный этап |
с 27.01.2020 по 31.01.2020 |
- Постановка целей и определение задач проекта; - Мотивация: внесение в образовательную среду нового конструктора LegoBOOST; - Составление плана мероприятий, подборка наглядно – дидактического материала на тему «Профессия будущего- Робототехник», художественной литературы, фотографий о роботах будущего и профессиях будущего,физкультминуток, различных материалов для продуктивной деятельности детей; - Беседы с детьми по теме «Профессия будущего-Робототехник». - Анкетирование родителей (Приложение 1) - Разработка содержания непосредственно образовательной деятельности Приложение 4 - Разработка буклетов на тему проекта (Приложение 2) |
||
II. |
Основной этап |
с 03.02.2020 по 12.02.2020 |
-Просмотр видеофильмов, мультфильмов«Тоботы», «Роботы Болт иБлип», «Трансформеры» и другие; -«История создания роботов», «Профессии бдящего» просмотр презентацией -Рисование схемы-постройки «робота-будущего» - Постройка робота- помощника используя конструктор LegoBOOST; -Дидактические игры: «Найди, где находится», «Найди различия» - Пятиминутки: игровые, интеллектуальные. - Игры – драматизации: «Мой робот» - Физкультминутки «Робот-танцор», «Умный робот», «Дружелюбный робот», «Андроид».(Приложение 3) - Раскрашивание картинок с изображением различных роботов; - Чтение художественной и познавательной литературы на тему проекта; -Создание детьми книжек-малышек |
||
III. |
Заключительный этап |
с 01.02.2020 по 14.02.2020
|
- Показ презентации о проделанной работе над проектом на конкурсе профессионального мастерства «Ступени Роста» среди педагогов МАДОУ ДС №62 «Журавушка»; -Демонстрация проделанной работы над проектом по робототехнике «РОБОТОСТРАНСТВИЕ-2020»; -Распространение опыта работы в среде коллег и в интернет ресурсах. |
|
3. Модель реализации Проекта |
Таблица № 1
Этапы реализации проекта |
Содержание работы |
Методы обучения |
Образовательные форматы |
Первый этап подготовительный
|
Цель: накопление представлений о видах роботов; отбор и изучение материала с учетом возрастных особенностей детей; пополнение развивающей предметно – пространственной среды; определение наиболее оптимального времени для организации игровой деятельности детей; подбор конструкторов;разработка НОД; наметить план работы с родительской общественностью. |
Создание ярких наглядно-образных представлений; создание познавательной ситуации; знакомство с профессией «Робототехник», наглядно-словесные методы (беседа, объяснение, чтение стихотворений, рассказов о создании роботов, рассматривание картинок, фотографий с использованием мультимедийного оборудования). |
Формы обучения: ü Тематические занятия; ü Компьютерные программы; ü Интерактивные игры; ü Продуктивная деятельность; ü Конструктор LEGO BOOST; ü Игровые действия с «Роботом»; ü Просмотр видеофильмов; ü Выставки детских работ. Формы представления результатов: ü Интернет ресурс МАДОУ ДС № 62; ü Участие детей в познавательных конкурсах различного уровня; ü Распространение информации среди родительской и педагогической общественности; ü Презентация с использованием мультимедийного оборудования; ü Печать методических материалов ü Буклеты с кратким описанием профессии «Робототехник».
|
Второй этап Проблемно – деятельностный |
Цель: формировать устойчивый интерес к знаниям детей об истории о роботах и профессии будущего- «Борототехник»; подвести детей к пониманию назначения роботов- помощников, к истории их создания; знакомство детей с программированием подвижного робота из конструктора LEGO BOOST, показ действий, развитие воображения и творчества, создание условий для активного включения детей в игровую, речевую, продуктивную деятельностьсвязанною с профессией будущего- «Робототехник», создание робота-помощника. |
Эвристические (развитие находчивости и активности); игровые, проблемно-поисковые, продуктивные возможности робота-помощника, введение роботов и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия, история создания роботов, профессии бдящего просмотр презентацией, совместное построение робота-помощника, написание программы для «робота-помощника»; работа с родителями: презентации, рекомендации (буклет), просмотр видеофильмов, индивидуальные беседы, рисование схемы-постройки «робота-помощника»,брифинги. |
|
Третий этап итоговый
|
Цель: обобщение результатов реализации проекта на муниципальном уровне, проведение и представление совместно с родителями на конкурсе проекта «Робототехник-профессия будущего» |
Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога, родителей и ребёнка в едином творческом процессе); активная игровая деятельность детей; использование конструктора и программирования в самостоятельной деятельности детей. |
Проект состоит из трех взаимосвязанных блоков: работа с родителями, работа с детьми, работа с педагогами, реализация которых осуществляется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия со всеми участниками образовательных отношений, что способствуетдостижению поставленной цели и задач проекта. Постройка и программирование «робота-помощника» используются на всех этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля (приложение 2)
Таблица №2
Содержание работы со всеми участниками образовательного процесса |
||
Родители |
Воспитанники |
Педагоги |
Родительский брифинг: «А знаете ли вы…» Познавательные беседы с использованием наглядно – иллюстрированного материала из цикла: «Профессии будущего» Организация выставки рисунков«Роботы-помощники будущего» Анкетирование Приложение 1 Создание книжек-малышек совместно с родителями
|
Познавательно – исследовательская деятельность: «Чем роботы отличаются от людей», «История создания роботов», «Роботы-помощники будущего» Рисование схемы-постройки «робота-помощника»; Сборка робота- помощника из конструктора LEGO BOOST; Написание программы для «робота-помощника»; Дидактические игры: «Найди, где находится», «Найди различия» Пятиминутки: игровые, интеллектуальные. Игры – драматизации: «Мой робот» Просмотр мультфильмов «Тоботы», «Роботы Болт и Блип», «Трансформеры» и другие. Физкультминутки «Робот-танцор», «Умный робот», «Дружелюбный робот», «Андроид». Раскрашивание картинок с изображением различных роботов.
|
- Составление буклетов: «Профессия будущего-робототехник» Приложение 2 - Консультация – практикум для педагогов: «Профессии будущего-робототехник, с использованием конструктора LEGO BOOST»(февраль) - Деловая игра: «Учимся вместе!» - Открытые мероприятия Мини – дискуссии: «Роботы-помощники будущего» (февраль)
|
|
4. Педагогическая диагностика по отслеживанию достижений детьми планируемых результатов |
Высокий уровень развития (2,45 – 3 балла):
Самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по схеме без помощи педагога.
Средний уровень развития (1,45 – 2,44 балла):
Самостоятельно, без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует в медленном темпе, допуская ошибки.
Низкий уровень развития (0 – 1,44 балла):
Без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь не видит ошибок при проектировании; проектирует только под контролем воспитателя; не понимает последовательность действий при проектировании; конструирует только под контролем воспитателя.
Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности
Критерии |
Методика исследования |
Описание |
Знает название и назначение основных элементов конструктора LEGO BOOST |
Диагностическое задание |
Задание №1 Цель: выявить представления о названии и назначении основных элементов конструктора LEGO. Детям предлагается назвать и рассказать о назначении основных элементов конструктора LEGOBOOST: - смарт-хаб; - мотор; -датчик движения; -ось; -кирпич; -балка;-зубчатое колесо; -пластина; -соединительный штифт; -втулка. |
Знает название и назначение блоков программы |
Диагностическое задание |
Задание №1 Цель: выявить представления о названии и назначении блоков программы Детям предлагается описать название и назначение блоков программы: - блок «начало»; - блок - блок «цикл»;- блок ехать «вперед, назад, влево, вправо, на 180 градусов поворот». |
Различает геометрические формы их цвет, форму, расположение в пространстве |
Диагностическое задание |
Задание №1 Выявление знаний о геометрических фигурах. Из набора геометрических фигур отобрать все многоугольники, назвать их. Задание №3 Игра «Занимательные треугольники». Построй фигуру по образцу. |
Конструирует по заданным условиям |
Диагностическое задание |
Задание №1 Цель: выявить умение конструировать по заданным условиям Детям предлагается создать конструкцию - с изменением скорости; - с изменением направления вращения; - с остановкой на определённое время. |
Изменяет модель, блоки программы |
|
Задание №1 Цель: выявить умения ребенка изменять модель и блоки программы Детям предлагается изменить модель и блоки программы: - изменить блок ехать вперед; - изменить блок для смены мощности; - изменить блок для смены направления движения модели. |
Уметь работать в паре |
Наблюдения в организованной деятельности |
Оценка уровня: Высокий – согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла. Средний – приходит к согласию относительно способа действия при участии педагога; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других. Низкий – не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятельности других детей |
Уметь рассказывать о своей модели (постройке) |
Смоделированная ситуация |
Ребенку предлагается ситуация (сюжет): Представь, что твоя «….(наименование постройки)» ………(продолжение сюжета). Подскажи, какие детали нужно использовать, чтобы сделать «……(наименование постройки)» ярким и красивым. |
Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов
Количественные результаты диагностики представлены в таблице 3:
Таблица 3
№ |
Фамилия, Имя ребенка |
Знает название и назначение основных элементов конструктора LEGO BOOST |
Знает название и назначение блоков программы |
Различает геометрические формы их цвет, форму, расположение в пространстве |
Конструирует по заданным условиям |
Изменяет модель, блоки программы |
Уметь работать в паре |
Уметь рассказать о своей постройке |
Средний балл |
Уровень |
1 |
Павел Б. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1,28 |
н |
2 |
Асадчий К. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1,71 |
с |
Результаты первичной диагностики показали, что:
- высокий уровеньпоказали 0% детей (0 чел.)-дети самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по схеме без помощи педагога.
- средний уровень показали 50% детей (1 чел.) - дети самостоятельно, без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует в медленном темпе, допуская ошибки;
- у 50% детей (1 чел.) обнаружили низкий уровень - без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь не видит ошибок при проектировании; проектирует только под контролем воспитателя; не понимает последовательность действий при проектировании; конструирует только под контролем воспитателя.
В ходе проведения исследования были получены результаты, занесенные в рисунок №1.
Рисунок 1
Таким образом, анализ результатов исследования показал, что уровень развитияпо отслеживанию достижений детьми планируемых результатов у детей старшего дошкольного возраста развиты на среднем уровне, они носят неполный, фрагментарный характер. Детей не проявляли инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях, не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого, испытывали трудности в решении задачи.
После проведенияпроблемно – деятельностного этапа работы было проведено повторноедиагностическое обследование детей по первоначальным методикам.
Результаты повторной диагностики представлены в таблице4.Из таблицы следует, что уровень развития по отслеживанию достижений детьми планируемых результатов заметно повысился.
Таблица 4
№ |
Фамилия, Имя ребенка |
Знает название и назначение основных элементов конструктора LEGO BOOST |
Знает название и назначение блоков программы |
Различает геометрические формы их цвет, форму, расположение в пространстве |
Конструирует по заданным условиям |
Изменяет модель, блоки программы |
Уметь работать в паре |
Уметь рассказать о своей постройке |
Средний балл |
Уровень |
1 |
Павел Б. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1,85 |
с |
2 |
Асадчий К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,71 |
в |
Результаты повторной диагностики показали, что высокий уровень развития по отслеживанию достижений детьми планируемых результатов показали высокий уровень 50% (1 чел.), средний уровень показали 50% детей (1 чел.), низкий - 0% детей (чел.).
Результаты сравнительного анализа полученных данным первичной и повторной диагностики отображены в форме диаграммы (рисунок 2).
Рисунок 2
Сравнение показателей уровня развития по отслеживанию достижений детьми планируемых результатов освоения программы наглядно демонстрируют, что уровень развития по отслеживанию достижений детьми планируемых результатов повысился, изменился показатель наличия познавательной потребности, возросла самостоятельность и инициативность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный проект: «Профессия будущего-Робототехник» подтвердила эффективность посредством развития инженерно– технических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора LEGOBOOST.
Дети в дальнейшем смогут применять полученные знания на занятиях, в самостоятельных играх. Задачи, поставленные в начале Проекта, были решены, цель исследования достигнута.
|
5. Ресурсное обеспечение |
Таблица 5
Обеспечение |
Наименование |
Коли-во |
Кадровое |
Педагог, руководитель проекта–прошедший курсовую подготовку "LEGO-конструирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО", имеющий опыт участия в конкурсах инновационных проектов различных уровней. |
1 |
Информационное |
Методические пособия: - конспекты занятия; - художественная и познавательная литература для работы педагога с детьми -консультации для родителей -консультации для педагогов |
1 1 1 1 |
Материально-техническое
|
- познавательно - обучающие видео ролики - дидактические игры - иллюстрации разновидностей роботов - фотографии -цветные карандаши - фломастеры - акварельные краски ü - Ноутбук ü - LEGO BOOST ü - Мышка ü -Планшет |
1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 |
|
5.1 Кадровые условия реализации Проекта |
ФИО педагога |
Образование |
Квалификационная категория |
Трудовой стаж |
Курсы повышения квалификации (за последние 3 года)
|
||
Общий |
Педагогический |
В данном учреждении |
||||
Вечкитова Светлана Юрьевна |
Среднее профессиональное с отличием |
- |
5 месяцев |
5 месяцев |
5 месяцев |
"LEGO-конструирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО" (72 часа)-2019 г. «Проектная деятельность в детском саду как средство реализации ФГОС ДО» (72 часа)-2019 г. |
|
6. Заключение |
Изготовление робота-помощника очень интересный, увлекательный и познавательный процесс. Над созданием робота-помощника трудятся настоящие ученые и инженеры, робототехники, но каждый дошкольник может придумать дизайн одного из них.
С каждым годом робототехника совершенствуется и развивается, но все же искусственный интеллект не сравнится с человеческим. Создают его люди!
Мы решили пофантазировать и придумать роботов, которые будут помогать человеку в будущем:
· Робот, раскладывающий посуду из посудомоечной машины по полочкам.
· Робот – писатель, который будет придумывать интересные книги
· Робот умеющий складывать оригами любых размеров
· Робот, выписывающий штрафы за нарушение правил дорожного движения
· Робот, умеющий веселить морских свинок: ставить полочки, давать мячики
· Робот «Драгоцент», исследующий пещеры, в которые не может попасть человек. Он ищет в пещере блестящие камни, перемещается по стенам с помощью присосок
· Робот «Драгоценноделатель», который делает драгоценные камни из обычных камней
· Робот «Собиратель» анализирует что за овощ, откуда он растет и собирает
· Робот – защитник природы. Может потушить пожар, включить сирену, если кто-то ломает ветки
· Робот, который может сходить в магазин и купить еду. Однако автор засомневался можно ли доверить роботу деньги. Ведь он может их потерять.
В наши дни робототехника применяется абсолютно во всех областях и профессиях: в промышленности, в медицине, в военном деле, в космосе, роботы помогают нам по дому, везде присутствует хоть малая, но доля робототехники, а в будущем и заменят многие профессии человека вообще. Роботы в будущем упростят нашу жизнь, сделают ее комфортнее и доступнее. Роботы всегда будут нужны людям с ограниченными возможностями, а также тем людям, чьи профессии сопряжены с риском.
Инженеры-робототехники работают на предприятиях авиационной и космической отрасли, инженерных компаниях и стартапах, которые специализируются на создании роботов. Широкие возможности инженера-робототехника: преподавание в школах новый предмет уже входит в учебный план, а кружки по робототехнике появляются в образовательных учреждениях.
Изучая тему «Профессию будущего-Робототехник. Дети поняли важность процесса совместного действия сотворчества, сопереживание, совместное общения. В результате совместных мероприятий со всеми участниками образовательных отношений была создана удивительная атмосфера заинтересованности каждого участника, что позволило в интересной, игровой форме повышать и поддерживать познавательный интерес у дошкольников. В рамках данной работы мы увидели, что при правильном, систематическом и творческом использовании данных можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности, общению, развитию инженерно-технических способностей у старших дошкольников.
Перспективы развития Проекта
- Презентация о проделанной работе над Проектом на конкурсе профессионального мастерства «Ступени Роста» среди педагогов МАДОУ ДС №62 «Журавушка»;
- Участие в городских конкурсах «РОБОТОСТРАНСТВИЕ-2020» и др.;
- Распространение опыта работы в среде коллегМАДОУ ДС №62 «Журавушка» по теме «Развитие инженерно-технических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора LEGOBOOST»и в интернет ресурсах.
- Участие в работе Форсайт-центра города Нижневартовска в 2020 г.
- Участие в городской выставке -конкурсе технического творчества «Технофорум»
-Продолжать изучать и использовать конструктор нового поколения с детьми на дополнительном кружке «ЛЕГО-ЛЕНД»
|
7. Список литературы |
1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
2. Детская энциклопедия. Техника будущего., М; изд.Литера, 2007 г.
3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
4. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
5. Петр Шадрин ,М.; Роботы будущегоизд . Махаон, 2014 г.
6. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие-М. :ТЦ Сфера,2017г
7. «ФГОС ДО» Минобрнауки России от 07.10.2013г.
8. Электронный ресурс https://school-science.ru/4/4/56
9. Электронный ресурс https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-robototehnika-3659847.html
10. Электронный ресурс https://xn--d1agd3b.xn--p1ai/mehatronika-i-robototehnika-chto-za-professii-kem-rabotat-zarplata/
11. Электронныйресурс https://www.iguides.ru/main/gadgets/obzor_lego_boost_robot_ot_lego_5_v_1/
|
8. Приложение |
Приложение 1
Анкетирование
- Интересна ли вам тема роботов и робототехники?
Да Нет
Свой ответ_________________________________________________
- Где по вашему мнению применяются роботы?
В быту, производстве, медицине, образовании, военной сфере, науке, развлечениях
Свой ответ_________________________________________________
- Для чего нужны роботы в современном мире?
Для улучшения уровня жизни в быту, развития космоса, медицины, для выполнения тяжелого труда, обеспечения безопасности, образования, развлечений
Свой ответ_________________________________________________
- Какие роботы окружают вас в повседневной жизни?
Свой ответ_________________________________________________
- Вы когда-нибудь самостоятельно собирали и программировали робота?
Да Нет
Свой ответ_________________________________________________
- Хотели бы вы в будущем иметь профессию, связанную с робототехникой?
Да Нет
Свой ответ_________________________________________________
Если бы вы стали инженером робототехники, то какого робота бы создали?
Домашний питомец, учитель, уборщик, строитель, повар, защитник, помощник в учебе
Свой ответ_________________________________________________
Большое спасибо!
МАДОУ ДС №62
«Профессия будущего Робототехник»
Подготовила: Вечитова С.Ю. г.Нижневартовск, 2020
|
В наши дни робототехника применяется абсолютно во всех областях и профессиях: в промышленности, в медицине, в военном деле, в космосе, роботы помогают нам по дому, везде присутствует хоть малая, но доля робототехники, а в будущем и заменят многие профессии человека вообще. Роботы в будущем упростят нашу жизнь, сделают ее комфортнее и доступнее. Роботы всегда будут нужны людям с ограниченными возможностями, а также тем людям, чьи профессии сопряжены с риском. Инженеры-робототехники
|
Приложение 2 Профессия робототехник: направление, позволяющие освоить технологии будущего - это специалисты по разработке роботов и автоматизированных технических систем, а также их модернизации и обслуживанию, которые создают роботов и учат их работать. Профессии будущего востребованные на ближайшие десятилетия: · Оператор дронов. · Проектировщик медицинских автоматизированных систем. · Робототехник. · Механик электромобилей. · Инженер беспилотных электромобилей. ·
|
Работа в области робототехники скоро займет место рядом с авиацией, производством электроэнергии и интернета. Робототехник – это универсальный специалист: инженер, программист, кибернетик в одном лице. Ему необходимо знание механики, программирования, теории автоматического управления, теории проектирования автоматических систем. Очень важны навыки конструирования.
|
Инженер-робототехник - исходит из того, какие задачи робот будет решать, продумывает механику, электронную часть, программирует его действия. Такая работа – не для одиночки-изобретателя, инженеры-робототехники работают в команде. Но робота нужно не только изобрести и разработать. Его нужно обслуживать: управлять работой, следить за «самочувствием» и ремонтировать. Этим также занимается робототехник, но специализирующийся на обслуживании.
|
Слово «робот» придумал Карел Чапек в 1920 г. и использовал его в своей пьесе «R.U.R.». Позже, в 1941 г., Айзек Азимов использовал слово «робототехника» в научно-фантастическом рассказе «Лжец».
|
Приложение 3
Пятиминутки, физкультминутки
Робот-танцор |
||
В го-ло-ве мо-ей же-лез-ной, |
Робот останавливается на краю сцены и стучит себя по голове. Слова произносит отрывисто, по слогам. |
|
Хоть моз-гов и нет сов-сем, |
Робот разводит руками. |
|
За-ме-ня-ют их чу-де-сно Па-ра-тро-йка мик-ро-схем! |
Робот показывает расстоянием между указательным и большим пальцами размер чипа. |
|
Вмес-то па-пы, вмес-то ма-мы – Слу-ша-юсь сво-ей про-грам-мы. |
Робот делает под козырек. |
|
Го-во-рит она мне, что-бы Тан-це-вал под ел-кой ро-бот! |
Перед словом «робот» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску. После этого Робот танцует. Если есть возможность, включите подходящую музыкальную фонограмму. |
|
Я не просто железяка – |
Робот стучит кулаком по своему корпусу. |
У меня есть интеллект! |
Робот многозначительно поднимает палец вверх. |
Пи до тысячного знака Вычислю в один момент, |
Робот показывает зрителям табличку со множеством цифр. |
Много графиков построю, |
Робот показывает зрителям табличку с графиками. |
Доступ в интернет открою! |
Робот открывает на груди дверцу. |
Человекам важно, чтобы Помогал им умный робот. |
Перед словом «робот» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску. |
Нет руля и нету шин, Но я родственник машин. |
Робот разводит руками. |
Хоть с квадратной головой, |
Робот стучит себя по голове. |
Я почти как вы живой: |
Робот указывает на зрителей. |
Я стою |
Робот замирает. |
и я хожу. |
Робот делает несколько шагов по сцене своей отрывистой характерной походкой. |
Кто захочет, с тем дружу. |
Робот протягивает руку всем находящимся на сцене по очереди, а потом и зрителям. |
Пусть немного твердолобый, |
Робот снова стучит себя по голове. |
Но я очень добрый робот. |
Перед словом «робот» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску. |
Я умнее всех на свете, |
Андроид прикладывает кулак ко лбу жестом мыслителя. |
Совершенней |
Андроид принимает горделивую позу и задирает нос. |
и сильней! |
Андроид демонстрирует мускулы или поднимает со сцены большущую надувную гирю. |
Я могу прожить столетья, Не меняя батарей. |
Андроид простирает руку в бесконечность. |
Только есть одна беда – Не влюблюсь я никогда. |
Андроид удрученно вздыхает. |
Хоть на вид, как гуманоид, – Я – машина, я – андроид. |
Перед словом «андроид» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску. |
Приложение 4
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Профессии будущего - Робототехник»
Автор: Вечкитова Светлана Юрьевна
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие.
Возрастная группа:старшая группа(5-6лет).
Цель занятия:Продолжать развивать инженерно– технические способности у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора LEGOBOOSTс программированием «Робот помощник».
Задачи:
– Закреплять основным приёмам сборки и программирования робота с использованием конструктора LEGOBOOST, умение работать с инструкционной картой, обогащать словарный запас названиями деталей;
- Закрепить представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств «Робототехник»;
- Закрепить основы безопасности собственной жизнедеятельности: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, конструктором LEGOBOOST необходимым при конструировании робототехнических моделей;
- Развивать инженерно-технические способности при использовании легоконструирования и робототехники;
- Воспитывать ценностное отношение к
собственному
труду, труду других людей и его результатам, умение работать в паре (команде).
Дополнительные задачи:
По экспериментированию: исследовать принцип датчик движения.
По программированию: учить составлять программу, пользуясь инструкцией, вносить в нее изменения в соответствии с инструкционной картой.
Словарная работа:Робототехник, роботы-помощники, инженеры-махатроники.
Планируемые результаты занятия: Развиты инженерно– технические способности у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора LEGOBOOSTс программированием «Робот помощник».
Подготовительная работа: беседа с детьми на тему «Профессии будущего»,
«Робототехник- кто это?», изготовление книжек-малышек, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций на тему «Профессии будущего Робототехник»
Материальное оборудование: ноутбук, мышка, конструктор LEGOBOOST, посылка, смарт-доска.
Ход занятия:
Выходите на лужок и построимся в кружок.
Звук «пришло письмо»
Воспитатель: Ребята слышите кто-то нам написал электронное письмо- давайте откроем и прочитаем.
Открываем письмо «Там видеообращение»
Письмо: Здравствуйте к вам обращаются за помощью инженеры-мехатроники. Мы узнали, что в вашем саду есть команда «Робо-гении». Мы обращаемся к вам с просьбой «У нас сломалась электромашина». Может у вас есть робот-помощник, который может починить или собрать нашу электромашину? Спасибо. Будем ждать ответ.
Воспитатель: Ребята ну что поможем нашим новым друзьям? А как мы можем им помочь?
(ответы детей)….Отправить нашего-робота-помощника.
Воспитатель: Давайте им ответим –«Мы постараемся вам помочь!»
Но прежде чем мы начнем, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с конструктором и компьютером. 1-4 правила.
1. Руки должны быть чистыми и сухими.
2. Конструктор в рот брать нельзя.
3. Работать за компьютером можно только со взрослыми.
4. Стол после работы с конструктором должен быть чистым.
5. Нужна спецодежда! (булые халаты)
Но что-то мы еще забыли сделать, разогреть наши пальчики. Повторяйте все движения за мной
Я не просто железяка – |
У меня есть интеллект! |
Пи до тысячного знака Вычислю в один момент, |
Много графиков построю, |
Доступ в интернет открою! |
Спину держим ровно.
Мы с вами собрали робота-помощника. Как думаете он сможет помочь починить электро-машину? Давайте проверим (пишем программу)
Перед вами на столах лежит пример программы. Каждый пишет свою
Кирилл - ты напишешь программу, чтобы наш робот-помощник подвозил инструменты человеку по его хлапку.
Паша - та напишешь программу, чтобы робот-помощник рассказывал, человеку что он умеет делать и чем он может помочь.
Проверяем. (не работает)
Воспитатель:Нужно найти причину поломки. (Дети чинят робота)
Воспитатель: Все работает. Давайте поиграем с нашими глазками Гимнастика для глаз:
Раз на лево,
Два на право,
Три наверх,
Четыре вниз
И опять по кругу, чтобы лучше видеть мир!
Давайте нашего робота-помощника упакуем в посылку.
Воспитатель: Но нам к нашему роботу-помощнику нужна инструкция.
Дети пишут инструкцию на бумаге.
Воспитатель: кладет инструкцию в посылку.Говорит: я схожу на почту и отправлю нашу посылку.
Рефлексия:
- От кого сегодня пришло письмо? (Инженеры-мехтроники)
-Что попросили нас сделать наши новые друзья? (отправить робота-помощника им в помощь)
- В чем была причина поломки робота-помощника?
- Что у вас получилось сегодня?
- Что не получилось или было трудно на занятии?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.