Проектная деятельность «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 29.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА • Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития. • Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста. • Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста. • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста
Иконка файла материала проект.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проектная деятельность

«Сенсорное  развитие детей раннего возраста»

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила:                    БактыбаеваИ.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ:

·        развитие отношения к окружающему

·        развитие самостоятельности

·        эмоции

·        умственное развитие

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов:

·        цвет

·        форма

·        величина

Развитие познавательных процессов:

·        восприятие

·        внимание

·        мышление

·        память

·        воображение

 

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

Образовательные: развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

Развивающие: развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

 систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

· Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

· Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.

· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Ожидаемый результат:

 – повышение уровня сенсорного развития детей раннего развития

Сроки проекта: январь – апрель (среднесрочный)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

 

 

 

 

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Организованно учебная деятельность.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

включает:

·        повышение уровня профессиональной компетентности;

·        определение объема материала, который будет адресован детям.

·        планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

·        Изучение специализированной литературы;

·        Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;

·        Оборудование «дидактического стола»;

·        Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

·        Подбор заданий и проведение диагностики;

·        По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;

·        Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).

·        Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

 

 

II этап: творческий (основной)

включает:

·        Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

·        Оформление стендов для родителей по теме проекта;

·        Консультации для родителей.

реализация:

·        Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

·        Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.

·        Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

·        Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

·        Проведение дидактических игр и игр-занятий;

·        Исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

включает:

·        Подведение итогов

реализация:

·        Диагностика детей;

·        Проведение заключительного занятия;

·        Самооценка, выводы.

Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в группе раннего развития

начало проекта

В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:

низкий -5 детей (35 %)

средний – 9 детей (65 %)

 

 

конец проекта

В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:

низкий -1 ребенок (7 %)

средний – 9 детей (64 %)

высокий -4 ребенка (29 %)

Результаты проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

-Мозаика - вкладыши крупная;

-Мозаика мелкая;

-Мозаика – пазлы мелкая;

-Лото «Фигуры по местам»;

-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);

-Пирамидки;

- Шнуровки;

- Прищепки;

- Пуговицы.

В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Колеса для машин»;

-«Спрячь игрушку»;

-«Иголки для ежика»;

-«Подбери по цвету»

- «Чудесный мешочек»

- «Лучики для солнышка»

-Оборудован дидактический стол.

 

 

 

Практическая значимость проекта

·        Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;

·        Разработка дидактического материала и дидактических игр;

·        Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

·        Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

·        Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

·        Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

 

Информационные ресурсы:

Ногайбекова Б.Ж, Максутова Г.К  «Алғашқы қадам » программа в возрасте от 2 до 3 лет.-Астана: Республиканский цент «Дошкольное детство», 2009;

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет , - М.: Просвещение 1988;

Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.:

Интеренет ресурс: http://www.twirpx.com/

   http://knigobolen.ru/

   http://www.maam.ru/


Скачано с www.znanio.ru