ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Г.В.Русина, учитель начальных классов
МБОУ «ТСШ№2» с.Таштып, Республика Хакасия
Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Всё более актуальным в образовательном процессе становится использование приёмов и методов, формирующих умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему: существование некой значимой проблемы, требующей рещения путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания; значимость предполагаемых результатов; применение исследовательских методов при проектировании; структуирование этапов выполнения работы; самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора[1, с.3] Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений, их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению следует немедленно, пока не угас интерес. Выделяем следующие этапы в работе над проектом: организационный момент; целеполагание; разработка проекта- плана деятельности по достижению намеченной цели; выполнение проекта; подведение итогов и определение задач для новых проектов.[с.73]
Цель данной работы - научить детей самостоятельно добывать знания, уметь творчески применять их на практике, но самое главное- развивать духовное начало личности в соответствии с народными нормами морали, традициями, прививать любовь к духовному наследию предков. В своей практике выделяем следующие типы проектов: доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, творческая, игровая, информационная, прикладная; предметно- содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект; количество участников проекта; продолжительность выполнения проекта. В основе метода проектов лежит проблема, которую необходимо исследовать.
Дидактическая цель проекта всегда познавательная - овладение новым знанием, практическими умениями, т.е. всей совокупности интеллектуальных умений, присущих критическому мышлению. Это овладение умением работать с информацией, применять полученные знания на практике. Своё применение проектный метод нашёл как в урочной деятельности, так и во внеурочной. На уроках окружающего мира: «Телеканал Старика Годовика»[с.94], «Лес- наш друг»[1, с.18], «Жалобная книга природы»[3, сю13] Предлагаем калейдоскоп проектов : «Чистое утро», «Именная книга», «Уголок хорошего настроения», «Животные в истории моей семьи», «Хоровод ароматов».
Метод проектов – это высокие педагогические технологии, использование которых позволяет участникам деятельности овладеть многими умениями: вести дискуссию, осуществлять поиск необходимой информации, обрабатывать её, анализировать, логично выстраивать полученные данные, сопоставлять с иными точками зрения; делать выводы, обобщать, оценивать объективно свои действия, действия других членов проекта. Главное - они овладевают навыками критического мышления. В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а её результативность - как ведущий критерий современного качества образования. Поэтому важно ещё на начальной ступени обучения выявить одарённых детей, развить их способности.
Список использованной литературы:
1. Господникова М.К. Проектная деятельность учащихся/ М.К.Господникова, Н.Б.Полянина.- М., 2008.
2. Начальная школа.- 2008.- №1
3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы/ И.В.Цветкова – Ярославль:»Академия развития» 1997.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.