Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами имени героя Российской Федерации Дейнеко Юрия Михайловича»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель ШМО Н.В. Ковальчук /________________/
Протокол № 1 от «___» августа 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами имени героя Российской Федерации Дейнеко Юрия Михайловича» __________ /В.А. Яскевич/
«___» ___________ 2020 г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами имени героя Российской Федерации Дейнеко Юрия Михайловича» _________ /Д.П. Барановский/ Приказ № ____ от «___» ___________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Проектная деятельность в географии»
для учащихся 5 - 6 классов
на 2020-21 учебный год
Составитель:
Заруцкая Н.В.,
учитель географии,
первой квалификационной
категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка для учащихся 5-х, 6-х классов составлена на основе следующих документов:
Государственного стандарта основного общего образования, утверждѐнного 17 декабря
2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897.
Учебное пособие:
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова А.В. Основы проектной деятельности. – Самара:
«Учебная литература», 2014
Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
В работе над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией; учатся приобретать новые знания, а так же интегрировать их. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, конкретность, технологичность и самостоятельность учащихся. Кроме того. Работа над проектом воспитывает обязательность, ответственность и взаимопомощь.
Учебные географические проекты могут быть выполнены в контексте научно-познавательной, практико-преобразующей, коммуникативной, художественно эстетической деятельности человека.
Общие цели и задачи:
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-
исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность,
- развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
- формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
- формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и
делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной
исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования,
выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного
материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой
проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей
работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 5и 6 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах,
парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1
раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает
проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными
людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут
быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также
другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита
исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конферения.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
-основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
-понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
-основные источники информации;
-правила оформления списка использованной литературы;
-правила классификации и сравнения,
-способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
-правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
-выделять объект исследования;
-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
-анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
-работать в группе;
-работать с источниками информации, представлять информацию в различных
видах, преобразовывать из одного вида в другой,
-пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
· работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с
файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
Ученик получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
Регулятивные
Школьник научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание программы
№
|
Название темы |
Содержание темы |
1 |
2 |
3 |
1
|
Введение. Что такое проект. (2 часа)
|
Организация занятий . Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива. Классификация проектов.( Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности)
Понятие о проектах и сследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация |
2 |
Теоретический блок |
|
3 |
Тема 1. Способы мыслитель- ной деятельности Что такое проблема. 5 часов |
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Понятия: проблема, объект исследования. Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. |
4 |
Тема 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятелности. 9 часов |
Понятие о гипотезе. Еѐ значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Основные стадии, этапы исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы Что такое обобщение. Приемы обобщения. |
5 |
Практический блок Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты |
|
6 |
Тема 1 Планирование и выполнение собственного проекта 7 часов |
Планирование работы. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Исследовательскя работа. Оформление проекта. |
7 |
Тема 2 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся Подготовка к защите
6 часов |
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
|
8 |
Тема 3 Защита проектов
4 часа |
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно- исследовательской деятельности Самоанализы учащихся по работе кружка. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.