Выступление
на тему: Проектная деятельность в образовательном процессе.
В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение происходило в основном за счет эксплуатации памяти. В настоящее время принят другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Проектный метод в профессиональном образовании рассматривается как эффективное средство формирования общих и профессиональных компетенций и в настоящее время является одним из основных современных активных инновационных методов обучения. Он находит все большее распространение в российской системе образования. Причин тому несколько:
а) необходимость ив столько передавать учащимся сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
б) актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);
в) актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
г) значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник лицея приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую — и всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Среди учебных проектов выделяют практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. В профессиональном образовании важнейшим условием проектной деятельности обучающихся является выполнение проектов с учетом профиля подготовки кадров. То есть, проекты должны быть связаны с будущей профессией (специальностью) обучающихся. С этой точки зрения проекты могут быть профессиональными (решение проблемы в сфере будущей профессиональной деятельности) и групповыми межпрофессиональными.
Мне хотелось бы предложить вам рассмотреть межпредметный проект, который выполнялся под моим руководством и руководством преподавателя информатики.
(демонстрируется проект).
От коллег часто слышу: Зачем нам нужны перемены? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Думаю, ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов.
Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения профессионального образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.