Использование проектной деятельности
в работе социального педагога
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья детей и молодежи. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Чтобы здоровье и здоровый образ жизни стали для школьника ценностью, необходимы понимание и осознание детьми значимости здоровья для себя, а затем принятие ее как нормы своей жизни.
Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность.
Применение метода проектов связано с большими преимуществами:
ü Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой обучающиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
ü На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей обучающихся.
ü Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому, в том числе и ребенку с особыми образовательными потребностями, собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
ü Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.
ü Работа над проектом позволяет школьнику в процессе его выполнения раскрыть свои творческие способности, найти себя, попробовать свои силы в исследованиях разного уровня, создает оптимальные условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. Проблемы сохранения здоровья наиболее близки и понятны каждому человеку, а потому могут составлять содержание проектной деятельности, в процессе реализации, которой возможно эффективное формирование здорового образа жизни обучающихся.
Тематика проектов, разработанных обучающимися, демонстрирует разнообразие социальных интересов молодежи, ее включенность в запросы и потребности школы, города, региона и России в целом, желание изменить социум. Например, «Вред фастфуда для организма ребенка», «Опасность булимии среди подростков», «Вред газированных напитков для здоровья человека», ««Кибербуллинг как проблема современности».
Проекты дают детям возможность в реальных делах попробовать свои силы, раскрыть и развить способности в различных видах деятельности. Обучающиеся организуют классные часы, выступают с докладами, печатаются в школьной газете, участвуют в различных конкурсах. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею». Ребёнок, получивший моральное удовлетворение от своей деятельности, захочет повторить ситуацию успеха. В этом случае мы можем говорить не только о выполнении обучающих задач, но и об огромной воспитательной роли проектной деятельности, которая позволяет формировать коммуникативные навыки и нравственные качества школьника.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Приобретенные навыки и умения во время работы над проектом помогут школьникам для решения самых различных жизненных задач.
Таким образом, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения и вредных привычек, развитие коммуникативных компетенций - эти задачи эффективно достигаются посредством вовлечения обучающихся в том числе группы риска и с особыми образовательными потребностями в проектную деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.