Проектная деятельность в работе современного классного руководителя
Оценка 4.8

Проектная деятельность в работе современного классного руководителя

Оценка 4.8
docx
19.02.2020
Проектная деятельность в работе современного классного руководителя
Проектная деятельность в работе современного классного руководителя.docx

Проектная деятельность в работе современного классного руководителя

                                                                      Снегирева О.Н., учитель математики, классный руководитель

В настоящее время в нашей стране активно обсуждаются изменения, которые коснулись системы образования. Модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяет задачи современной школы. Главной  задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике школьного образования.

В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению.
Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении.  Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов  ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Существует множество подходов к классификации проектов:

1.      По характеру доминирующей в проекте деятельности:

         Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории.

         Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

         Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

2.      По форме:

         видеофильм

         рекламный ролик

         интервью с известным человеком

         мультимедийный продукт

         стенгазета

3.      По профилю знаний:

         монопроекты – в рамках одного  учебного проекта

         межпредметные – в рамках двух или более предметам

4.      По числу участников:

         личностные

         парные

         групповые

5.      По характеру контактов:

         внутриклассными

         внутришкольными

         региональными

         международными

6.      По продолжительности:

         минипроекты – в течение 1 урока

         краткосрочные – в течение 1-5 уроков

         среднесрочные – 1-2месяцев

         долгосрочные – до 1года

Методика организации проекта предполагает несколько этапов:

 

         планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)

         поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);

         этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);

         презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).

         защита проектов (проходит  в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)

 

Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.  

В методике преподавания математики проектная деятельность  занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. На своих уроках, а также во внеурочной деятельности я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.

Моими учащимися были созданы такие проекты, как

         «Технологические особенности изготовления игрушек из бумаги», «Флексагоны» и «Танграм»

         «Школьная форма»

         «Великие жизни в математике»

         «Золотое сечение в математике и биологии»

      Наиболее интересным для ребят стал проект «Образовательный маршрут».

      Основная цель проекта: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающим большим запасом знаний культуры своего края.

       Очевидно, что экскурсии – это, прежде всего, экскурсии  – в музеи, в другие города,  к очагам культуры, к истокам, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и культуры. Поэтому стало необходимым добиться понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой, с которым они будут иметь дело в будущем.

       Что же может дать экскурсия для школьников 5-6 класса?

Во-первых, в содержании обучения реализацию межпредметных связей. Во – вторых, приобретаются и управленческие навыки, ведь сама экскурсия и её образовательная составляющая должны быть предварительно подготовлены, спланированы, должны быть спрогнозированы возможные варианты развития событий. Кроме этого, образовательный туризм имеет большую профориентационную составляющую краеведческого, спортивного, туристского и другого характера. А так же, для воспитания школьников необходима деятельность, пронизанная эмоциональностью. Такая деятельность внутренне присуща образовательному туризму. Трудно найти другую сферу деятельности для воспитания множества положительных сторон личности как во время образовательной экскурсии. У школьников воспитывается воля, дисциплинированность, любовь к родному краю. Вырабатываются знания и умения общения, быстрее происходит социализация личности. Быстрее усваиваются нормы и правила поведения в коллективе, познается их социальный смысл. В ряде образовательных теорий утверждается, что развитие идет вслед за обучением, считается, что человек развивается обучаясь, и не надо его развивать специально. В других концепциях целенаправленному развитию личности уделяется специальное внимание. Считается, что развитие - это основная ценность образования и личность нужно специально развивать в процессе обучения. Традиционное российское образование в основном не является специально развивающим. В системах же развивающего обучения практика и технологии являются «кабинетными» и происходят в искусственной среде. Туризм есть та деятельность, в которой развиваются многие стороны личности: физические, психические, интеллектуальные, эмоциональные. Причем, развитие этих сторон личности происходит в рамках целостной деятельности и способствует ее большей структуризации, формированию гуманистического мировоззрения.

Основные задачи проекта:

1.                      разработка и внедрение технологии образовательного туризма и содержания туристических маршрутов различной направленности для обучающихся, родителей, педагогов.

2.                       формирование позитивного отношения  к малой родине  у детей и взрослых  через вовлечение в познавательную досуговую деятельность.

3.                      формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться  по различным источникам.

        Учащиеся – это будущие бизнесмены, общественные деятели или представители свободной профессии, только тогда будут образованными, когда будут знакомы с  культурой и своего края в том числе.

Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у ребят «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Обучение с применением метода проектов помогает учителю раскрыть творческий потенциал своих учеников. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов  отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.

 

Список литературы:

1.      Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
 М.: Аркти, 2003.

2.      Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –
М.: Аркти, 2007.

3.      Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2000.

 


 

Проектная деятельность в работе современного классного руководителя

Проектная деятельность в работе современного классного руководителя

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории

УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися

УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися

Учащиеся – это будущие бизнесмены, общественные деятели или представители свободной профессии, только тогда будут образованными, когда будут знакомы с культурой и своего края в том…

Учащиеся – это будущие бизнесмены, общественные деятели или представители свободной профессии, только тогда будут образованными, когда будут знакомы с культурой и своего края в том…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020