Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
docx
24.01.2024
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС
Коучинг в проектной деятельности.docx

 

«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

         Актуальность применения инновационных технологий в педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения.

 Сегодня предлагаю вам познакомиться с некоторыми приёмами работы над проектом

 

Начиная любую работу нужно настроиться на успешное её завершение. «Создание ситуации успеха»

Цель: не приступив к проекту ребёнок заранее настраивается на успеха.

 

Художник из Франции Жан-Марк Коте (Jean-Marc Côté) в 1900 году нарисовал открытки, которые по его мнению должны будут реализоваться в жизни через 100 лет, то есть к 2000 году. Давайте посмотрим, что предсказывал художник, и вспомним, что сейчас у нас есть из похожих изобретений

Предсказания современных изобретений в 12 открытках столетней давности

 

Предсказания современных изобретений в 12 открытках столетней давности

Школа

 

http://kp.kg/share/i/12/9441097/wr-720.sh-18.jpg

 

Всё воображаемое и желаемое может стать очередным изобретением.

Скажите, что первично тема проекта или его проблема?

 

 

Предлагаю посмотреть фотографию.

            

 

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=5d075b12d88b122393530a86ba7cfe25-l&n=13

 

Рассмотреть эти фотографии  с точки зрения проектной деятельности.

 

Какую проблему вы увидели?

Определите цель проекта.

Случалось ли вам испытывать трудности при постановке целей: вы не знали, с какой стороны подступиться, как правильно сформулировать цель, с чего вообще нужно начинать? Особенно сложным часто бывает первый шаг, когда поставленная цель пугает нас своим «величием». Мы уже почти готовы сдаться и отложить это дело на потом…

На помощь нам приходит технология Коучинга.

Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики. Эта новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру.

Не зная того сами мы уже давно в своей деятельности применяем технологию коучинга- этоприёмы открытые вопросы, пять шляп, шкала самооценки и достижения планируемых результатов, технология критического мышления.

Некоторые приёмы коучинга мы с вами рассмотрим сегодня на практике.

 

1.Смарт.

 

Вот тогда и наступает время проверить свои цели по критериям модели SMART! Как работает модель SMART? Что такое SMART+? Как пользоваться этим универсальным и эффективным инструментом максимально и с пользой?

Что такое SMART

SMART – это английская аббревиатура от начальных букв параметров заданной цели. Давайте вспомним, из каких «компонентов» она состоит:

S – specific – конкретная;

M – measurable – измеримая;

A – achievable – достижимая;

R – relevant – значимая;

T – time-bounded – определена во времени.

 

S  Specific — конкретная

Цель, сформулированная неконкретно, неопределенно, чаще всего остается нереализованной. Если необходимо, измените формулировку, опираясь на вопросы:

·                     Является ли цель ясной и конкретной для вас?

·                     Какие критерии описывают эту цель?

·                     Что она из себя представляет?

·                     Понятно ли вам, какого результата вы хотите достичь?

·                     Какие есть необходимые требования и что вам может помешать?

·                     Кто еще, кроме вас, будет участвовать в достижении результата?

·                     Какие задачи вы будете ставить для достижения этой цели?

Запишите ответы на вопросы

M – Measurable — измеримая

Критерии измерения достижения цели помогут контролировать этот процесс. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

•        Как вы поймете, что цель достигнута?

•        Есть ли показатель, который будет свидетельствовать о том, что цель достигнута?

•        Какое значение этого показателя будет говорить о том, вы достигли цели?

Опишите этот результат.

 

A – Achievable – достижимая

Мы определяем достижимость цели на основании нашего собственного опыта, с учетом всех имеющихся ограничений и ресурсов

Учтите и запишите все факторы, в том числе и ваши профессиональные навыки, опыт и знания, имеющиеся у вас временные, финансовые и прочие ресурсы. И попытайтесь оценить реалистичность достижения вашей цели

 

R – Relevant – значимая

Источником значимости цели служат ваши собственные ценности, приоритеты и потребности. Попробуйте прояснить для себя следующее:

·                     Является ли цель важной, значимой лично для вас?

·                     Что для вас будет означать результат достижения цели?

·                     Зачем вам нужно достижение этой цели?

T – Time— bounded – определенная во времени

Цель всегда направлена в будущее. Но чтобы начать приближать ее к нашей сегодняшней жизни и пошагово реализовывать, необходимо установить временнЫе рамки:

•        В какой период времени вы планируете начать работать над достижением цели?

•        Сколько времени понадобится для достижения цели?

•        Когда цель должна быть достигнута

 

 

У модели SMART есть несколько дополнений, позволяющих проверить поставленную цель на соответствие факторам, зависящим лично от вас:

+ Утвердительная формулировка

Формулируйте цель положительно. В ней не должно быть отрицательной установки с использованием частицы «не», а также глаголов «избавиться», «отказаться», «уменьшить», «перестать», «искоренить», «не хочу». Делаем упор на то, чего мы хотим, а не на то, что нас не устраивает.

+ Подконтрольность

·                     Можете ли вы сами контролировать достижение этой цели?

·                     А если цель находится не под вашим контролем, что вы можете изменить, чтобы получить возможность контролировать достижение цели?

+ Экологичность (гуманность)

·                     Какие проблемы и трудности может вызвать достижение ваших целей для других людей? Как это может повлиять на взаимоотношения с ними?

·                     Готовы ли вы пойти на эти жертвы? И насколько вообще результат цели стоит этих жертв?

·                     Могут ли наступить последствия, о которых придется сожалеть?

·                     Не вызывает ли достижение цели какого-то внутреннего конфликта?

·                     На какой риск вы готовы (и можете) пойти?

+ Содержит вызов

Ваша профессиональная цель должна быть для вас вызовом – интересной, манящей и будоражащей. Приготовьтесь, что при работе над достижением цели вам будет нужно выйти из вашей зоны комфорта. Но это также будет тем достижением, которым вы будете по праву гордиться, и с радостью пожинать плоды своих усилий. Подумайте:

·                     Какая формулировка вашей цели сделает ее такой вызывающей?

·                     Почему достижение этой цели важно для вас?

Что ж, ваш Первый Шаг в достижении цели сделан! Вы проделали огромную работу!

 


S

Конкретная

Что изучаем

 

M

Измеримая

Определяем показатели, при помощи которых можно ориентироваться на конечный результат

 

A

Достижимая

Адекватность цели

 

R

Важная

Конечный результат

 

T

Ограничена во времени

Начало-конец выполнения проекта

 

 

 

2. Пирамида логических уровней

Автор Роберт  Дилтс

пирамида

 

Еще один известный коучинговый инструмент— пирамида логических уровней или пирамида Дилтса.

Это очень действенное упражнение в ситуациях, когда вам необходим всесторонний взгляд на вашу цель. Также его можно применять, когда вы чувствуете, что зашли в тупик или нет уверенности в собственных силах.

Все, как обычно, очень просто.
Вам необходимо честно отвечать себе на вопросы пирамиды — сначала взбираясь вверх по ее ступенькам, а потом опускаясь вниз.
Всего есть 6 логических уровней (начиная снизу):
1 уровень — окружение. Вопрос — где?
Ответьте, когда вы планируете достичь цели, где это будет, кто будет рядом с вами (Это условия, наша среда обитания, наш окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки и все-все-все, что нас окружает.)
2 уровень — действие. Вопрос — что делать?
Какие шаги вы станете совершать, достигнув цели? Что будете делать в том окружении, о котором говорили ранее?
3 уровень — способности. Вопрос — как?
Какими навыками и способностями вам необходимо обладать, чтобы достичь цели? Какие из них у вас уже есть, а какие требуют развития?
4 уровень — ценности. Вопрос — почему это важно?
Что важного и ценного вы получите, достигнув этой цели? Что ценного привнесут в вашу жизнь полученные навыки и опыт? Как изменится ваша жизнь, когда вы достигните цели?
5 уровень — идентификация. Вопрос — кто?
Кем вы будете, когда достигните своей цели? Кем вы станете, когда в вашей жизни появится то ценное, что она в себе несет? Что вы скажете себе в момент достижения цели?
6 уровень — миссия. Вопрос — ради кого?
Для кого еще важно достижение цели, поставленной вами? Кто будет рад, получит пользу от ее достижения?

Ответив на все эти вопросы, спускаемся вниз по тем же уровням…
Будут ли рады те, ради кого я это делаю?
Что ценного я получу, когда стану им?
Какими способностями я буду обладать?
Что я буду делать?
Когда, где, с кем все это случится?

Пирамида Дилтса (пирамида логических уровней)

Уровень

Вопросы

 

Миссия

Для чего?

 

Идентификация

Какой конечный результат вы получите?

 

 

Ценности

Почему это важно?

Что ценного вы получите?

 

 

 

Способности

Что поможет?

Как?

Какими навыками и способностями необходимо обладать?

Что можем?

Какие навыки требуют развития?

 

 

 

 

 

 

 

 

Поведение, действие

Какие шаги совершите для достижения цели?

Кто что делает?

Кто за что отвечает?

Кто контролирует?

 

 

 

 

 

Окружение

Кто? Что? Где? Когда? С кем?

 

 

 

 

 

 

3.колесо РАЗВИТИЯ(жизненного баланса)

 

Работая над проектами мы зачастую распыляемся, желая охватить необъятное. Планируемый проект выглядит замечательно, но как только начинается практическая работа, всё становится расплывчатым и не понятным. Возникают вопросы и вопросы…

А понять, где существует дисбаланс, нам поможет одна из самых популярных техник коучинга – «Колесо жизненного баланса». Ее достоинства очевидны:

·                     относительная простота в применении;

·                     хорошее визуальное представление ситуации;

·                     помощь в самостоятельной оценке каждой области колеса;

·                     возможность определить дальнейшие шаги по восстановлению баланса и убрать из проекта или найти решение по выравниванию западающих областей.

Шаг 1. Определение важных областей проекта

В первую очередь нужно выделить важные именно для вас области жизни. Имеет смысл выделить от 6 до 9 областей. Если меньше, вы рискуете что-то упустить, если больше – потерять фокус и начать распыляться на слишком многие вещи.

Вы можете соединять несколько областей в одну. Главное, чтобы области, которые вы выбираете, отражали важные и значимые для вас моменты

Названия для областей жизни могут быть довольно разнообразными:

·                     Ресурсы (люди, время, условия).

·                     Информация.

·                     Взаимоотношения в группе.

·                     Нравственность проекта.

·                     Сферы исследования.

·                     Налитие опыта

·                     Активность.

·                     Планирование

·                     Актуальность.

Сферы вы можете обозначить любые (в зависимости от цели и темы проекта)

Шаг 2. Нарисуйте колесо и подпишите области

Предлагаю шаблон колеса баланса .

 Шаг 3. Оценка каждой области

Теперь оценим каждую область по шкале от 1 до 10

Шаг 4. Анализ и определение ключевой области

Выберите один сектор, позитивные изменения в котором для вас наиболее желательны и могут позитивно повлиять на ситуацию в других секторах.
Вы можете выбрать несколько секторов или даже все. Эффективно будет прорабатывать каждый сектор по очереди. Для начала сфокусируйтесь на какой-то одной области.

Спросите себя:

·                     Изменения в какой области для меня наиболее значимы сейчас?

·                     Изменения в какой области могут улучшить другие составляющие?

·                     Что больше всего важнее сейчас?

·                     Что будет, когда я этого достигну?

·                     Какие позитивные и негативные последствия могут наступить, когда я достигну цели?

Шаг 5. План действий

Для получения индивидуального плана действий попробуйте ответить на вопросы максимально полно и запишите их:

·                     Какие ресурсы мне нужны для достижения моей цели?

·                     Когда я хочу достичь этой цели?

·                     Какие действия я должен сделать?

·                     Когда я это сделаю?

Всего 5 шагов помогут вам узнать и представить, в какую сторону двигаться!

Считается, что если у Вас вышло действительно более-менее равномерная окружность похожая на колесо, то проект сбалансирован. Он может Вас полностью удовлетворять или наоборот полностью не устраивать, но при такой ситуации действительно часто отсутствует желание что-то менять.

  Конечно, если колесо получилось большим, равномерно высокие оценки по всем направлениям, то можно только пожелать дальнейших успехов и не останавливаться на достигнутом.

Если же у Вас равномерно низкие оценки по всем сферам — значит, предстоит большая работа, но она будет иметь смысл только, если Вы сами захотите что-то изменить.

Путей по сути дела два. Первый, пытаться равномерно что-то менять по всем секторам, второй, сосредотачиваться на одном/двух и делать по ним прорыв, а за ними уже потянутся и остальные. Если же у Вас на картинке получился совершенно неравномерный круг —  то тут как говорится, проблемы и нужные направления для развития на лицо. При этом не стоит  бурно сожалеть о проваленных сферах, а осознать и оценить нужно ли это вообще для достижения гармоничного продукта. Ведь успехи Ваши это то, что УЖЕ сделано, а неудачи это всего лишь то, что Вам ЕЩЕ предстоит сделать.

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия Уолта Диснея

 

 

http://www.kcnlp.com.ua/site/assets/files/1989/disney.png

Наблюдатель - лицо нейтральное.

Его цель - наладить эффективную работу всех трёх позиций и осуществлять своевременную связь между ними.

Это очень увлекательное упражнение, которое поможет вам, если:

§  Необходимо добавить творчества, придумать нестандартные пути решения;

§  Разобраться с собственными внутренними возражениями и сопротивлением;

§  Разобрать риски, подстелить «соломку»;

§  Составить план действий;

§  И сделать, наконец, первый шаг!

  Итак, автором этой методики принято считать Уолта Диснея, который использовал ее при создании новых мультфильмов.

Он, как гласит «легенда», рассадил сотрудников по разным этажам:

На втором этаже с огромными окнами и стенами, на которых можно рисовать, сидели «мечтатели». Те, кто могут придумать что-то новое, грандиозное, построить воздушный замок. Те, для кого жесткая критика их идеи, убивает напрочь вдохновение.

На первом этаже в обычной рабочей обстановке Дисней посадил «реалистов». Их задача состояла в том, чтобы идеи мечтателей переложить на план-график реализации, подумать о необходимых средствах и ресурсах.

И в полуподвальном, скученном помещении с маленькими окошками сидели «критики». Они искали изъяны в проекте реалистов, но никогда не пересекались с мечтателями.

Схема работы получалась такая: сначала мечтатели (или визионеры) придумывали идею и отправляли ее реалистам. Те создавали проектную документацию и, в свою очередь, отправляли ее критикам, которые уже искали всевозможные изъяны и причины, почему «это не сработает». Все возражения критиков получали обратно реалисты и отрабатывали их.

Итак, начинаем мы, конечно, с мечтателя. Представьте себе вашу цель, такой, как если бы вы ее уже достигли. Как это? Опишите эту картинку? Делайте это максимально подробно со всеми деталями.  

Где Вы находитесь? Что на Вас надето? Кто есть рядом с Вами? Что Вы делаете?

Что Вы говорите себе, когда достигли своей цели?

Что Вам говорят другие люди?

Какие чувства вы при этом испытываете?

Что изменилось в вашей жизни? Чему вы научились? Что нового вы умеете? Что в нее добавилось?

Напишите, чем важна для вас эта цель? Что даст вам ее достижение? Для чего вам нужно достигать ее?

Кем Вы станете, когда достигнете своей цели?

Для кого еще это может быть важно? 

Чем более яркую картинку Вы сможете представить, тем больше ценного из нее сможете почерпнуть для себя.

 

 

Реалист.

Итак, глядя на получившуюся картинку, давайте добавим ей реализма. Разложим цель по смарт-критериям.

Что необходимо сделать для достижения Вашей цели?

Какова должна быть последовательность действий?

Что необходимо сделать в первую очередь?

Сколько времени понадобится на реализацию?

Какие Вам понадобятся ресурсы для реализации этой идеи?

Какие из них у Вас есть уже сейчас?Какие еще необходимо приобрести?

Какие знания, навыки, способности Вам понадобятся?

Кто может помочь в достижении Вашей цели?

 

Очень важно! Роль критика в нас очень сильна и может притворяться реалистом. «Это вполне реально, что цель нереальна» — так не может говорить реалист. Он может поправить временные сроки, описать ресурсы, которых сейчас нет. Но он никогда не скажет, что достижение цели невозможно. Если такие возражения появляются – запишите их, но отложите до того момента, когда перейдете к роли критика.

 

 

Критик.

 Итак, оцените ваш план (не идею вообще, а именно план).

Насколько он реализуем? Какие в нем изъяны? Чего не хватает?

Кому может не понравиться Ваша идея?

Какие есть слабые места в плане реализации?

Что может остановить Вас в достижении цели?

Кто может помешать достижению цели?

Какие еще моменты не были учтены в плане?

Выдавайте (и записывайте, если работаете самостоятельно,) все ваши возражения до тех пор, пока они не иссякнут окончательно.

. Взгляните на список, который составил критик.

 

И скрупулезно пункт за пунктом разберите его с точки зрения реалиста.

 

 И когда все будет готово, взгляните на свой получившийся план целиком. Какой самый первый и самый простой шаг вы готовы совершить? Когда Вы его совершите?

 

 

В заключение хочется сказать, что коучинг – это технология, требующая большого опыта и серьезного подхода со стороны педагога, это целая система поддержки воспитанника, и, хотя ее профессиональное масштабное применение требует предварительного обучения и подготовки педагога, отдельные элементы мы можем применять успешно в различных сферах нашей суворовской жизни.

Коучинговый подход максимально соответствует концепции

личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки

органично встраиваются в профиль компетенций современного

учителя.


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектная деятельность в условиях реализации

Проектная деятельность в условиях реализации

Всё воображаемое и желаемое может стать очередным изобретением

Всё воображаемое и желаемое может стать очередным изобретением

Смарт. Вот тогда и наступает время проверить свои цели по критериям модели

Смарт. Вот тогда и наступает время проверить свои цели по критериям модели

Что для вас будет означать результат достижения цели? ·

Что для вас будет означать результат достижения цели? ·

M Измеримая Определяем показатели, при помощи которых можно ориентироваться на конечный результат

M Измеримая Определяем показатели, при помощи которых можно ориентироваться на конечный результат

Вопрос — что делать? Какие шаги вы станете совершать, достигнув цели?

Вопрос — что делать? Какие шаги вы станете совершать, достигнув цели?

Пирамида Дилтса (пирамида логических уровней)

Пирамида Дилтса (пирамида логических уровней)

Шаг 1. Определение важных областей проекта

Шаг 1. Определение важных областей проекта

Что будет, когда я этого достигну? ·

Что будет, когда я этого достигну? ·

Наблюдатель - лицо нейтральное

Наблюдатель - лицо нейтральное

Его цель - наладить эффективную работу всех трёх позиций и осуществлять своевременную связь между ними

Его цель - наладить эффективную работу всех трёх позиций и осуществлять своевременную связь между ними

Что необходимо сделать для достижения

Что необходимо сделать для достижения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2024