Роль проектного метода обучения при подготовке специалистов среднего звена медицинского профиля
Оценка 4.8

Роль проектного метода обучения при подготовке специалистов среднего звена медицинского профиля

Оценка 4.8
docx
15.02.2024
Роль проектного метода обучения при подготовке специалистов   среднего звена медицинского профиля
специалиста, способного самостоятельно квалифицированно решать ту или иную профессиональную задачу. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которые направлены главным образом на организацию студентов для самостоятельного получения знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности. Активные методы способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования.
ИННОВАЦИЯ.docx

Роль проектного метода обучения при подготовке специалистов   среднего звена медицинского профиля

                                                         

                                                                             Башханова Надежда Сергеевна,

преподаватель профессиональных   модулей

                                                                   ОГБПОУ  «УМК им. Шобогорова М.Ш.»

 

Изменение социально-экономических условий в российском обществе, переход к рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в среднем профессиональном учебном заведении. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, чтобы быть конкурентно способным на рынке труда.  Вследствие этого в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания самостоятельно на протяжении всей жизни. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны активно действовать, принимать самостоятельные решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому для преподавателя основной задачей является: вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей могут быть применены эти знания.

Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость   развития у студентов творческой инициативы, воспитания потребности в самообразовании, стремлении к повышению уровня теоретической подготовки, совершенствованию умений самообразовательной деятельности.

Образовательные технологии обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой научный кругозор, стремиться к истине в науке и практике.

Для решения данной задачи преподаватель в своей профессиональной деятельности должен использовать новые педагогические и информационные технологии.  Главный смысл этих технологий заключается в том, чтобы традиционному пассивному обучению противопоставить методы, значительно активизирующие мыслительную, познавательную деятельность студентов в овладении ими профессиональными умениями.

В системе среднего профессионального образования в связи с переходом на ФГОС третьего поколения, возникла необходимость пересмотра методики преподавания предметов, обеспечивающих данную специальность. В соответствии с ФГОС медицинская сестра должна обладать общими и профессиональными компетенциями.

Компетенция медицинской сестры - это способность успешно действовать в процессе сестринской деятельности на основе практического опыта, умения и приобретенных в учебе знаний при решении профессиональных задач. Специфика работы медицинской сестры требует в основном практической подготовки, а специфика работы фельдшера - отличной теоретической и практической подготовки. Фельдшеру в своей профессиональной деятельности приходится постоянно самостоятельно решать конкретные практические вопросы, причем решать эти вопросы квалифицированно.

   Поэтому так важно при подготовке специалистов среднего звена использовать активные методы обучения, ведущая цель которых - подготовить профессионала - специалиста, способного самостоятельно квалифицированно решать ту или иную профессиональную задачу.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов,
которые направлены  главным образом  на организацию студентов для самостоятельного получения знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности. Активные методы способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования.  Главным  в активных методах обучения является то, что обеспечивает у каждого студента достижение 3-го уровня обучения (усвоения).

 Особенности активных методов обучения:

а) вынужденная активность студентов. Получив определенное задание
или установку на решение той или иной проблемы, выдвинутой преподавателем или самим студентом, в работе принимают участие студенты всей группы (на практическом занятии). Используется принудительная активность мышления, студент должен быть активен независимо от его желания;

б) постоянное взаимодействие студентов и преподавателя с помощью
прямых и обратных связей и  постоянное взаимодействие студентов между собой;

в)   необходимость студентами самостоятельной творческой выработки  решений;

   г) повышенная степень мотивации, эмоциональности и творчества
каждого студента.

Среди форм и методов активного обучения весьма эффективным является метод проектного обучения. В течение последних пяти лет в колледже активно используется этот метод, в том числе используется как групповой, так и индивидуальный. По длительности времени   используется метод краткосрочный (180-360 мин - на практическом уроке),  долгосрочный (до 2-х лет), так и средней продолжительности (от 4-х до 5-и месяцев). Проектное обучение широко применяется при УИРС, в том числе как по специальности Сестринское дело, так и по специальности  Лечебное дело.

Метод проектного обучения в нашем колледже применяется не только на уроках и УИРС по педиатрии, но также и при изучении других специальностей, таких как гериатрия, терапия, акушерство и гинекология, хирургия.  Проектная работа нашей студентки  31 группы Лечебное дело Баиновой Кати «Старость в радость» заняла в 2018 году 1 место  в областном конкурсе студенческих проектов, с приглашением студентки принять участие  на всероссийском  студенческом конкурсе  проектов в г. Москва.

            В долгосрочной проектной работе «Гармоничное  физическое развитие школьников-основа здорового детства» приняли участие 5 студентов  факультета Сестринского дела и 18 студентов Лечебного дела.

 Выбранная тема длительного проекта актуальна, так как проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время всё большее значение. Школьный возраст является одним из наиболее уязвимых периодов жизни человека в сохранении здоровья.  Именно поэтому воспитание школьников должно формировать уровень здоровья и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.

Безусловно, на состояние здоровья школьников оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая,  социальная, экономическая обстановка в районах проживания и обучения наших школьников существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья школьников от первого к последнему году обучения, так как в школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. По данным Белобрыкина О.А., у детей школьного возраста в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в  3 раза возрастает патология органов пищеварения.

Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, хотя они, несомненно, важны, а в первую очередь люди, его населяющие. Мир ступил в эру больших скоростей, и система ценностей меняется очень быстро, но только один показатель стабильно держится на самой верхней точке всемирной системы ценностей – это здоровье человека. Поэтому важно сохранить здоровье с детства.

Целью проекта было:

·         Изучить особенности физического развития школьников п. Усть-Ордынский, добиться гармоничного физического развития;

·         Формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения, помочь детям и их родителям сделать осознанный выбор здорового образа жизни.

Задачами  проекта:

·         Изучить физическое развитие школьников п. Усть-Ордынский;

·         Провести динамическое наблюдение за физическим развитием школьников;

·         Провести анкетирование, выявляющее отношение респондентов к здоровому образу жизни;

·         Разработать  рекомендации по формированию здорового образа жизни школьников.

Предполагаемый результат проекта:

Формирование школьника  с гармоничным физическим развитием, здорового  психически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающего своё место и предназначение в жизни.

Этапы проектной работы состояли в следующем:

Подготовительный этап (начат с марта месяца 2016 года):

1.                  Подготовить анкеты для проведения анкетирования среди школьников.

2.                  Подготовить сценарии классных часов по профилактике нарушений физического развития школьников;

3.                  Создание адаптированных видеороликов по профилактике нарушений физического развития школьников.

Основной этап:

1.                   Проведение классных часов с использованием адаптированных видеороликов по профилактике нарушений физического развития детей.

2.                  Проведение анкетирования детей.

3.                  Работа по созданию  памяток, рекомендаций для школьников, учителей школ и родителей по профилактике и коррекции  плоскостопия, нарушения осанки, по профилактике избыточной массы тела и ожирения,  недостатка и дефицита массы тела, по профилактике миопии, кариеса.

4.                  Создание стендовых материалов для родителей.

5.                  Создание базы данных (данные антропометрии школьников, данные выявленной патологии) для проведения мероприятий по их профилактике и коррекции патологии, для проведения классных часов.

Заключительный этап

1.Закончить антропометрические исследования школьников (2118 человек) в декабре 2017г.

2.Провести сравнительный анализ.

3.Подготовить и выпустить  памятки, рекомендации для школьников, педагогов школ и родителей по профилактике и коррекции  плоскостопия, по профилактике нарушения осанки, по профилактике избыточной массы тела и ожирения, по профилактике недостатка и дефицита массы тела, по профилактике зрения.

Материально-техническим обеспечением проекта было:

1.                  Ноутбук, принтер, фото-видеоаппаратура.

2.                  Офисная бумага.

3.                  Брошюратор, ламинатор.

4.                  Ростомер, плантограф, динамометр, электронные весы, настольная лампа, набор линз для контроля  остроты зрения. 

 Практическим выходом данной проектной работы было - это:

1). Защита ВКР-дипломных работ  в   2016-2017 годах (Дмухало Света, специальность Лечебное дело, тема работы «Формирование здорового образа жизни у подростков школьников п. Усть-Ордынский» с оценкой «отлично»; Иванова Галя, специальность Лечебное дело, тема работы «Гармоничное физическое и нервно-психическое развитие детей школьников младшего возраста - основа здоровья нации» - «отлично»; Файзулина Юлия, специальность Лечебное дело, тема работы «Показатели физического развития организованных детей п. Усть-Ордынский на примере ДОУ «Туяна» и детей 1-4 классов СОШ №1» с оценкой «хорошо», Карагай Лида, специальность Сестринское дело, тема работы «Физическое развитие детей младших классов СОШ №2» с оценкой «отлично»;

2). Участие 2-х студентов (Волчатовой Оксаны и Буйновой Надежды)  ОГБПОУ «УМК им. ШобогороваМ.Ш.» с материалом первого этапа проекта (осмотрено 598 чел)  в областном очном  студенческом конкурсе  студенческих проектов в 2016 году;

3). Закончено мониторирование антропометрических исследований школьников в 2017 году;

4). Проведен  сравнительный анализ физического развития школьников п. Усть-Ордынский  с  областными показателями   и  показателями    физического развития школьников  России (по Баранову А.А. с соавторами)  - 2017г.;

5). Изучена и проанализирована  структура  заболеваемости школьников по данным  годовых отчетов медицинских учреждений п. Усть-Ордынский и Форм  №25/у.;

6). Проведен анализ оздоровления детей школьного возраста в условиях стационаров, детских поликлиник, санаториев, оздоровительных площадках и пришкольных  летних лагерей - 2017г.;

7). Результаты работы по проекту были доведены до сведения  общественности, медицинских и педагогических работников  округа - 2017г.;                                                                                     

 8). Выпущено и распространено 897 методичек, 196 брошюр, 600 памяток по ЗОЖ, буклетов, рекомендаций для учителей школ, школьников, для родителей школьников, имеющих отклонения в физическом развитии -2017г.;

9). По итогам Проекта  проведено 2 общешкольных собраний (школе №1 и школе №2) с привлечением родителей и родительского комитета, педагогического коллектива и родителей.

Студенты активно, с энтузиазмом работали над проектом, проводили беседы, игры со старшеклассниками по ЗОЖ, принимали участие в проведении классных часов в школах. Они самостоятельно изучали теоретический материал по теме, разрабатывали вопросы анкеты. Брали интервью у педагогов и родителей тех детей, имеющих отклонения в здоровье, раздавали буклеты. Студенты, наиболее заинтересовавшиеся  данной темой, продолжили исследовательскую работу для защиты ВКР.

В проектной деятельности  у студентов развиваются рефлексивные умения (умения осмысливать поставленную перед собой задачу), для решения которой недостаточно знаний. Умение отвечать на вопрос: чему нужно учиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения. Развиваются умения самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, чтобы решить поставленную цель, привлекая знания из различных областей. Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.  Умение запрашивать недостающую информацию у педагога. Умение находить несколько вариантов решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать причинно-следственные связи. В проектной деятельности развиваются умения и навыки работы в сотрудничестве, умение взаимодействовать с любым партнером, навыки взаимопомощи в решении общих задач. Развиваются навыки делового партнерского общения, менеджерские умения и навыки, такие как умение планировать время, деятельность, ресурсы. У студентов  накапливаются навыки принимать самостоятельное решение и прогнозировать их последствия,  появляются навыки анализа проделанной самостоятельной работы, умение своевременно проводить коррекцию и исправлять ошибки. В проектной деятельности у студентов развиваются навыки вести диалог, задавать вопросы,  закрепляются  навыки устного опроса родителей и детей. На защите проекта закрепляются презентационные умения, умения уверенно себя держать  во время выступления, вести монологическую речь, умение четко и уверенно отвечать на  незапланированные вопросы, умение  использовать различные способы наглядности при выступлении.

Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать активные методы обучения, обеспечивающие наилучшие достижения поставленных целей: усвоение знаний, формирование компетенций у будущих специалистов-медиков, развитие у них творческого клинического мышления,  направлять студентов в «нужное русло», не отвлекаясь и не распыляясь. Так как сегодня выпускник медицинского колледжа должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания и умения избранной им профессии, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новые знания в соответствии с требованиями нового стандарта.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жестких алгоритмов  действий,  не  исключает  творческого  подхода,  но  требует  правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

В  методе  проектов  можно  выделить  следующие  этапы  работы:  поисковый,  конструкторский  (аналитический),  технологический  (практический),  заключительный.

Поисковый этап:

1.  Поиск и анализ проблемы.

2.  Выбор темы проекта.

3.  Планирование проектной деятельности по этапам.

4.  Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

Аналитический этап:

1.  Поиск оптимального решения задачи проекта.

2.  Исследование вариантов конструкции (анализ альтернативных решений).

3.  Выбор  оптимального  способа  достижения  цели  проекта,  построение

алгоритма деятельности.

4.  Анализ ресурсов.

5.  Составление плана практической реализации проекта (пошаговое планирование), подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

Практический этап:

1.  Выполнение запланированных технологических операций.

2.  Текущий контроль качества.

3.  Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Заключительный этап:

1.  Презентация проекта.

2.  Оценка качества (контроль) выполнения проекта.

3.  Анализ результатов выполнения проекта.

4.  Изучение возможностей использования результатов проектирования.

Этапы  работы  над  проектом:  выбор  темы,  формулирование  вариантов проблем,  распределение  задач  по  группам,  групповая  или  индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта. Тематическое  поле предусматривает  некую  ограниченную  область  знаний,  представляющую  познавательный интерес для учащихся, и координируется педагогом.

Следующим шагом является постановка проблемы. Преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи  преподавателя  (наводящие  вопросы,  ситуации, способствующие определению проблем и т.д.). Учащиеся  могут  самостоятельно  осуществлять  некоторые  поисковые  шаги,  например,  определить, каковы причины проблемы, в  чем ее сущность, и т.п. В любом случае решение проблемы должно быть важным для учащихся.

После постановки цели проекта необходимо определить, какая информация  необходима  для  ее  достижения.  Идет  распределение  задач  по  группам, обсуждение  возможных  методов  исследования,  поиска  информации,  творческих решений, самостоятельная пошаговая работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Затем  учащиеся проводят анализ проблемы, обсуждая полученные данные в группах (на уроках, кружковых занятиях, групповой работе в библиотеке и т.д.). Промежуточные результаты должны отвечать на вопрос, что будет  сделано,  чтобы  цель  проекта  была  достигнута.  Проект  должен  заканчиваться созданием продукта (в том числе и информационного продукта).

На  практическом  этапе  реализуются  запланированные  шаги  (действия). На этом этапе высока степень самостоятельности учащихся, а педагог может  выступать в роли консультанта. При консультировании преподаватель может выполнять  функции:  эксперта,  инструктора  и  т.д.

Защита  проектов - презентация  продукта  проектной  работы.  Для  презентации проектов можно использовать различные творческие, организационные возможности. Это могут быть: демонстрация продукта, видеофильм, рекламная акция.

После  презентации  следуют  коллективное  обсуждение,  экспертиза,  результаты внешней оценки, выводы.

Реализация  метода  проектов  позволяет  расширить поле  для  самореализации  учащихся  через  общение,  поиск  и  изучение новой информации, получение продукта деятельности и признание его значения. Метод проектов можно использовать на практических занятиях, исследовательской,  кружковой работе,  при подготовке к  студенческим конференциям.

Проектный метод обучения и подготовки студентов медиков до настоящего времени с успехом используется и дает хорошие результаты. Студенты,  выпускники  нашего колледжа становятся более уверенными, активными в профессиональной деятельности,  действуют и  принимают самостоятельные решения, спокойно и  гибко адаптируются к изменяющимся условиям жизни.


 

Роль проектного метода обучения при подготовке специалистов среднего звена медицинского профиля

Роль проектного метода обучения при подготовке специалистов среднего звена медицинского профиля

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которые направлены главным образом на организацию студентов для самостоятельного получения знаний, освоения умений и навыков в процессе активной…

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которые направлены главным образом на организацию студентов для самостоятельного получения знаний, освоения умений и навыков в процессе активной…

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят…

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят…

Создание базы данных (данные антропометрии школьников, данные выявленной патологии) для проведения мероприятий по их профилактике и коррекции патологии, для проведения классных часов

Создание базы данных (данные антропометрии школьников, данные выявленной патологии) для проведения мероприятий по их профилактике и коррекции патологии, для проведения классных часов

Студенты активно, с энтузиазмом работали над проектом, проводили беседы, игры со старшеклассниками по

Студенты активно, с энтузиазмом работали над проектом, проводили беседы, игры со старшеклассниками по

Поиск оптимального решения задачи проекта

Поиск оптимального решения задачи проекта

После презентации следуют коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы

После презентации следуют коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2024