Стромко Ксения Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Краснодар
Проектная деятельность во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Цель: формирование у учащихся умения адекватно оценивать себя, свои достижения и достижения других в проектной деятельности.
На сегодняшний день в современном образовании проектная деятельность занимает одно из ведущих мест при организации работы внеурочной деятельности учащихся. Актуальность данной деятельности заключается в том, что ФГОС нового поколения требует использования в процессе образования технологий деятельностного типа.
Проект в начальной школе это особый вид работы. Именно проектная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал, мотивацию учащегося к познавательной деятельности, умение самостоятельно добывать материал, навыки самостоятельности и самооценивания. Организация проектной работы обеспечивает сочетание разных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для учащихся представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы и которые, отличаются от традиционных форм добывания знаний.
Проектная деятельность включает в себя четыре основных этапа : мотивационный, планирование деятельности, информационно-операционный, рефлексивно - оценочный.
Моя тема для самообразования это «Самооценивание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности», именно поэтому я остановлюсь на четвертом этапе – рефлексивно – оценочном.
Что включает в себя данный этап? Это, в первую очередь, оценочный этап разработки проекта. Сюда входит защита проекта, коллективное обсуждение полученного результата, самооценка деятельности участников и проектной группы. Самооценка является одним из важнейших психологических показателей формирования и осознания личности (своего «я»), а так же учебной деятельности учащегося. Она раскрывает осознание умения видеть свои возможности и допущенные ошибки, анализировать их. Именно при работы над проектом во внеурочной деятельности появляется хорошая возможность для развития этих качеств.
Я применяю разные методы самооценивания на разных этапах проектной работы во время внеурочной деятельности. В моей практике присутствуют два вида самооценки – устный и письменный, которые делятся, в зависимости от вида выполняемого проекта, на оценивание самого себя, работы в паре, работы в группе. Сегодня я хочу рассказать о некоторых из них.
Первый вид самооценки (как устной, так и письменной) это оценивание своих достижений во внеурочной творческой деятельности. В устной форме это может быть фронтальный опрос на этапе индивидуальной работы во время проекта, этапе закрепления или рефлексии (Например: Что нужно было выполнить в этом задании? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?). Благодаря тому, что проект ведется во время внеурочной деятельности учащиеся могут вести диалог в более свободной форме.
В письменной форме это листы оценки индивидуальных достижений результатов учащихся, которые помогают отследить оценивание самого себя при выполнении творческого задания. (Как например, во время индивидуальной разработки буклета или книжки-малышки).
Примеры таких листов достижений приведены на слайдах.
Второй вид оценивания – это оценка работы в паре. Такое самооценивание раскрывает не только регулятивные, личностные, но и коммуникативные УУД. Оно отражает умение учащихся адекватно оценить свою деятельность, свою позицию в работе с парой, выполнение своих обязанностей и принятие общих решений. Здесь можно просмотреть на сколько легко учащийся может находить общий язык с партнером, умеет договариваться и прислушиваться к чужому мнению.
Примеры таких листов можно увидеть на слайдах.
Третий вид оценивания – это самооценивание себя в работе с группой и оценка самой группы. Этот вид является одним из основных при работе над проектом во время внеурочной деятельности, он отлично раскрывает работу группы над проектом, что как и в предыдущем оценивании позволяет просмотреть, как развиваются регулятивные, личностные и коммуникативные УУД. На таких листах достижений можно увидеть мнение по поводу работы коллектива, как развивается умение приходить к общему решению, на сколько активен учащийся в проектной или групповой работе, какие трудности встречаются ему при работе с мнением окружающих.
Примеры таких листов можно увидеть на слайдах.
Ну и еще один вид достижений, который я стараюсь прорабатывать во внеурочной деятельности - портфолио младшего школьника. Данный вид самооценивания является проектом «четырех лет». В нашем портфолио мы отображаем учебную и творческую деятельность учащихся, их достижения и успехи. Данное оценивание особенно тем, что принимают в нем участие три стороны – ученик, родитель, учитель. Листы портфолио, которое использую я, отображены на слайдах.
Самооценка и умение видеть свои ошибки играет огромную роль на протяжении всей сознательной жизни человека. Именно поэтому я уделяю ей такую большую роль в проектной деятельности во время внеурочной работы с учащимися. Свое выступление я хочу закончить пожеланием помочь нашим ученикам научиться адекватно оценивать себя и принимать оценку окружающих.
Спасибо
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.