Проектная художественно-творческая деятельность как профессиональная мини-проба
Оценка 5

Проектная художественно-творческая деятельность как профессиональная мини-проба

Оценка 5
docx
19.03.2024
Проектная художественно-творческая деятельность как профессиональная мини-проба
Творчество.docx

Проектная художественно-творческая деятельность

как профессиональная мини-проба

 

 

 ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»

 

Перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может решить, применяя то или другое трудовое средство… Важно то, что ребенку должна быть представлена свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за ее качество [3].

Трудовое воспитание в процессе художественно-творческой деятельности наиболее эффективно при использовании метода проектов и метода творческого дизайна, в основе которых лежит схема «от идеи до конечного результата». Метод проектов формирует активную самостоятельную позицию учащихся, развивает компетенции связанные с опытом применения своих знаний на практике. Проект предусматривает различные варианты деятельности (индивидуальную, в парах, групповую, коллективную) и этапы работы (погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов), что позволяет формировать положительное отношение учащихся к совместной деятельности, оценивать свой вклад в ее результат. При организации проектной деятельности необходимо обязательно учитывать специфику возраста учащихся.

На занятиях учащиеся знакомятся с современными профессиями (дизайнер, мастер, ремесленник, иллюстратор, фотограф и др.), характером труда людей. В процессе обучения бисероплетению, при изготовлении изделий дети осваивают простейший технологический процесс, учатся работать с различными материалами (проволока, бисера, пайетки и др.) и инструментами, познают их технологические свойства.

Самым первым был проект «Глициния». Цветы приносят радость. Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Цветы радуют людей в праздники, дома и на работе, весной и в лютый холод. Без их красоты беднее становится наша жизнь. Цветы необходимы человеку.

Проект выполнялся по этапам:

1.     Подготовительный. Всем учащимся было предложено принять участие в проекте, но с оговоркой, что работа будет носить как индивидуальный, так и коллективный способ деятельности.

2.     Основной - практический. Начата работа по поиску идей и выполнению творческих планов. Ребята обсуждали собранную информацию по созданию букета, составляли технологию изготовления букета, подбирали материалы. Дети работали в группах и индивидуально, а потом составляли композиции. Участники проекта трудились, педагог целенаправленно руководил работой учащихся, наблюдая, советуя, помогая.

3.     Заключительный. Вскоре после нескольких занятий мы имели общую творческую работу, составленную из отдельных элементов, выполненных учащимися. Наиболее удачные индивидуальные творческие работы также составили часть будущей выставки.

4.     Презентация проекта. Где и в какой форме проводить презентацию? О чем участники проекта сделали выводы по итогам проектной деятельности?

Завершился проект презентацией, на котором участники представляли результаты своего труда. Мини-выставка состоялась в фойе средней школы № 22 г. Гомеля во время проведения общего родительского собрания.

Продукт проекта (цветы глицинии) может быть представлен в разных формах: выставочная экспозиция, подарочная продукция, портфолио. Выставочная экспозиция и явилась продуктом проекта, но все же основным продуктом этой не материально направленной, а духовной деятельности являются те морально-эстетические изменения в сознании ребят, которые были добыты в процессе работы над проектом. Все учащиеся были согласны с тем, что они находятся на определенном отрезке своего духовного становления, а их работы – отражение их внутренних достижений. Эти достижения вселяют надежду и уверенность в возможности дальнейшего продвижения и самосовершенствования учащихся.

Следующим был реализован художественно-творческий проект «Цветочные фантазии». Он продолжает проект «Глициния» и направлен на оформление первого этажа Центра творчества детей и молодежи средствами декоративно-прикладного искусства.

На первом этапе ребята определяли тему, цель проекта, выбирали название букета. Определив задачи, они разбивались на группы в соответствии с особенностями работы. На следующем этапе ребята обсуждали собранную информацию по созданию букета, составляли технологию изготовления букета, подбирали материалы. Учащиеся работали в группах.

Каждая группа выполняла свою работу в определенной технике изготовления букета. Ребята первой  группы выполняли работу «Гортензии» - изготовление цветов из пайеток и бисера в технике петельного плетения. Вторая группа выполняла работу «Мимозы» в технике перекрестного петельного плетения. Каждая работа получилась неповторимой и интересной.

Интересен был и этап подготовки к презентации. Ребята фотографировали свои шедевры, давали им названия, разрабатывали дизайн выставочной композиции.

Завершился проект презентацией, на которой участники представляли результаты своего труда. На презентацию были приглашены родители, педагоги. Каждый учащийся был горд за свою работу, ощущал себя творцом, с готовностью делился особенностями работы по проекту. Презентация проекта проходила в виде открытого аукциона, где ребята представляли свои работы и краткое пояснение своих идей. Путем открытого голосования гости мероприятия оценивали каждую работу. Продукт проекта - выставочная композиция и оформление первого этажа Центра творчества детей и молодежи.

Проект «Цветы победителям» разработан к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В создании коллективной творческой композиции участвовали все учащиеся объединения по интересам, создавая неповторимую композицию в различных техниках бисерного плетения. Результат проекта - творческая работа (индивидуальная, коллективная) «Цветы победителям» - был представлен на выставке, посвященной 70-летию Великой Победы.

Творческий проект «Новогодние сувениры» задуман был детьми с целью создания елочных украшений и сувениров из бисера. Ребята выполняли коллективную работу «Новогодняя елочка»: индивидуальное изготовление отдельных элементов (плетение веток) и сборка их в одно дерево новогодней ели. Также были и индивидуальные творческие работы: новогодние украшения и сувениры из бисера (снежинки, снеговички, елочки, игрушки, панно и др.).

Эта работа детей превзошла ожидания как их самих, так и взрослых. Совместная работа объединила учащихся, показала новые возможности – каждый человек, даже маленький может украсить интерьер новогоднего праздника своими руками. Новогодние украшения и сувениры были представлены в средней школе № 7, № 22 г. Гомеля и Центре творчества детей и молодежи. Все сувениры были переданы для участников благотворительной новогодней акции.

Проект «Семейная гостиная» разработан с целью включения родителей в образовательный процесс как активных субъектов. Работая вместе (дети, педагог, родители), можно установить эмоциональный контакт с детьми, организовав, таким образом, творческую мастерскую, где все занимаются одним делом. Тематические встречи проводятся ежемесячно: «Моя семья – моя радость», «Творим вместе», «Мечтая о профессии», «Праздничный сувенир».

Семейная гостиная «Мечтая о профессии» познакомила учащихся с различными сферами профессиональной деятельности и спектром профессий родителей. Родители снимали видеоролики «Моя профессия», ребята готовили фотосушку «Профессия в кадре». Творческие группы создавали рисунок «Профессиональное семейное дерево» и кроссворд «Азбука профессий».

Результат (продукт) проектов «Глициния», «Цветочные фантазии», «Венок победителям», «Новогодние сувениры» оценивался по каждому компоненту профессиональной мини-пробы (технологическому, ситуативному, функциональному) по следующим показателям (таблица 1).

Таблица 1.

Компоненты

Не выполнена

Выполнена частично

Выполнена полностью

Технологический

0

0,5

1

Ситуативный

0

1,5

2

Функциональный

0

2,5

3

 

В условиях самостоятельной практической работы дети учились разрешать образовательные ситуации: формулировать проблему, размышлять, сопоставлять разные точки зрения, искать и анализировать информацию, расширять личностное знание, добиваясь нужного ему (а не педагогу) результата (продукта). Учащиеся, организуя и конструируя любой проект, практически самостоятельно овладевали такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития их готовности принимать решения в различных жизненных ситуациях. 

В процессе проектной художественно-творческой деятельности были выявлены критерии и показатели, характеризующие интерес учащихся объединения по интересам «Бисероплетение» к трудовой деятельности (схема 3).

Схема 3.

 

На подготовительном этапе профессиональной мини-пробы выявлено: 15 % учащихся с высоким уровнем интереса к трудовой деятельности, со средним – 54 %, с низким – 31 %. В процессе проектной деятельности интерес к трудовой деятельности у детей расширялся и углублялся. Общий итог показал, что у 60% учащихся сформировался высокий уровень интереса к трудовой деятельности, средний уровень у 31 %, низкий у 9 % учащихся.

Проектная художественно-творческая деятельность расширяет знания учащихся о мире профессий, формирует положительное отношение к трудовой деятельности, понимание общественной значимости труда, обогащает представления детей о качествах, необходимых им в труде.

Литература

1.         Буйлова, Л. Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт / Л. Н. Буйлова. - М., 2002.

2.         Котельникова, Г. Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб / Г. Н. Котельникова. – М., 1996.

3.         Макаренко, А. С. Сочинения в 7-ми темах. Т. 4 / А. С. Макаренко. – М., 1957.

4.         Матяш, Н. В. Творческая проектная деятельность как средство развития обучения и воспитания учащихся / Н. В. Матяш // Предпринимательство и занятость юных. – 2000. - № 3. – С.19-22.


 

Проектная художественно-творческая деятельность как профессиональная мини-проба

Проектная художественно-творческая деятельность как профессиональная мини-проба

Наиболее удачные индивидуальные творческие работы также составили часть будущей выставки

Наиболее удачные индивидуальные творческие работы также составили часть будущей выставки

Результат проекта - творческая работа (индивидуальная, коллективная) «Цветы победителям» - был представлен на выставке, посвященной 70-летию

Результат проекта - творческая работа (индивидуальная, коллективная) «Цветы победителям» - был представлен на выставке, посвященной 70-летию

Учащиеся, организуя и конструируя любой проект, практически самостоятельно овладевали такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития их готовности принимать решения…

Учащиеся, организуя и конструируя любой проект, практически самостоятельно овладевали такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития их готовности принимать решения…

Матяш, Н. В. Творческая проектная деятельность как средство развития обучения и воспитания учащихся /

Матяш, Н. В. Творческая проектная деятельность как средство развития обучения и воспитания учащихся /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2024