Проектная и исследовательская деятельности, как путь к одаренности ребенка
Оценка 5

Проектная и исследовательская деятельности, как путь к одаренности ребенка

Оценка 5
doc
26.09.2024
Проектная и исследовательская деятельности, как путь к одаренности ребенка
Касторнова, doc.doc

Т.А. Касторнова

МБОУ СОШ № 1, г. Мичуринск

E-mail:toma.kastornova@yandex.ru

 

ПРОЕКТНАЯ  И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

КАК ПУТЬ К ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА

 

                                                                        Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.                                                           

                                                                                                      Т. Эдисон

 

Начальное звено имеет решающее значение в развитии творческой личности ребенка. А.С. Макаренко считал, что основные черты характера личности складываются до пятилетнего возраста [2, с. 686], а американский ученый – психолог Блюм писал, что в возрасте до семи-восьми лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств [3, с. 352]. И все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Ведущей причиной психического развития ребенка младшего школьного возраста является обучение. Задача педагога в период обучения и воспитания заключается в том, чтобы помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные, природосообразующие условия для их созревания и развития.

В настоящее время происходит переосознание ценностей обучения. Получение знаний и владение знаниями становятся ценностным ориентиром образования, а формирование способности к самоорганизации в учебной и профессиональной деятельности, жизнедеятельности, в способности к самоизменению и саморазвитию являются приоритетными. Такая задача предполагает принципиальное изменение взгляда на реальный учебный процесс. Педагог  становится не только дающим знания ученику, но и создающим условия для выращивания необходимых  качеств. Таким образом, одной из самых главнейших функций педагога начальных классов является деятельность в совместном поиске учеников и организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся как путь самореализации  и развития талантов, то есть развитие творческой личности.

Этот период охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу. Для детей младшего школьного возраста одним  из таких моментов является развитие творческого мышления, а именно:

- уметь свободно ориентироваться в окружающем мире;

- видеть непрерывную динамику мира, то есть усвоить понятие об изменении везде и во всем;

- увидеть противоречия в окружающем мире;

- попытаться решить эти противоречия;

- сочувствовать и сопереживать людям и животным.

Важнейшим условием развития активной творческой личности является особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, доброе, уважительное отношение детей друг к другу. Это не сентиментальные отношения, не атмосфера вседозволенности, как считают некоторые педагоги, а деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний, к его переживаниям. Психологи рассматривают общение как один из видов творческой деятельности, когда оно является важным фактором, влияющим на усвоение знаний, развитие и воспитание школьников.

Влияние проектной и исследовательской деятельности на развитие этих качеств имеет огромное значение. Приведу лишь один  пример, как совместная  исследовательская работа не только повысила качество обучения, но и сплотила ребят.

Обучающиеся начальных классов обращают значительное внимание на обилие  мусора в некоторых местах их родного города. Обсуждая этот вопрос с учителем, они задаются вопросом: «Что мы можем сделать с мусором? Как решить проблему  утилизации отходов?», который,  в свою очередь,  отражается  в теме исследовательской работы. Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим. Возникает ряд вопросов: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его вывозят в мусорных баках, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем?».

Итак, дальнейшая задача исследования - проследить путь бытовых отходов, то есть:

- изучить историю вопроса утилизацию мусора других стран с целью анализа и заимствования опыта;

- описать влияние отходов на окружающую среду;

- доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;

- предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов.

Объектом, предметом и базой исследования  становятся  следующие составляющие: экология и бытовые отходы, а также возможность их (отходов) вторичного использования  и переработки.

Участниками исследования выступают семья,  одноклассники  и независимые участники. Также, возникает гипотеза исследования: возможно, бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку, а значит, возможно предположить, каковы способы их вторичного использования.

Нами используются следующие методы: анализ; анкетирование; эксперимент; наблюдение; сравнение; обобщение.

В ходе исследования участники приходят к следующим результатам.

Итак, проведя исторический анализ проблемы городских отходов в прошлом, понимаем, что эта тема не стояла так остро. Жители сел отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки скармливались или использовались как удобрение почвы для будущего урожая [5 с. 15]. Однако произошло изменение потребительской структуры: продукцию стали обменивать, а значит, для удобства потребовалась упаковка, которая, в свою очередь, после использования и создает проблему мусора, нуждающегося в утилизации. Именно это создает проблему,  пути решения  которой мы ищем.

Так, приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый указ, запрещающий выбрасывать мусор на улицы. Мусорщики сбрасывали отходы не ближе чем за милю от города. С тех пор мусор сваливали на полигонах в сельской местности. Росли города, а неприятные запахи и возросшее количество крыс становились невыносимыми. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами [4, с. 60].

В настоящее время во всем мире отходы рассматривают как  сырье для будущего продукта, вторичное сырье стало элементом бизнеса. Но без раздельного сбора мусора решить проблему переработки бытовых отходов невозможно. Нужны соответствующие предприятия, располагающие сетью пунктов приема. По мнению ученых теоретически можно утилизировать 90% отходов (практически 70-75%) [6, с. 52]. Следовательно, о мусоросжигающем заводе когда-то придется задуматься.

Изучив данную проблему, мы решили узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья. Для этого провели социологическое исследование: попросили родителей ответить на вопросы анкеты, а затем провели их анализ. На уроке математики мы посчитали, сколько пластиковой тары выбрасывают семьи нашего класса, в которых 71 человек. Данные оказались впечатляющие: в день выбрасывается 72 пакета, 21 пластиковая бутылка, 93 баночки из-под йогурта, сметаны; в неделю - 27 штук пластиковых флаконов из-под шампуней, гелей и других косметических товаров. Нетрудно представить цифру, если посчитать все отходы за месяц и год. Это действительно гора пластика!

Познакомившись с научной литературой, мы выяснили, что на данный момент в мире существуют пути выхода из этой проблемы:

- реконструируются мусороперерабатывающие заводы;

- создаются новые экологически безопасные полигоны;

- обновляется мусороперерабатывающая промышленность.

Нами были предложены различные варианты вторичного использования пластика в домашних условиях. Так, дети совместно с родителями  делали игрушки, подставки для цветов и другие поделки, имеющие практическую и эстетическую пользу в семье.

Собранные сведения, выполненные необходимые расчеты, проведенные эксперименты мы изложили на бумаге и представили в виде проекта. Более того, данный материал был использован при составлении  учебного пособия и рабочих тетрадей непрерывного агробизнес–образования «Основы природопользования и охраны окружающей среды» для 4 класса [1, 53 с.]

Таким образом, на примере данного проекта можно сказать, что работа учителя начальных классов, направленная на развитие навыков и  умений вести исследовательскую и проектную деятельность учащихся, подкрепленная  совместным  экспериментом с родителями, способствует развитию одаренной и гармоничной личности  детей.

 

Список литературы:

1. Касторнов Н.П., Касторнова Т.А. Основы природопользования и охраны окружающей среды. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - Мичуринск: ФГБОУ ВПО «МичГАУ», 2012. – 53 с.

2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С. Невская. – М.: ИТРК, 2003, С. 686.

3. Страх влияния. Перевод с англ. С. А. Никитина. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1988. – 352 с.

4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Страны и народы: Европа / Авт.-сост. Л.А. Багрова; Худож. Е.В. Гальдяева, А.В. Кардашук; Под общ. ред. О.Г. Хинн – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998, - 448 с.

5. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Под общ. ред. О.Г. Хинн; Худож. А.В. Кардашук, А.М. Кузнецов. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 512 с.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Природные катастрофы. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999 – 464 с., ил.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

  


Т.А. Касторнова МБОУ СОШ № 1, г

Т.А. Касторнова МБОУ СОШ № 1, г

Педагог становится не только дающим знания ученику, но и создающим условия для выращивания необходимых качеств

Педагог становится не только дающим знания ученику, но и создающим условия для выращивания необходимых качеств

Обучающиеся начальных классов обращают значительное внимание на обилие мусора в некоторых местах их родного города

Обучающиеся начальных классов обращают значительное внимание на обилие мусора в некоторых местах их родного города

В ходе исследования участники приходят к следующим результатам

В ходе исследования участники приходят к следующим результатам

Нетрудно представить цифру, если посчитать все отходы за месяц и год

Нетрудно представить цифру, если посчитать все отходы за месяц и год

Мичуринск: ФГБОУ ВПО «МичГАУ», 2012

Мичуринск: ФГБОУ ВПО «МичГАУ», 2012
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2024