Проектная иисседовательская деятельность при изучении органической химии
Оценка 4.8

Проектная иисседовательская деятельность при изучении органической химии

Оценка 4.8
docx
03.12.2024
Проектная иисседовательская деятельность при изучении органической химии
статья.docx

«Проектная и исследовательская деятельность при изучении органической химии»

 

Н.А.Филиппенко МОАУСОШ №8

им.А.Я.Тимова п.Прикубанского

Новокубанский район Краснодарский край

Российская Федерация

Bela_ch@mail.ru

Аннотация. Как показывает практика, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Ключевые слова. Химия, проектная деятельность, исследование, органическая химия, метод.

 

«Я не могу управлять направлением ветра.

Но я всегда могу поставить паруса так,

чтобы достичь своей цели»

О.Уальд.

Наука химия – трудная для понимания большинства учащихся. Смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

• проблематизация,

• целеполагание,

• планирование,

• поисковые (исследовательские) умения,

• коммуникативные умения,

• презентационные умения,

• рефлексивные умения;

Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие в научно-практических конференциях.

Преимущества проектной деятельности:

• при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» учащиеся могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;

• участие в коллективной творческой деятельности;

• организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;

• деятельностный уровень освоения реальности;

• самообразование;

• целостная картина окружающего мира в динамике.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что какой – либо один метод не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных людей нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны, создавать ситуацию успеха для каждого ученика. Ещё Конфуций говорил:

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.

Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто.

В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования такой личности. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов. В чем же преимущество метода проектов[1].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде[2]. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.

Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания.

Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении[3]. Я знакомлю учащихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;

- проводится исследовательская работа;

- проект выполняется самостоятельно учащимися;

- учитель в роли консультанта;

- результаты проекта должны иметь практическую значимость;

- результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;

- если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;

- по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты.

Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту,

2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

10 класс:

·                          “Углеводороды” - Нефть, “Спирты и фенолы”,

·                          “Альдегиды и кетоны”,

·                          “Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”,

·                          “Углеводы”,

·                          “Азотсодержащие соединения”,

·                          “Биологически активные вещества”.

11 класс:

·                          “Строение вещества”,

·                          “Химические реакции”,

·                          “Вещества и их свойства”,

·                          “Химия в жизни общества”.

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).

А) Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратной работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме.

Б) Второй вид – это традиционный урок на котором учащиеся могут презентовать свой мини проект (это может быть индивидуальная или групповая работа)[4]. Создание мини проекта и составление презентации учащимися может быть одним из видов домашнего задания. Ученические презентации могут быть посвящены истории открытия того или иного вещества, использованию вещества в быту, проведению домашнего эксперимента. Учитель даёт учащимся тему и предлагает создать презентацию (не более 7-10 слайдов) и разработать к слайдам соответствующий комментарий

В практике своей работы использую оба подхода.

Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные, групповые и информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, занимаются поисками источников информации, сбором и обработкой данных[5]. Применение ИКТ технологий (Интернет-ресурсы, интерактивная доска проектор, ПК) необходимое и обязательное условие для реализации проектной деятельности.

Защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщения или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Ученики выбирают презентацию проекта в виде игры, рекламы, видеофильма. Наиболее распространенным видом презентации проекта является мультимедийная презентация.

Один из вариантов проведения урока методом проектов.

Прежде чем определить тему проекта для учеников я выявляю, какие вопросы, связанные с химией, валеологией, и экологией интересуют школьников:

А) экологические проблемы;

Б) организация рационального питания;

В) вопросы медицины и т.д.

Затем совместно с учащимися выбираем для исследования один из них.

Учитель помогает учащимся составить концепцию исследования выбранной темы, разбивает учащихся на группы и каждая группа прорабатывает один из вариантов решения проблемы с точки зрения химии.

На обобщающем уроке, который проходит в форме дискуссии, конференции, выступают представители групп со своими презентациями, по итогам обсуждения их выступлений выявляется лучший способ решения предложенной проблемы.

Формы представлений конечного результата проектной работы – доклад, статья, пресс-конференция, выставка, мультимедийная презентация.

Результаты применения проектной деятельности.

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

- работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,

- уроки проходят более оживлённо,

- увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,

- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

У обучающихся ребят, выполняющих проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают активное участие в конкурсах на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

 

Список  использованной  литературы

1. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. Методическое пособие. – Москва: Вентана-Граф , 2007 год. -  281с

2. Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008 год, №2, стр. 23-28

3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

4. Нечитайлова Е.В. Организация проектной деятельности на основе содержания школьного учебника // Химия в школе. – 2008 год, №5, стр. 47-49

5. Чайка А.Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы // Химия  в школе. – 2006 год, №6, стр. 48-52.

 

Информация об авторе

Филиппенко Надежда Анатольевна – учитель химии в Муниципальном общеобразовательном автономном учреждении средняя общеобразовательная школа №8 имени А. Я. Тимова п. Прикубанского муниципального образования Новокубанский район, Краснодарский край Новокубанский район, п.Прикубанский, ул.Полевая


 

Проектная и исследовательская деятельность при изучении органической химии»

Проектная и исследовательская деятельность при изучении органической химии»

Ещё Конфуций говорил: Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в…

Ещё Конфуций говорил: Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в…

Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту, 2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта

Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту, 2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта

Затем совместно с учащимися выбираем для исследования один из них

Затем совместно с учащимися выбираем для исследования один из них
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2024