Приемы и методы обучения на занятиях современной хореографии.
Метод обучения представляет собой систему последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, направленных на достижение дидактических задач. Каждый метод включает в себя определенные приемы, как со стороны педагога, так и со стороны обучаемых. Прием обучения, в отличие от метода, ориентирован на решение более узкой учебной задачи. Сочетание различных приемов формирует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и эффективнее метод, к которому они относятся.
В современной педагогике отсутствует единой общепринятой классификации методов обучения. Вместо этого существует классификация, основанная на основных формах мышления, определяющих характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные и игровые методы. Следует отметить, что все эти методы в процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Наглядные методы
Наглядные методы представляют собой важный аспект познавательной и практической деятельности на занятиях, основывающийся на визуальном демонстрировании соответствующих предметов и явлений. К числу наглядных методов обучения можно отнести: наблюдение и демонстрацию учебных пособий.
Наблюдение — это способность углубленно исследовать феномены окружающего мира, выделять и устанавливать их причины, а также делать обоснованные выводы. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет значительное значение для формирования полноценного понимания и развития познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения.
Демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств является важным методом обучения дошкольников и младших школьников, позволяющим решать ряд дидактических задач. Наглядные средства предоставляют ребенку визуальный образ, как знакомых, так и незнакомых предметов, расширяя их кругозор, поскольку появляется возможность познакомить детей с событиями, явлениями и предметами, отсутствующими в их опыте, которые они не могут воспринять непосредственно.
В обучении дошкольников и младших школьников применяются наглядные приемы: демонстрация способов действий и показ образцов (демонстрация педагога каждого танцевального элемента). Эти приемы в значительной мере основаны на подражании и его роли в усвоении знаний и умений ребенком. Музыкальное сопровождение считается методическим приемом. Рассчитывать на то, что дети самостоятельно научатся чувствовать музыку, нельзя. Педагог должен своими пояснениями помочь им освоить это умение.
Практические методы представляют собой подходы, с помощью которых педагог наделяет познавательную деятельность детей и усвоение новых знаний и умений практическим характером. Ведущими практическими методами обучения являются упражнения и экспериментирование, включая элементы творческой деятельности дошкольников. Упражнение — это многократное повторение детьми практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям у детей формируются разнообразные умения и навыки. Значительная часть учебного материала может быть усвоена ребенком через упражнения. Чтобы научиться танцевать, петь или рисовать, детям необходимо овладеть соответствующими способами выполнения действий.
Игровые методы и приемы обучения обладают значительным достоинством: они вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, способствуют концентрации внимания на учебной задаче, которая перестает восприниматься как навязанная извне, а становится желанной и личной целью. Решение задач в процессе игры требует меньших затрат нервной энергии и минимальных волевых усилий.
Игровые методы и приемы разнообразны. Наиболее распространёнными являются дидактические игры, которые выполняют две основные функции:
1. Совершенствование и закрепление знаний.
2. Освоение новых знаний и умений различного содержания.
Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек и выполнение педагогом различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью и необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является непревзойденным стимулом для обучения.
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайшие сроки донести до детей информацию, ставить перед ними учебные задачи и указывать пути их решения. Они органично сочетаются с наглядными, игровыми и практическими методами.
Рассказ педагога является важнейшим словесным методом, который предоставляет возможность в доступной форме излагать учебный материал. Этот метод относится к наиболее эмоциональным способам обучения.
Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеется определенный опыт и знания о предметах и явлениях, которые обсуждаются. Беседа — это диалогический метод обучения, предполагающий, что задавать вопросы и высказывать свои мысли могут все участники обсуждения.
Этическая беседа имеет целью воспитание нравственных чувств и формирование моральных представлений, суждений и оценок.
Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. В соответствии с дидактическими целями выделяются вводные и обобщающие (итоговые) беседы. Основное назначение вводной беседы заключается в подготовке детей к предстоящей деятельности и наблюдению. Обобщающая беседа осуществляется с целью суммирования, уточнения и систематизации знаний, приобретенных детьми на протяжении значительного временного отрезка.
Специфика применения дидактических принципов в обучении основам хореографического искусства проявляется в использовании различных словесных приемов: вопросов к детям, указаний, объяснений и педагогической оценки. Принцип доступности и индивидуальности подразумевает учет возрастных особенностей, последовательную подачу материала от простого к сложному и внимание к индивидуальным чертам каждого ребенка. Принцип постепенного повышения требований подразумевает поэтапную постановку и выполнение ребенком более сложных заданий, а также постепенное увеличение объема и интенсивности работы.
Рекомендации общего характера, которые помогут начинающему педагогу-хореографу при проведении занятий: при музыкальном оформлении педагогам не следует считать вслух, так как это притупляет музыкальное восприятие ребенка. Объяснив и показав, в каком размере и темпе исполняется данный танцевальный элемент, необходимо выполнить его совместно с ребенком, затем предоставить ему возможность исполнить танцевальный элемент самостоятельно под музыку. Считать вслух допустимо лишь на начальном этапе изучения нового танцевального элемента. Каждый новый танцевальный элемент следует начинать и завершать подготовительным движением, постоянно акцентируя внимание на исходной позиции. Танцевальные способности следует развивать в равной степени, работая над движениями рук и ног. Если внимание уделяется только ногам, забывая о руках, корпусе и голове, никогда не удастся достичь полной гармонии движений и результатов.
Обучая детей подражательным танцам и танцам с фиксированными движениями, педагог-хореограф использует разнообразные приемы. Всегда предоставляется корректный показ, чтобы обучить детей точно следовать образцу и дать им возможность впоследствии самостоятельно применять усвоенные движения. Педагог исполняет танец и предлагает детям танцевать вместе с ним, отмечая тех, кто демонстрирует лучшие результаты, иногда предоставляя возможность действовать самостоятельно, одобряя хорошо исполняющих движения и поощряя тех, кто испытывает трудности, двигаясь вместе с ними. Иногда педагог-хореограф использует показ детей, правильно выполняющих задания.
Разучивание танца и игр требует целенаправленного восприятия музыки, а также определения особенностей ее звучания. Для этого необходимы образные пояснения и использование соответствующей игрушки, чтобы малыши смогли прочувствовать характер каждого персонажа.
Чтобы научить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, педагог-хореограф должен сделать на это акцент как детям, так и концертмейстеру, напоминать, чтобы дети сосредоточили свое внимание на музыкальном звучании, добиваясь точного выполнения задания.
Знакомя детей с тем или иным образом, педагог-хореограф может сначала предложить им продемонстрировать этот образ под соответствующую музыку (как летают птицы, прыгают зайцы, скачут лошади и т.д.). Успешные действия одобряются педагогом и применяются при показе образа в ходе занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.