Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"
Оценка 4.7

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Оценка 4.7
Домашнее обучение +4
docx
Междисциплинарный 5
1 кл—2 кл
07.05.2022
Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"
Сборник внеурочных занятий "Учимся играя" - содержит восемь занятий по разным направлениям такие как, финансовая грамотность, занимательная математика, грамматика, уроки нравственности. Каждое занятие содержит дидактические игры, которые направлены на развитие познавательных УУД у младших школьников. Помимо этого, игры из сборника, могут использовать родители - для самостоятельно изучения какой то темы с детьми.
сборник дид.игр.docx

Сборник внеурочных занятий 
«Учимся играя»
,Оглавление

Раздел 1. УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ……………………………….4
1.1	Тема: «В городе лекартсвенных растений»…………….4
1.2	Тема: «Клуб любителей природы»………………………..11
Раздел 2. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ……..…………………20
1.1 Тема: «Зачем нужны деньги?»………………..……………….20
2.2 Тема: «Деньги в нашей жизни»………………………………..26
Раздел 3. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА……….............35
3.1 Тема: «Геометрическая мозайка»…………………………….35
3.2 Тема: «Мир занимательных задач»………………………….42
Раздел 4. ГРАММАТИКА………………………………………………….49
4.1 Тема: «Крылатые выражения»……………….………………..49
4.2 Тема: Предложение и текст»…..………………………………..55
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Дорогой друг, ты держишь в руках уникальный сборник. В нем представлены дидактические игры и упражнения для развития познавательных универсальных учебных действий. Данный сборник развивающих игр адресован педагогам начального образования для использования в различных моментах образовательной деятельности.

В сборнике представлены внеурочные занятия со словесными дидактическими играми для, а также игры с предметами. Упражнения и игры сборника могут использоваться как часть внеурочного занятия. Пособие может быть рекомендовано родителям, а также студентам педагогических специальностей.

Ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.А. И. Сорокина писала: «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

В сборнике представлено четыре раздела внеурочной деятельности, такие как финансовая грамотность, занимательная математика, грамматика, уроки нравственности, каждый раздел содержит по две разработки конспекта занятий. Каждое занятие содержит от 1 до 4 дидактических игр.

 

 

 

Раздел 1. 
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
Внеурочное занятие 
«В городе лекарственных растений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Тема: «В городе лекарственных растений»

Класс: 1.

Цели: расширить знания детей о лекарственными растениями и их использования, через дидактическую игру.

Задачи:

·        Образовательная: расширить и закрепить знания учащихся о лекарственных растениях, через дидактическую игру «Поле чудес».

·        Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе.

·        Разви вающая: развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений.

Формируемые УУД:

·        Регулятивные: самостоятельная постановка целей; контроль своей деятельности по ходу выполнения заданий.

·        Познавательные: работа с информацией; умение группировать слова по общему признаку; умение делать выводы в результате совместной работы.

·        Коммуникативные: развитие умения сотрудничать со сверстниками, развитие умения принимать коллективное решение.

·        Личностные: умение делать выводы по проделанной работе.

Предварительная работа:

·        Разделить учащихся на три группы случайным образом, раздав карточки с разными цветами (ромашки, подорожник, ландыш).

·        Составить парты с стулья таким образом, чтобы образовалось три круглых стола.  

Материалы и оборудования: карточки для деления на группы (ландыш, ромашка, подорожник), алфавит, бланк для подсчета баллов, презентация, проектор, колонки, ноутбук.

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.      Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Андреевна, сегодня я проведу у вас урок нравственности, но наш урок будет не обычным.  Сегодня мы совершим экскурсию по Городу лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями, цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века, выручают при затяжной болезни, помогают избавиться от многих инфекций.

- Эта экскурсия будет проходить в форме игры – поле чудес. У вас уже сформированы три команды.

2.      Активизация знаний.

- Уже первобытный человек понял, что природа - не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

- Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

- На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. 

- Русский царь Пётр Первый  издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях. 

- Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете?

- Как найти в природе нужное растение?

- Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?

- Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Много книг надо прочитать, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.

- Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете лекарственные растения?

3.      Подведение к игре «Поле чудес»

Звучит фонограмма   звуков леса.

- Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой  ветке-

И микстура, и таблетки,

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

- Но перед тем, как мы начнем отгадайте три загадки, чья команды наберет больше правильных ответов, будет отвечать первая. Чтобы назвать правильный ответ, необходимо поднять красный флажочек вверх, главное правило не выкрикивать, готовы?

1.      Я – капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица (Земляника).

2.      Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот (Черника)

3.      Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (Черемуха).

- За каждую правильно угаданную букву, будет начисляться один балл, за полное отгаданное слово начисляется два балла, полностью отгадать слово можно в порядке очереди.

- Приступаем, первое слово дается команде «…»

4.      Первый тур «Ромашка».

(Слайд 2)

- В русской народной медицине это растение пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Они, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу.  О каком растении идёт речь? 

- У ваших команд есть алфавит, каждый раз когда кто – то называет букву, вы ее зачеркиваете там, чтобы не путаться

ПОСЛЕ ОТГАДЫВАНИЯ СЛОВА:

- Родина этого растения Америка. Давным-давно  как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию. И, наверное, у всех народов принято гадать на ней: «любит - не любит».

- Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

 

5.      Физминутка.

- Сейчас мы все встанем и будем повторять движения за мистером крабом.

Включается видео, и дети повторяют движения.

- Молодцы, можете садиться.

6.      Второй тур «Зверобой»

- У этого многолетнего растения золотисто-желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких, воспалительные процессы.        

(Слайд 3)

ПОСЛЕ ОТГАДЫВАНИЯ СЛОВА:

-   Эту траву называют травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который постоянно носит с собой это растение. А небольшой пучок этого растения, прикрепленный к двери или спрятанный на пороге, непременно преградит колдуну путь в дом. Кроме того, из зверобоя получают красивые краски для ткани – красную, рыжую, зелёную.

7.      Третий тур «Чистотел»

- Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка». В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому  - то и говорят, что зацветает он прилётом птиц.

- Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно –ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.

(Слайд 4)

8.      Подведение итогов.

- Сейчас, пока я подсчитываю итоги нашей игры, возьми пустые карточки (листочки) и составьте как можно больше слов из слова ПОДОРОЖНИК.

(Слайд 5)

- Итак, у нас есть победитель, это команды «…», давайте все вместе похлопаем.

- Какие слова у вас получились из слова подорожник?

- Что мы сегодня делали на уроке? Что вам показалось сложным? Что нового узнали? Про какие растения я вам сегодня рассказала?

9.      Рефлексия.

- Если вам понравился урок и у вас все получилось, то хлопните два раза в ладоши, если вам игра показалась трудной, топните два раза.

- Урок закончен. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. 
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
Внеурочное занятие 
«Клуб любителей природы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЛАН – КОНСПЕКТ

Тема урока: «Клуб любителей природы»

Класс: 1

Цель: закрепить знания учащихся о природе, о бережном отношении к ней, через дидактическую игру.

Задачи:

·        Образовательная: закрепить полученные знания о природе на уроках окружающего мира, закрепить знания об отношении к природе.

·        Воспитательная: воспитать любовь к природе, умение видеть и откликаться на красивое и эстетическое в природном окружении.

·        Развивающая: развить творческие способности у детей, смекалку, сообразительность.

Формируемые УУД:

·        Личностные: следование установке на защиту природы и её реализацию в реальном поведении; проявление самостоятельности в разных видах деятельности.

·        Регулятивные: самостоятельная постановка целей; контроль своей деятельности по ходу выполнения заданий.

·        Познавательные: работа с информацией; умение группировать слова по общему признаку; умение делать выводы в результате совместной работы.

·        Коммуникативные: развитие умения сотрудничать со сверстниками, развитие умения принимать коллективное решение.

Материалы и оборудование: презентация (ноутбук, проектор), колонки, пазлы, маленький мячик, карточки с пословицами, кружочки трех цветов (красный, желтый, красный).

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1.     Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Андреевна, сегодня я проведу у вас урок по нравственности.

- Ребята, когда я сегодня пришла в школу, то у дверей нашего класса нашла вот этот конверт. Давайте посмотрим, что тут. Но на конверте написано, что тут звуковое письмо.

(Включается аудио со звуками природы)

2.     Подведение к теме урока.

- Что вы услышали? Как можно назвать эти звуки одним словом?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о природе)

- А у нас с вами сегодня гости, к нам пожаловала лесная фея. Кто прочитает, что она хочет нам сказать?

(Слайд 2)

- Готовы отправиться в путешествие? Тогда вставайте и выполняйте волшебные движения:

В царство природы попасть легко

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза, и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок –

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится,

Шумит, волнуется пшеница.

Над ней смеются небеса,

Откройте поскорей глаза.

3.     Клуб любителей природы.

- Садитесь, а теперь скажите, как называется наука, изучающая бережное отношение к природе? (экология)

- Молодцы, каждый из нас должен стать экологом в душе и жить в ладу с природой, тогда она щедро станет одаривать нас своими богатствами.

-Ребята, природа нас поит, кормит, даёт всё для нашей жизни и хочет только, чтобы мы бережно и уважительно относились к ней.

- Пока мы с вами выполняли волшебные движения, у феи случилось несчастье, ее любимый цветок начал гибнуть, она просит нас помочь ему. Давайте посмотрим на этот цветочек. Что это за цветочек?

(Слайд 3)

- Что он не погиб, нужно выполнить задания, которые написаны на его лепесточках.

4.     Красный лепесток – викторина.

(Слайд 4)

- Под красным лепесточком скрывается задание – викторина. Но перед тем, как мы начнем, ответьте на один вопрос.

- Благодаря им, Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? (растения)

- Правильно, сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете растения. Готовы?

1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну).

3. У какого дерева с белая кора? (Береза).

4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

5. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

6. Какой газ выделяют растений? (Кислород).

- Все верно, вы справились с первым заданием. Смотрим второй лепесточек.

5.     Оранжевый лепесток – эко.мяч.

(Слайд 6)

- Сейчас мы будем играть в эко.мяч, ваша задача передавать мячик поочереди друг другу, а я в это время буду читать стишок, на ком он остановится, тот должен будет ответить на вопросы.

- Начинаем:

«Ты катись наш экомяч,

Долго-долго по рукам,

У кого остался мяч,

Тот сейчас расскажет нам…».

Вопросы:

1) кто из зверей был летом серый, а зимой стал белым? (заяц)

2) как называется дом муравья? (муравейник)

3) какого цвета листья на деревьях зимой? ( листьев нет на деревьях зимой

4) что делает ёж зимой? (спит)

- Молодцы, вы справились с заданием, открываем следующий лепесточек.

6.     Желтый лепесток – пословицы.

(слайд 8)

- Кто прочитает, то что написано на лепесточке?

- У вас на партах лежат карточки с пословицами, вам необходимо соединить их конец и начало. На работу вам пару минут.

(Карточка «пословицы»)

Враг тот,

 

десять посади.

Одно дерево погубил -

круглая сирота.

Без хозяина земля

кто лес н бережет.

Рощи да леса -

родного края красота.

- Сейчас поменяйтесь карточками с соседом по парте, посмотрите на слайд и проверьте работу вашего соседа.

(Слайд 9)

- Давайте посмотрим на следующий лепесточек.

7.     Зеленый лепесток – физ.минутка.

(Слайд 10)

- Пришло время отдохнуть, а значит встаем и повторяем движения за крабом.

Включается видео и дети выполняют физ.минутку.

- Можете садиться, какой лепесточек у нас дальше?

8.     Голубой лепесток – собери картинку.

(Слайд 12)

- Сейчас будем собирать пазл, у вас на партах лежат конвертики, ваша задача в паре собрать картинку. На работу вам пару минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Скажите, вам понравилась картинка, которая получилась? А что мы можем сделать, чтобы сохранить природу? Какие советы вы бы дали по бережному отношению к природе?

9.     Синий лепесток – экологический светофор.

(Слайд14)

- Наш с вами следующий лепесточек называется «Экологический светофор». Ребята, а вы знаете, что в экологии тоже есть светофор. Каждый сигнал светофора означает почти то же самое, что и на проезжей части эти сигналы зажигаются тогда, когда поступки человека приносят пользу или вред природе.

Красный свет — природе вред!

Желтый - осторожно! , т.е нужно быть осторожным может возникнуть опасность.

Свет зеленый — как красиво! -

Скажет лес тебе: "Спасибо!" , продолжай помогать природе.

 

Сейчас я вам буду называть ситуацию, а вы поднимаете кружочки красного, жёлтого или зелёного цвета, в зависимости от того решения, которое вы принимаете.

1.Дети оставили костёр в лесу. (к)

2.Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)

3.Ребята срезают грибы ножиком. (ж)

4.Ученики очищают парк от мусора. (з)

5.Ребята бросают мусор на дорогу. (к)

6.Дети сильно шумят в лесу. (к)

7.Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)

8.Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)

9Дети вешают кормушку. (з)

- Уважаемые члены Клуба любителей природы! Вам, как никому другому, известно, как важно защищать родную природу, ведь она- одна, а нас много и мы можем нанести ей непоправимый вред. Природа без нас, людей, проживёт, а вот мы без неё прожить не сможем.

10. Фиолетовый лепесток – подведение итогов.

(Слайд 16)

- Последнее наше с вами задание – это подвести итоги, то мы сегодня делали на уроке? Что нового вы узнали? В Какой клуб нас пригласили? Обещаете ли вы беречь природу?

11.  Притча.Рефлексия.

- Фея поблагодарила нас за цветик – семицветик, сказала, что будет вновь ждать нас в гости.

- Закончить наше путешествие я хочу небольшим рассказом:

- Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

 

- Наша природа в наших руках! Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее.

- Давайте беречь дом в котором мы живём!! Спасибо за работу!

- А сейчас поднимите большой палец вверх, если вам понравился урок и все получилось. Опустите большой палец вниз, если были трудности на уроке и вам он не понравился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. 
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Внеурочное занятие 
«Зачем нужны деньги?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

 

Класс: 1.

Тема: «Зачем нужны деньги?»

Цель: сформировать культуру общения с деньгами с использованием дидактических игр.

Задачи:

·        Образовательная: познакомить детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «бартер», «товар».

·        Воспитательная: воспитать чувство ответственности в финансовой сфере.

·        Развивающая: развить у детей умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.) через дидактические игры.

Формируемые УУД:

·        П: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

·        К: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;

·        Л: умение оценивать свою деятельность на уроке;

·        Р: умение определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью практиканта; оценивать правильность выполнения действий.

Материалы и оборудование: раздаточный материал (карточки), проектор, презентация, ноутбук.

Предварительная работа: разделить учащихся на четыре группы, по равному количеству человек; в каждой группе должны стоять парты и стулья.

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1.     Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Андреевна и сегодня я проведу у вас урок финансовой грамотности.

- Давайте посмотрим на слайд, что вы видите? Попробуйте самостоятельно разгадать ребус. Что у вас получилось? (Деньги)

(Слайд 2)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

2.     Формулировка темы занятия, постановка целей.

- Тема сегодняшнего занятия «Зачем нужны деньги?»

-Что мы знаем о деньгах? Сможем ли мы дать определение деньгам?

-Что вы знаете о том, как произошли деньги? Сможем ли мы прожить без денег? Какую функцию выполняют деньги?

(Деньги – это то, с помощью чего мы совершаем покупки. Мало знаем о функции денег. Без денег мы не сможем прожить, выполнять покупки, кушать, платить за квартиру и т.д. )

 

- В ходе занятия нам предстоит ответить на следующие вопросы, прочитайте их на слайде:

(Слайд 3)

- Надеюсь, что на все эти проблемные вопросы вы сможете дать ответы в конце урока.

 

Скажите ребята, для чего нам нужны эти знания, а сможем ли мы без них обойтись?

3.     Изучение нового материала.

- - Для реализации нашей цели я предлагаю всем группам отправиться в путешествие в прошлое.

- Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег. Зачем они им были нужны? Все необходимое для жизни они получали от природы. И жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками да каменными топорами, собирали растения, ловили рыбу.

- Все вы являетесь жителями различных племен: Ага- ага, Шики-таки, Тик-так, Чу-чу. У вас на партах есть карточка, в которой написано что имеется у народа и в чем нуждается. Один человек из племени должен представить своё племя, рассказать, чем занимается. Даю вам пару минуток на подготовку.

Племя «Ага – ага»

Мы живём около большого озера и у нас очень много рыбы, которую мы бы могли обменять на нужные нам предметы. Нам нужна соль для заготовки рыбы на зиму.

Племя «Шики – таки»

Мы живём на соляных источниках, и мы можем обменять соль на нужные нам вещи. Нам сильно не хватает мяса.

Племя «Тик – так»

Мы торговый город скотоводов, живём в лесостепи и можем предложить к обмену мясо и молоко. Наш народ сильно нуждается в зерне, которое не умеет выращивать самостоятельно.

Племя «Чу – чу»

Мы земледельческий город. Можем предложить для обмена излишки зерна. У нас нет скота и озёр рядом, нам не хватает молока и рыбы .

- Итак, первыми представляется племя «Ага – ага». Далее «Шики – таки». Дальше идут «Тик – так». И сейчас «Чу – чу».

- Теперь члены племени возьмите свои вещи пойдите в соседнее племя и

обменяйте предметы на необходимые вам.

- У кого получилось поменяться?

- Так люди стали обменивать что-то свое: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. Как называются предметы для обмена? (Товар)

- Взаимообмен товарами называется бартер.

-У кого не получился совершить бартер?

-Почему? ( Есть неудобства обмена.)

- Что необходимо сделать, чтобы обмен был удобен?

- Тогда люди додумались использовать при обмене предметы, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными.

- Я предлагаю вам вернуться в наше время, где есть деньги.

-Возьмите деньги, которые лежат в конвертах у вас на столах. Произведите обмен те племена, у которых не получилось обменяться в первый раз.

- Какой вы можете сделать вывод? (Любые товары можно обменять посредством денег)

- Что же такое «деньги»? Давайте посмотрим на слайд и прочитаем определения.

 

 

 

                                                              (Слайд 4)

4.     Физ.минутка.

- Мы нашли богатый клад (изображаем: копаем)

Каждый кладу очень рад (улыбаются друг другу).

Стали думать, как нам быть?  (повороты туловища)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам (наклоны туловища).

5.     Закрепление материала.

-  У вас на партах лежат кроссворды, разгадайте своими группами его.

 

1.     Взаимообмен одних предметов на другие . (Бартер)

2.     Удобное средство платы при покупке. ( Деньги)

3.     Предметы, которыми обмениваются или покупают люди. (Товар)

4.     Передача товара. (Обмен)

 

6. Итог урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня делали? Что мы изучали? Что нового вы узнали? Чему научились?

- Поднимите большой палец вверх, если вам понравился урок и у вас все получилось; опустите палец вниз, если у вас ничего не получилось и урок не понравился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. 
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Внеурочное занятие 
«Деньги в нашей жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЛАН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 

Тема внеурочного занятия: «Деньги в нашей жизни»

Класс: 1.

Цели: создать условия для понимаете значения купюры, бумажные деньги, наличные деньги, знание того, как их можно распределять, через дидактические игры.

Образовательная:

·        Ввести понятия «Бумажные деньги», «Наличные деньги», «Купюры».

Развивающая:

·        Развить умение сравнивать и анализировать наличные и безналичные деньги.

Воспитательная:

·        Воспитать самостоятельность, правильное отношение к деньгам.

Формируемые УУД:

·        К: умение слушать и вести диалог со своими сверстниками, а также с учителем.

·        Л: умение оценивать свой результат деятельности на внеурочном занятии.

·        Р: умение сравнивать и анализировать, определять тему занятия.

·        П: умение работать с различными видами источников, отличать фальшивые деньги от настоящих, с помощью дидактической игры.

 

Оборудование: купюры, презентация (проектор, ноутбук), колонки, раскраска монеты, конверт (заранее подготовить письмо), карточки для работы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

1)    Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Андреевна. Я хочу познакомить вас со своим помощником Филей, он очень рад вас всех видеть. (Слайд 2)

- Филя отправил нам письмо, посмотрим, что там находиться?

- Ой, есть небольшая проблемка – это письмо откроется только тогда, когда мы скажем волшебное слово. Чтобы узнать слово нужно составить его из этих букв. (Слайд 3) – ответ: ФИНАНСЫ

- Давайте все вместе произнесем это слово.

 

2)    Актуализация знаний

 

- Ура, наше письмо открылось. Читаем что там находиться. (Слайд 4 и письмо из конверта)

- Отправимся в путешествие? Дружный ли у нас класс? Готовы помогать друг другу если понадобится помощь?

- Хорошо, а вот и наша карта (Слайд 5)

- Нам предстоит пройти четыре острова, прежде чем мы доберемся к острову Финансов.

 

3)    Обсуждение темы. Остров бумажных денег.

 

- Отправляемся в плаванье. Наша первая остановка остров Бумажных денег.

- Как вы думаете, что такое бумажные деньги? (Ответы детей)

- Бумажные деньги – это бумажные денежные знаки, которые по воле государства представляют часть стоимости в национальной экономике. Бумажными деньгами так же называют банкноты и купюры. (Слайд 6)

- Посмотрите на эти изображения, вы знаете кому принадлежат эти деньги? (1 купюра – Япония, 2 купюра – Россия, 3 купюра – Ирак)

 

4)    Дидактическая игра «Деньги разных стран»

- И мы отправляемся на следующий остров, который называется «Деньги разных стран». Здесь нам с вами предлагают сыграть в игру связанную с названием острова. У вас на партах лежат два конверта.

- Давайте вначале откроем конверт под цифрой 1, что вы видите? Теперь конверт под цифрой 2, как вы думаете, что мы будем делать?

- Вам необходимо разложить купюры денег таким образом, чтобы они соответствовали народам проживающий у вас стран, на работу вам несколько минут. Работу выполняем в парах.

 

(«Купюры» 1конверт)

 (Япония)

 (Россия)

(Франция)

 (Америка)

 (Германия)

(«Страны» 2 конверт)

  

 

- Ребята, какая купюра у вас получилась в Японии? Покажите мне ее. Какая в России? Франции? США? Германии? Молодцы, вы справились с заданием.

- А вам интересно узнать, как создают бумажные деньги? Посмотрим мультик об этом? (Учащиеся смотрят мультфильм о создании бумажных денег, отрывок взят из мультфильма «Фиксики»). (Слайд 7)

- Кто запомнил, как делают бумажные деньги?

- А какую бумагу используют?

- Как отличить настоящую купюру от подделки?

- Перед вами две купюры, одна из них настоящая, другая фальшивая. Кто скажет какая является настоящей и почему? (Слайд 7)

- Вторая купюра является настоящей, давайте разберем почему. (слайд 8)

- Упс, нам перегородили дорогу, и мы не можем плыть дальше, чтобы освободить дорогу давайте встанем и станцуем вместе с чудариками.

 

5)    Физминутка 

 

(Физминутка проводится по видео)

 

6)    Продолжение темы урока. Остров наличных денег.

 

- Все, мы можем плыть дальше и наша следующая остановка остров Наличных денег.

- Наличные деньги – это валюта одной из стран в каком – либо представлении. Например монеты, бумажные деньги или знаки. (Слайд 9)

 

- Как вы думаете, что нужно делать чтобы грамотно распределять денежные средства? (Составлять бюджет). Давайте представим такую ситуацию, мама дала вам триста рублей и нужно выбрать что купить: либо вы купите себе много вкусняшек, может игрушку, книжку или что то – то другое, либо вы потратите сто рублей на игрушку, на сто рублей купите маме маленький подарок и сто рублей положите в копилку?

- Кто еще бы как потратил эти триста рублей?

 

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Покупки». У вас на партах лежат карточки с различным товаром, весь товар подписан снизу, распределите денежные средства таким образом, как бы вы его потратили.

У вас есть 150руб

Книга (30руб)

Шоколад (25руб)

Цветы для мамы (45руб)

Игрушки (90руб)

Цветные карандаши (60руб)

Продукты (125руб)

Положить деньги в копилку (любая сумма)

 

- Выполняя это задание, вы можете использовать калькулятор.

- Кто как потратил 150руб? Почему так?

 - На этом мы с вами приплываем к последнему острову, острову Финансов. Тут нас уже поджидает Филя, а вот и сундук с сокровищами.

 6) Итог урока. Рефлексия

 - Чтобы его открыть, вы должны рассказать о том, что запомнили в нашем путешествии. Что вам понравилось? Что нового узнали? Что было трудно?

- Смотрите сколько монет в этом сундучке, нам всем хватит. Сейчас я раздам каждому по монетке, а он раскрасит ее в тот цвет, который покажет какое настроение осталось после урока. Желтый цвет – хорошее настроение, урок понравился. Серый цвет – плохое настроение, урок не понравился. (Учащимся выдаются монетки для рефлексии).

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы:

 

«Мультик о развитии денег» - после мультика задаются вопросы:

1)      Как проходила торговля во времена отсутствия денег?

2)      Что было первым платежным средством?

3)      Когда появились первые монеты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. 
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
Внеурочное занятие 
«Геометрическая мозайка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КОНСПЕКТ – ПЛАН

Тема: «Геометрическая мозаика»

Класс: 1

Цель: создать условия для формирования понятий «круг», «квадрат», «треугольник», «многоугольник».

Задачи:

·        Образовательная: формировать умения различать, называть

геометрические фигуры, через дидактическую игру; строить их из соответствующего количества палочек,

·        Развивающая: развить умение творчески подходить к решению задач, развить логическое мышление.

·        Воспитательная: воспитывать интерес к предмету «математика», самостоятельность и аккуратность.

Формируемые УУД:

·        Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку;

·        П: формировать умение проводить сравнение геометрических фигур с помощью дидактической игры.

·        Л: способствовать развитию интереса к математике;

·        К: умение слушать практиканта и своих одноклассников, аа также вступать с ними в диалог.

Материалы и оборудование: презентация, проектор, ноутбук, счетные палочки, раздаточный материал (карточки с головоломками, раскраска), цветные карандаши, колонки.

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

1.     Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Андреевна, сегодня я проведу у вас урок занимательной математики.

- Начать я хочу с небольшого устного счета. Назовите числа в порядке возрастания с 16 до 24. Теперь назовите только четные числа от 14 до 26. Сейчас нечетные числа в порядке убывания от 20 до 7. Молодцы.

2.     Индивидуальная работа. Подведение к теме урока.

- У вас на партах лежат карточки, посмотрите на них, как вы думаете, что там необходимо сделать? (раскрасить картинку по номерам)

·        1 – желтый

·        2 – красный

·        3 – синий

·        4 – коричневый

·        5 – зеленый

·        6 – голубой

 

 

 

 

 

- Из каких фигур состоит кораблик? А домики? Солнышко?

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? (о геометрических фигурах)

3.     Работа по теме урока.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. «Загадки геометрии», посмотрите на слайд, какую фигуру вы видите? (квадрат). Сложите из палочек квадрат. Сколько палочек потребовалось?

                                     

 

 

 

 

                                                               (Слайд 2)

 

- А какие предметы похожи на квадрат? Какие предметы изображены на слайде?

 

(Слайд 3)

- Нарисуйте у себя в тетрадке предмет, который имеет квадратную форму.

- Какая фигура изображена на этот раз? Можем ли м ы сложить эту фигуру из палочек? Почему?

(Слайд 4)

- Как вы думаете, что может иметь круглую форму? Какие предметы изображены на слайде? Нарисуйте в тетрадке свой предмет круглой формы. Кто что нарисовал?

(Слайд 5)

4.     Физ.минутка

- Давайте встанет и немного отдохнем. Включается видео и проводится физ.минутка.

- Можете садиться, продолжим работать.

5.     Продолжение работы по теме урока.

- Какую фигуру вы видите перед собой? Сколько углов у треугольника? Что вы знаете про треугольник? Сложите из палочек треугольник, сколько палочек потребовалось?

(Слайд 6)

- Как вы думаете, что может иметь треугольную форму? Какие предметы изображены на слайде? Нарисуйте в тетрадке свой предмет треугольной формы. Кто что нарисовал?

(Слайд 7)

- Посмотрите и скажите, вам знакомы эти фигуры? Как их называют? Что вы можете сказать про них?

(Слайд 8)

- Как вы думаете, что может иметь форму многоугольника? Какие предметы изображены на слайде? Нарисуйте в тетрадке свой предмет, который имеет форму многоугольника. У кого что получилось?

(Слайд 9)

6.     Сказка про многоугольник.

- Ребята, а вы знаете, как получился многоугольник? Сейчас я расскажу вам сказку о нем, а вы слушайте внимательно.

Жили-были два брата:

 Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,                                                                              

 Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

“Почему ты злишься, брат?”

Тот кричит ему:

“Смотри, Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!”

Но Квадрат ответил:

“Брат! Я же старший, я – Квадрат!”

И сказал еще нежней:

Неизвестно, кто нужней!”

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя сказал:

“Приятных Я тебе желаю снов!

Спать ложился, был квадратным,

А проснешься без углов!”

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он, нет Квадрата.

Онемел, стоял без слов…

Вот так месть!

Теперь у брата Восемь новеньких углов.

- Что сделал треугольник? У вас на партах лежит зелененький квадрат, загниет у него уголки и посмотрите, что получится. Получился ли у вас многоугольник?

 

 

 

 


7.     Составление головоломки.

- Сейчас я предлагаю поработать в парах, у вас лежит конвертик, откройте его и достаньте из него фигурки. Какие фигуры вы видите? Вам необходимо составить из этих фигур квадрат, должны использоваться все фигуры.

 

8.     Итог урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня делали на уроке? Что нового вы узнали? Что вам показалось трудным? Все ли геометрические фигуры вы знали 

- Поднимите большой палец вверх, если вам понравился урок и все получилось. Опустите большой палец вниз, если вам было трудно на выполнять задания и урок не понравился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. 
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА 


,Внеурочное занятие 
«Мир занимательных задач»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЛАН – КОНСПЕКТ

Класс: 1.

Тема: «Мир занимательных задач».

Цель: организовать деятельность учащихся по решению занимательных заданий по математике.

Задачи:

·        Образовательная: познакомить учащихся с различными видами задач: шарады, мегаграммы, задачи в стихах, олимпиадные задачи;

·        Развивающая: развивать умение решать различного характера задачи, логику и смекалку;

·        Воспитательная: воспитать любовь к математике.

Формируемые УУД:

·        Л: создать условия для развития интереса к занятиям по математике.

·        П: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения заданий операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы.

·        К: развить умение слушать, а также вести диалог со сверстниками и учителем.

·        Р: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы.

Необходимые материалы: проектор, ноутбук, презентация, карточка с ребусами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.     Организационный момент.

- Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Андреевна, сегодня я проведу у вас занятие по занимательной математике.

2.     Подведение к теме урока.

- Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо разгадать ребус. Посмотрите на слайд и разгадайте его.

(Слайд 2)

(Ответ: решение задач)

- Все верно, сегодня мы поговорим о различны задачах и порешаем их.

- Кто – то из вас знает откуда пришло слово «математика»?

- Слово «математика» пришло к нам из Древней Греции. В переводе на русский язык оно означает «учиться», «приобретать знания». И не прав тот, кто говорит: «Мне не нужна математика, я ведь не собираюсь стать математиком». Математика нужна всем. Раскрывая удивительный мир окружающих нас цифр, она учит мыслить ясно, последовательно, логично, развивает мысль, внимание, воспитывает настойчивость и волю. Одним словом, математика учит нас приобретать знания.

3.     Работа по теме урока.

- Предлагаю вам решить небольшие задачки. Кто готов, сядьте красиво.

1.Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (По одному яйцу каждый.)

 

2. Когда сороке исполнится 4 года, что с ней произойдёт? (Будет жить пятый год.)

3. Когда чёрной кошке лучше всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)

4. На дереве сидели 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (Три птицы.)

- Молодцы, вы справились с задачками. Но сможете ли вы разгадать шарады?

4.     Решение шарад.

- 1) Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты?

Ответ: арфа

2) Первое можно засеять вторым,

А в целом мы часто на даче лежим.

Ответ: гамак

3) Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом – ты найдешь его

Почти под домом каждым.

Ответ: подвал

4) Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную,

А в целом – мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную.

Ответ: столяр

- Вы и с шарадами справились, какие молодцы.

5.     Разгадывание ребуса.

- У вас на партах лежат маленькие конвертики, откройте их и посмотрите, что внутри. Что это?

- Попробуйте самостоятельно разгадать ребус.

 

 (Карточка)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

(Слайд 3)

- Что у вас получилось в первом прямоугольнике? Втором? Третьем? Четвертом? Пятом? Шестом? Седьмом?

- Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

6.     Физ.минутка.

- Давайте встанем и будем повторять за мистером крабом.

(Включается видео, проводится физ.минутка)

- Можете садиться.

7.     Олимпиадные задачки.

- Вы когда – нибудь решали олимпиадные задачки, давайте с вами попробуем их решить.

- Задачи олимпиадного характера обычно сложнее общеучебных задач. Они могут потребовать нестандартного подхода, проявления смекалки, потребовать знаний дополнительного материала.

1.Три ученика делают 3 самолетика за 3 минуты. Сколько учеников сделают 9 самолетиков за 9 минут?

Ответ: 3 ученика.

2. Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.

Ответ: 58.

3. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя, Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Какое платье носит каждая из этих девочек?

Ответ: Валя в голубом платье, Аня в белом и Надя в розовом платьях.

4. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на 3 части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали?

Ответ: При разрезании каждого листа на 3 части число листов увеличивается на 2. Добавилось: 15 – 9 = 6 (листов). Значит, 6 : 2 = 3 (листа) бумаги разрезали.

8.     Метаграммы.

- В метаграмме зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.

1) Что это такое?

С «Д» - ветвистый,

С «З» - костистый,

С «К» - ребристый?

(Слайд 4)

Ответ: дуб – зуб – куб.

3) Когда я – месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце словно таешь,

Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

(Слайд 5)

Ответ: март – марш.

4) Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число.

(Слайд 6)

Ответ: сурок – сорок.

9.     Подведение итогов. Рефлексия.

- Что мы делали сегодня на уроке? Что показалась сложным? Какое задание вам понравилось больше? Что такое метаграммы?

- На обратной стороне карточки, с ребусами, нарисуйте смайлик, который характеризует ваше настроение на данный момент.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. 
ГРАММАТИКА 


,Внеурочное занятие 
«Крылатые выражения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЛАН – КОНСПЕКТ

Класс: 1.

Тема: «Крылатые выражения».

Цель: познакомить детей с понятием фразеологизмы, крылатые выражения.

Задачи:

·        Образовательная: ввести понятия «фразеологизмы», «крылатые выражения».

·        Воспитательная: воспитать любовь к родному языку, его красоте.

·        Развивающая: развить навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов.

Формируемые УУД:

·        Познавательные: структурирование знаний, понимание места «фразеологизмы» через дидактическую игру.

·        Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и вести диалог.

·        Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание своей работы на уроке.

·        Личностные: развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.

Материалы и оборудование: раздаточный материал (карточка – шифр, карточка на соединение).

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1.     Организационный момент.

- Добрый день, ребята, меня зовут Александра Андреевна.

- Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было море друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: четко проговаривать слова, уметь слушать друг друга, во время обсуждения говорить вполголоса, а самое главное – знать, вежливые слова речевого этикета. Не в службу, а в дружбу, помните об этом, когда будете работать не только индивидуально, но и в парах. Поприветствуйте друг друга, дайте «пять» партнеру или похлопайте по плечу и улыбнитесь.

2.     Актуализация знаний.

- Какие виды речи вы знаете? Чем отличается письменная речь от устной?

- Как вы думаете, приятно общаться с человеком, у которой речь наполнена различными оборотами и красивыми словами, у которого развит словарный запас?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна. О выражениях, которые являются сокровищем русского языка. И о высказываниях, которые передаются поколениями.

3.     Дидактическая игра «Что это?».

- Угадайте предмет по его описанию, готовы?

- 1.Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)

2.Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

3.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)

4.Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)

5.Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)

4.     Сообщение темы занятия.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

- Вы знаете, что означает слово «фразеологизм»?

- Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях.

- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи. Русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.

5.     Дидактическая игра «Шифр».

- Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмом, а для этого разгадать шифр. У вас на партах лежат карточки с геометрическими фигурами, попробуйте узнать, что там спрятано.

(Ответ: волосы дыбом)

- Что у вас получилось? А что означает это крылатое выражение?

6.     Физ.минутка.

- Мы потрудились, теперь нужно немного отдохнуть.

Встанем как стойкие

оловянные солдатики.

Дотянемся до неба.

Разведем руками.

Поводим себя за нос.

Согнемся в три погибели,

А теперь - руки в брюки.

Потянем себя за уши.

Побьем друг другу челом.

Закатим глаза,

Займем свое место.

7.     Закрепление изученного материала.

- Посмотрите на карточки, на которой изображена табличка, как вы думаете, что нужно будет сделать?

Обманывать –

 

клевать носом.

Замолчать -

водить за нос.

Засыпать -

делать из мухи слона.

Преувеличивать -

прикусить язык.

Сплетничать -

бить баклуши.

Бездельничать -

чесать языком.

- Давайте проверим, как вы сделали задание. (Баклуши – древесина, дерево)

- Обманывать это? (водить за нос)

- Замолчать это? (прикусить язык)

- Засыпать это? (клевать носом)

- Преувеличивать? (делать из мухи слона)

- Сплетничать? (чесать языком)

- Бездельничать? (бить баклуши)

- Молодцы, вы справились с заданием. Предлагаю поиграть вам в игру «Узнай животное» - я буду говорить вам выражения, а вам необходимо заменить его на одно слово, готовы?

Болтлива, как … (сорока)

Голоден, как … (волк)

Хитер, как … (лиса)

Изворотлив, как … (уж)

Надут, как … (индюк)

Упрям, как … (осел)

Труслив, как… (заяц)

Неповоротлив, как … (медведь)

Колючий, как … (ёж)

Нем, как … (рыба)

8.     Подведение итогов. Рефлексия.

- Что мы сегодня изучали на уроке? Что вам показалось трудным? Что вам понравилось? Что такое фразеологизмы? Что вы запомнили?

- Кому понравился урок и выполнять все задания было легко, то сделайте хлопок. Кому понравился урок, но возникли трудности с выполнением задания, то сделайте домик над головой. Кому не понравился урок и ничего не получилось, то топните один раз.

- Урок окончен, до свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. 
ГРАММАТИКА 


,Внеурочное занятие 
«Предложение и текст»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЛАН - КОНСПЕКТ

 

Тема: «Предложение и текст»

Класс: 1.

Цель: умение соотносить тексты и заголовки к ним, закрепить понятия слов «предложение», «текст» через дидактические игры.

Задачи:

·        Образовательная: закрепить понятия слов «предложение», «текст», «заголовки», умение соотносить тексты и заголовки, совершенствовать каллиграфические навыки, через дидактическую игру.

·        Воспитательная: способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (дисциплинированности, внимательности, уверенности, ответственности, трудолюбия).

·        Развивающая: развить орфографические навыки и умение: видеть орфограмму в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять ошибки, каллиграфические умения.

Формируемые УУД:

·        П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять синтез как составление целого из его частей, через дидактические игры.

·        К: умение слушать и вести диалог со сверстниками и учителем, отвечать за заданные вопросы.

·        Л: умение оценивать свою работу на уроке, подводить итоги урока.

·        Р: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Материалы и оборудование: ватман для творчества, карточки с птицами и деревьями, учебник

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1.     Организационный момент.

- Начинается урок,

Всё мы будем делать впрок!

Делать быстро, аккуратно,

Чтобы было всем приятно!

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Андреевна, сегодня у нас с вами занимательная грамматика.

- Ребята, какое время года сейчас? Назовите признаки весны. Вам нравится весна? Почему?

2.     Актуализация знаний.

- Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

33 родных сестрицы, писаны красавицы.

На одной сидят странице и повсюду славятся!

- Как вы думаете, что это? Давайте посмотрим на ленту букв, кто скажет, где ее можно увидеть? (над доской)

- -На какие группы можно разделить эти буквы?

- Назовите мягкие согласные, твердые согласные.

-Когда мы общаемся друг с другом, что мы используем? -Какая бывает речь? -Чем отличается устная речь от письменной? -Молодцы.

- Из чего состоит наша речь? -Что выражается в каждом предложении? Придумайте предложение про весну.

3. Подведение к теме урока. Дидактическая игра “Шифровщик”.

- Чтобы узнать тему нашего с вами занятия, я предлагаю сыграть в игру “Шифровщик”. Я буду задавать вам вопросы, первая буква вашего ответа - это и есть отгадка, в конце у вас получится слово (на доске висят семь карточек, за каждой карточкой находятся определенная буква, если их открыть, то получится слово “картина”).

1) Как называется кабинет, в котором мы учимся? (класс)

2) Первая школьная книга? (азбука)

3) Наш родной язык? (русский язык)

4) Знак препинания, который в основном заканчивает предложение? (точка)

5) Я загадала букву, если к ней сверху добавить маленькую дугу, то получится буква Й, какую букву я загадала? (и)

6) Первая буква алфавита? (а)

Ученик, давший правильный ответ, открывает одну из карточек.

- Какое слово у нас с вами получилось? (картина)

- Сегодня мы с вами создадим необычную картину, скажите, а кто пишет картины? Чем их создают? А как вы думаете, можно ли написать картину с помощью слов?

4. Самоопределение темы урока.

- Можно описать природу словами и картина появится в вашем воображении. Если мы напишем или напечатаем, то что у нас получится в итоге? (текст)

- Из чего состоят все тексты? Из чего состоят предложения? Из чего состоят слова?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (о тексте и о предложении)

- Сегодня мы с вами более подробно поговорим о тексте и предложении, попробуем написать свою картину, потом опишем ее словами.

5. Дидактическая игра “Создаем картину”.

- Вы видите, что у нас на доске появился холст (на доску вывешивается ватман с весенним пейзажем). Художник уже сделал на нем свои наброски. Чтобы картина получилась законченной, нужно дополнить ее.

- Хотите узнать, что появиться на картине следующим? Для этого нужно отгадать загадки, но помните, что ответы принимаются только по поднятой руке.

(Загадываются загадки, когда обучающиеся отгадывают их, то учитель достает изображение отгадки и дает его детям, чтобы они прикрепили его на ватман).

Загадки:

1.     Сильная большая птица,

Даже кошки не боится,

Очень важная персона -

Черно - серая... (ворона)

2.    Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

-         Молодцы, что вы знаете о этих птицах?

-         Что общего в написании двух этих слов? С какой буквы они начинаются?

6. Минутка чистописания.

(Учитель пишет на доске буквосочетания Вв ВВ вв).

-         Посмотрите, из каких элементов состоят данные буквосочетания? Давайте откроем тетрадку и пропишем их до конца строчки.

-         Кто все сделал, сядьте красиво.

-         Напишите у себя в тетрадке слова “Ворона” и “Воробей”, сейчас разделите их на слоги. Сколько слогов получилось в первом слове? Во втором? Поставьте в них ударение, куда вы их поставили?

7. Работа с текстом.

- Давайте рассмотрим карточки, которые у вас лежат на партах. Прочитайте задание, что нужно сделать? (Нужно доказать, что перед нами действительно текст).

- Все верно, если мы докажем, что перед нами текст, то на нашей с вами картине появится еще один элемент.

Карточка:

Вот и прошла зима. Идёт весна. Около домов лужи. Из тёплых стран летят грачи, скворцы, дрозды. Ребята делают для птиц домики. Они встречают пернатых гостей.

- Прочитайте то, что вам дано, что вы прочитали? (текст)

- Из чего состоит наш с вами текст? (предложения)

- А что такое предложение? (несколько слов, связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль)

- Как мы выделяем предложения в устной речи? (паузами)

- О каком времени года идет речь в тексте? Как вы это поняли? Можно ли подобрать заголовок к данному тексту? Озаглавьте текст.

- Итак, скажите, мы можем сказать, что перед нами текст?

- Давайте запишем этот текст в тетрадку, все пишем аккуратно и красиво.

- Так как мы выполнили задание, то у нас на картине появилось солнышко (на ватмат, который на доске, прикрепляется изображение солнышка).

8. Физкультминутка.

- Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травку покушали,

Тишину послушали

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

9. Продолжение дидактической игры.

- Тихо сели, продолжаем. Отгадайте загадку:

- Отгадайте загадку:

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

(На ватмат приклеивается картинка березы.)

- Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами поработаем немного в парах, придумайте и запишите в тетрадках предложение со словом береза.

- Что у вас получилось?

- Сколько в этом предложении слов?

- Составьте схему к своим предложениям.

- Сколько слогов в слове береза? Как мы разделим на слоги данное слово?

- Давайте дополним с вами нашу картину, для этого надо отгадать еще одну загадку:

- Я росла в лесу дремучем,
Поднималась к синим тучам.
Но теперь меня срубили
И в игрушки нарядили. (Ёлка)

(На ватман приклеивается картинка елки)

- Появилось еще одно слово и наша картина становиться все ярче и ярче.

10. Закрепление изученного материала.

- Наша картина получилась, но чтобы мы смогли описать её нужно выполнить последнее задание.

- Послушайте группы предложений:

1)    Кошка спит на крыльце.

2)    Наступила весна.

3)    В пенале лежат ручки.

 

1) Светит весеннее солнышко.

2) Бегут ручьи.

3) На деревьях набухли почки.

- Какая группа предложений составляет текст? Почему? (предложения в тексте должны быть связаны по смыслу)

- Теперь мы можем выполнить, то к чему стремились весь урок.

- Посмотрите на картину, что на ней изображено?

- Нам нужно подобрать правильные предложения и составить красивый текст, выполним последнее задание.

(Составляем предложения и текст при помощи наводящих вопросов учителя)

Наступило весеннее утро.

Тёплые лучи солнца растопили лёд.

На берёзе весело чирикает воробей.

Гордая ворона уселась на ветви ели.

Весь лес пробудился.

- Молодцы! Спасибо, вот наша картина и ожила.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

- А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»

- Речь состоит из …………..(предложений)

- Предложение – это ………(слова связанные по смыслу)

- Предложение начинается с …………(Большой буквы), а в конце стоит …….(точка)

- Текст состоит из……Предложения в тексте…… Текст можно……

- У кого все получалось на уроке, то поднимите большой палец вверх, если урок вам не понравился и у вас ничего не получилось, то опустите большой палец вниз.

- До скорых встреч. Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

ПРЕДИСЛОВИЕ «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития

ПРЕДИСЛОВИЕ «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

ПЛАН – КОНСПЕКТ Тема: «В городе лекарственных растений»

ПЛАН – КОНСПЕКТ Тема: «В городе лекарственных растений»

ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент

ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент

Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете лекарственные растения? 1

Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете лекарственные растения? 1

Разом сделалась она Вся от ягоды черна (Черемуха)

Разом сделалась она Вся от ягоды черна (Черемуха)

Слайд 3) ПОСЛЕ ОТГАДЫВАНИЯ СЛОВА: -

Слайд 3) ПОСЛЕ ОТГАДЫВАНИЯ СЛОВА: -

Что мы сегодня делали на уроке?

Что мы сегодня делали на уроке?

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

ПЛАН – КОНСПЕКТ Тема урока: «Клуб любителей природы»

ПЛАН – КОНСПЕКТ Тема урока: «Клуб любителей природы»

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

Садитесь, а теперь скажите, как называется наука, изучающая бережное отношение к природе? (экология) -

Садитесь, а теперь скажите, как называется наука, изучающая бережное отношение к природе? (экология) -

На этом цветке любят гадать влюблённые девушки

На этом цветке любят гадать влюблённые девушки

У вас на партах лежат карточки с пословицами, вам необходимо соединить их конец и начало

У вас на партах лежат карточки с пословицами, вам необходимо соединить их конец и начало

Сейчас будем собирать пазл, у вас на партах лежат конвертики, ваша задача в паре собрать картинку

Сейчас будем собирать пазл, у вас на партах лежат конвертики, ваша задача в паре собрать картинку

Сейчас я вам буду называть ситуацию, а вы поднимаете кружочки красного, жёлтого или зелёного цвета, в зависимости от того решения, которое вы принимаете

Сейчас я вам буду называть ситуацию, а вы поднимаете кружочки красного, жёлтого или зелёного цвета, в зависимости от того решения, которое вы принимаете

Жил один мудрец, который знал всё

Жил один мудрец, который знал всё

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА Класс: 1

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА Класс: 1

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег

Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег

Тогда люди додумались использовать при обмене предметы, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными

Тогда люди додумались использовать при обмене предметы, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными

Что мы сегодня делали? Что мы изучали?

Что мы сегодня делали? Что мы изучали?

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

ПЛАН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема внеурочного занятия: «

ПЛАН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема внеурочного занятия: «

ХОД УРОКА 1) Организационный момент -

ХОД УРОКА 1) Организационный момент -

Отправимся в путешествие? Дружный ли у нас класс?

Отправимся в путешествие? Дружный ли у нас класс?

Давайте вначале откроем конверт под цифрой 1, что вы видите?

Давайте вначале откроем конверт под цифрой 1, что вы видите?

Ребята, какая купюра у вас получилась в

Ребята, какая купюра у вас получилась в

Упс, нам перегородили дорогу, и мы не можем плыть дальше, чтобы освободить дорогу давайте встанем и станцуем вместе с чудариками

Упс, нам перегородили дорогу, и мы не можем плыть дальше, чтобы освободить дорогу давайте встанем и станцуем вместе с чудариками

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Покупки»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Покупки»

Дополнительные материалы: «Мультик о развитии денег» - после мультика задаются вопросы: 1)

Дополнительные материалы: «Мультик о развитии денег» - после мультика задаются вопросы: 1)

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

КОНСПЕКТ – ПЛАН Тема: «Геометрическая мозаика»

КОНСПЕКТ – ПЛАН Тема: «Геометрическая мозаика»

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

Слайд 3) - Нарисуйте у себя в тетрадке предмет, который имеет квадратную форму

Слайд 3) - Нарисуйте у себя в тетрадке предмет, который имеет квадратную форму

Как вы думаете, что может иметь треугольную форму?

Как вы думаете, что может иметь треугольную форму?

Но Квадрат ответил: “Брат! Я же старший, я –

Но Квадрат ответил: “Брат! Я же старший, я –

Поднимите большой палец вверх, если вам понравился урок и все получилось

Поднимите большой палец вверх, если вам понравился урок и все получилось

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

ПЛАН – КОНСПЕКТ Класс: 1

ПЛАН – КОНСПЕКТ Класс: 1

ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент

ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент

Когда сороке исполнится 4 года, что с ней произойдёт? (Будет жить пятый год

Когда сороке исполнится 4 года, что с ней произойдёт? (Будет жить пятый год

Карточка) - Давайте проверим, что у вас получилось

Карточка) - Давайте проверим, что у вас получилось

Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим

Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим

Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш»,

Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш»,

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

Сборник внеурочных занятий "Учимся играя"

ПЛАН – КОНСПЕКТ Класс: 1

ПЛАН – КОНСПЕКТ Класс: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022