«Игры с шахматной доской и шахматными фигурами»
Автор: Архипова С.А.,
учитель начальных классов
СОШ №1 г.Белоярский
«Шахматы! – говорил Остап. – Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?»
Эта фраза принадлежит великому комбинатору Остапу Бендеру, главному герою романа Ильфа и Петрова «12 стульев». И хотя она носит слегка ироничный характер, фраза очень точно передает суть интеллектуальной игры – шахматы.
Слово «шахматы» в переводе с древнеперсидского означает «Король умер».
Каждый год археологи находят подтверждение тому, что в шахматы играли по всему миру по одним и тем же правилам (в Америке, Индии, Китае, Японии) в то время, когда не было самолетов и Интернета. Это космическая игра или как ее называли в Индии «Игра Богов».
Недавно ученые расшифровали ДНК-код, который состоит из 64 элементов, как и шахматная доска из 64 черно – белых клеток. Почему черно – белых? Потому, что наша жизнь состоит из противоположностей; инь и янь, мужчина и женщина, добро и зло.
Шахматы – это единственная игра, которая принадлежит всем народам и всем эпохам, и никому не известно имя божества принесшего ее на Землю, чтобы рассеивать скуку, тренировать ум и воспитывать качества бойца.
Четвертый чемпион мира по шахматам и первый русский чемпион Александр Алехин говорил: «Благодаря шахматам я воспитал свой характер. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно, так же как и в жизни».
Шахматы – это элитарная игра, которая не теряет своей популярности, даже в расцвете компьютерных технологий.
Блез Паскаль говорил: «Шахматы – это гимнастика ума». Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Если ребенок с первого класса начинает играть в шахматы, у него лучше развиваются оба полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, т.е. ребенок начинает мыслить логически, а правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу оба полушария. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Шахматы учат предвидеть ход событий, умение почувствовать тот момент, когда следует перехватить инициативу в свои руки. Шахматы имеют большое количество вариантов попасть в капкан к противнику или отправить его туда. Поэтому, сначала думай, а потом ходи. И победит тот, кто, верно, думает на несколько ходов вперед.
Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.
Актуальность проблемы обучения детей младшего школьного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.
Ранее обучение детей игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.
Процесс обучения проходит в несколько этапов:
1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.
На первом этапе обучения, который направлен на знакомство с шахматной доской, я использовала следующие игры:
- «Собери доску»
- «Прогулка по шахматным улицам»
- «Раскрась шахматную доску»
- «Назови поле».
С первого знакомства с шахматной доской дети обучаются навыкам схематизации. С этой целью шахматная доска представлена в трех вариантах: демонстрационные шахматы, на которых объясняет педагог; реальные шахматы, на которых работают дети и графическая модель шахматной доски.
Хочу отметить, что все предложенные игры могут проводиться как на шахматной доске, так и на диаграмме. Переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно развивает образное мышление детей.
2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так», «Шахматные пазлы», «Шахматная лесенка», «Шахматная Да–Нет».
Король – может делать ходы на одну клетку в любых направлениях.
Ферзь — на любое расстояние в любых направлениях.
Ладья – движется по вертикали и горизонтали в любых направлениях.
Слон — по диагонали в любых направлениях.
Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой Г. То есть на два поля вперед и одно поле в бок, в любых направлениях.
Пешка — может ходить или на одно поле вперед, или на два — из начального положения, но только вперед.
«Шахматный театр»
В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые коллеги, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Загадываем загадки и тем самым определяем, кто из присутствующих участвует в сказке.
«Приглашение на бал»
В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры.
3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.
Освоить важнейшую тему - «возможности фигур»- детям помогают следующие дидактические игры:
- «Игра на уничтожение»
- «Один в поле воин»
- «Лабиринт»
- «Перехитри часовых»
- «Кратчайший путь»
- «Захват контрольного поля»
- «Загадки из шахматной шкатулки».
В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит и рубит пешка? (на клетку или две клетки (первоначально) вперед, а рубит по диагонали).
- Как называются линий на шахматной доске? (горизонталь, вертикаль и диагональ).
- Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям доски)
- Какие слоны никогда не столкнуться? (чернополые и белополые)
- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.
На этом этапе используются следующие дидактические игры:
- «Шах или не шах»
- «Дай шах»
- «Пять шахов»
- «Защита от шаха»
- «Мат или не мат»
Эти игры можно использую как в организованной деятельности, так и в групповой, и в индивидуальной работе с детьми.
5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.
В дальнейшей игре рекомендую руководствоваться следующими принципами:
• Развивайте легкие фигуры – слонов и коней. Коней лучше выводить ближе к центру доски – на поля f3, с3,f6,с6.
• Центр доски – поля е4, е5, d4 и d5 является определяющим плацдармом для борьбы за преимущество. Старайтесь держать эти поля в поле зрения своих фигур
• Старайтесь не тянуть с рокировкой. В целях безопасности короля.
• Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля. Это ослабляет позицию.
• Для раннего ввода в игру ферзя должны быть веские основания. Эта сильнейшая фигура обладает большими возможностями, но в силу своей ценности может оказаться объектом для атаки. Придется постоянно уводить ферзя от размена на менее ценную фигуру.
Во время шахматных игр ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе. У ребенка развивается пространственное воображение, логическое мышление, укрепляется память, формируются навыки планирования действий. Шахматные игры способствуют развитию ребенка и являются эффективным инструментом интеллектуального развития. Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их интеллектуального развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в древней игре.
Павел Шарпп сказал: «Наш мир совсем не шахматная доска, поскольку каждая фигура здесь – гроссмейстер».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.