«Игры с шахматной доской и шахматными фигурами»
Оценка 4.8

«Игры с шахматной доской и шахматными фигурами»

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
преподавание
1 кл—2 кл
05.04.2020
«Игры с шахматной доской и шахматными фигурами»
«Шахматы! – говорил Остап. – Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?»
Статья С.А.Архипова.docx

«Игры с шахматной доской и шахматными фигурами»

Автор: Архипова С.А.,

учитель начальных классов

СОШ №1 г.Белоярский

 

«Шахматы! – говорил Остап. – Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?»

Эта фраза принадлежит великому комбинатору Остапу Бендеру, главному герою романа Ильфа и Петрова «12 стульев». И хотя она носит слегка ироничный характер, фраза очень точно передает суть интеллектуальной игры – шахматы.

Слово «шахматы» в переводе с древнеперсидского означает «Король умер».

Каждый год археологи находят подтверждение тому, что в шахматы играли по всему миру по одним и тем же правилам (в Америке, Индии, Китае, Японии) в то время, когда не было самолетов и Интернета. Это космическая игра или как ее называли в Индии «Игра Богов».

Недавно ученые расшифровали ДНК-код, который состоит из 64 элементов, как и шахматная доска из 64 черно – белых клеток. Почему черно – белых? Потому, что наша жизнь состоит из противоположностей; инь и янь, мужчина и женщина, добро и зло.

Шахматы – это единственная игра, которая принадлежит всем народам и всем эпохам, и никому не известно имя божества принесшего ее на Землю, чтобы рассеивать скуку, тренировать ум и воспитывать качества бойца.

Четвертый чемпион мира по шахматам и первый русский чемпион Александр Алехин говорил: «Благодаря шахматам я воспитал свой характер. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно, так же как и в жизни».

Шахматы – это элитарная игра, которая не теряет своей популярности, даже в расцвете компьютерных технологий.

Блез Паскаль говорил: «Шахматы – это гимнастика ума». Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Если ребенок с первого класса начинает играть в шахматы, у него лучше развиваются оба полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, т.е. ребенок начинает мыслить логически, а правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу оба полушария. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Шахматы учат предвидеть ход событий, умение почувствовать тот момент, когда следует перехватить инициативу в свои руки. Шахматы имеют большое количество вариантов попасть в капкан к противнику или отправить его туда. Поэтому, сначала думай, а потом ходи. И победит тот, кто, верно, думает на несколько ходов вперед.

Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Актуальность проблемы обучения детей младшего школьного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Ранее обучение детей игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность   современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1.                 Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

На первом этапе обучения, который направлен на знакомство с шахматной доской, я использовала следующие игры:

- «Собери доску»

- «Прогулка по шахматным улицам»

- «Раскрась шахматную доску»

- «Назови поле».

С первого знакомства с шахматной доской дети обучаются навыкам схематизации. С этой целью шахматная доска представлена в трех вариантах: демонстрационные шахматы, на которых объясняет  педагог; реальные шахматы, на которых работают дети и графическая модель шахматной доски.

Хочу отметить, что все предложенные игры могут проводиться как на шахматной доске, так и на диаграмме. Переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно развивает образное мышление детей.

2.                 Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так», «Шахматные пазлы», «Шахматная лесенка», «Шахматная Да–Нет».

Король – может делать ходы на одну клетку в любых направлениях.

Ферзь — на любое расстояние в любых направлениях.

Ладья – движется по вертикали и горизонтали в любых направлениях.

Слон — по диагонали в любых направлениях.

Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой Г. То есть на два поля вперед и одно поле в бок, в любых направлениях.

Пешка — может ходить или на одно поле вперед, или на два — из начального положения, но только вперед.

«Шахматный театр»

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые коллеги, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Загадываем загадки и тем самым определяем, кто из присутствующих участвует в сказке.

«Приглашение на бал»

В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. 

3.                 Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

Освоить важнейшую тему - «возможности фигур»- детям помогают следующие дидактические игры:

- «Игра на уничтожение»

- «Один в поле воин»

- «Лабиринт»

- «Перехитри часовых»

- «Кратчайший путь»

- «Захват контрольного поля»

- «Загадки из шахматной шкатулки».

В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

- Как ходит и рубит пешка? (на клетку или две клетки (первоначально) вперед, а рубит по диагонали).

- Как называются линий на шахматной доске? (горизонталь, вертикаль и диагональ).

- Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям доски)

- Какие слоны никогда не столкнуться? (чернополые и белополые)

- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

На этом этапе  используются следующие дидактические игры:

- «Шах или не шах»

- «Дай шах»

- «Пять шахов»

- «Защита от шаха»

- «Мат или не мат»

Эти игры можно использую как в организованной деятельности, так и в групповой, и в индивидуальной работе с детьми.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.  

В дальнейшей игре рекомендую руководствоваться следующими принципами:

              Развивайте легкие фигуры – слонов и коней. Коней лучше выводить ближе к центру доски – на поля f3, с3,f6,с6.

              Центр доски – поля е4, е5, d4 и d5 является определяющим плацдармом для борьбы за преимущество. Старайтесь держать эти поля в поле зрения своих фигур

              Старайтесь не тянуть с рокировкой. В целях безопасности короля.

              Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля. Это ослабляет позицию.

              Для раннего ввода в игру ферзя должны быть веские основания. Эта сильнейшая фигура обладает большими возможностями, но в силу своей ценности может оказаться объектом для атаки. Придется постоянно уводить ферзя от размена на менее ценную фигуру.

Во время шахматных игр ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе. У ребенка развивается пространственное воображение, логическое мышление, укрепляется память, формируются навыки планирования действий. Шахматные игры способствуют развитию ребенка и являются эффективным инструментом интеллектуального развития. Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их интеллектуального развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в древней игре.

Павел Шарпп сказал: «Наш мир совсем не шахматная доска, поскольку каждая фигура здесь – гроссмейстер».


                                                      

 

 

 

 


 

Игры с шахматной доской и шахматными фигурами»

Игры с шахматной доской и шахматными фигурами»

Блез Паскаль говорил: «Шахматы – это гимнастика ума»

Блез Паскаль говорил: «Шахматы – это гимнастика ума»

Знакомство с шахматной доской

Знакомство с шахматной доской

Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой

Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой

Как называются линий на шахматной доске? (горизонталь, вертикаль и диагональ)

Как называются линий на шахматной доске? (горизонталь, вертикаль и диагональ)

Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля

Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020