Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вильвенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МС учитель и.о. зам. директора по УВР Директор школы
_________О.В.Зубкова ________ ЮА Наумчик
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности
учащихся 1-2 класса «В гостях у сказки» (ФГОС)
Составитель: учитель русского языка и литературы высшей кв. категории
Кучумова Ирина Викторовна
П. Вильва, 2021
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1-2 классах.
В качестве учебного материала для формирования учеников 1-2 классов - как читателей, выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Учащиеся 1-2 классов – читатели и слушатели особенные. Они больше эмоциональны, чем рассудительны, и поэтому поэтические образы сказки для них убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Цели и задачи программы:
Цель: формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- использовать сказки о животных, вселять уверенность в свои силы; оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развивать эмоционально – чувственную сферу;
- обучить чтению – рассматриванию;
- формировать навыка чтения.
Формы организации деятельности
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Объём и сроки изучения
Программа рассчитана на 17 часов в 1 классе, 17 часов во 2 классе, равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).
Учебно-тематический план
№ п./п. |
Название раздела |
Всего |
Теория |
Практика |
Другие |
1 класс |
|||||
1. |
Сказки о животных. |
19 |
10 |
8 |
1 |
2. |
Сказки о птицах. |
14 |
6 |
6 |
2 |
2 класс |
|||||
3. |
Сказка о чудесных помощниках. |
10 |
6 |
4 |
- |
4. |
Сказка о чудесной задаче. |
14 |
7 |
7 |
- |
5. |
Волшебные сказки. |
10 |
3 |
5 |
2 |
Требования к результатам обучения по программе:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские народные сказки и сказки других народов мира;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных).
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
Ожидаемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять общую цель и пути её достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- вести устный и письменный диалог;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);
- сбор, обработка и передача информации;
- анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- построения рассуждения;
- применение и представление информации;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
- свободно работать с различными источниками информации;
- устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Содержание тем учебного курса в 1 классе
№ п./п. |
Название разделов учебного предмета
|
Часы |
Тема 1. |
Сказки о животных. |
9 |
Тема 2. |
Сказки о птицах. |
8 |
Итого |
|
17 |
Содержание тем учебного курса в 2 классе
№ п./п. |
Название разделов учебного предмета
|
Часы |
Тема 1. |
Сказка о чудесных помощниках. |
6 |
Тема 2. |
Сказка о чудесной задаче. |
6 |
Тема 3. |
Волшебные сказки. |
5 |
Итого |
|
17 |
Календарно-тематическое планирование «В гостях у сказки» 1 класс (33 часа)
№ занятия |
Тема занятия |
Цель занятия |
Формы и методы |
||
1. |
Что такое сказка? |
Формирование представления об особенностях русских народных сказок. |
Беседа, просмотр презентации. |
||
2. |
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». |
Формирование интереса к сказкам и книгам. |
Слушание, инсценировка сказки, рисование. |
||
3. |
Украинская народная сказка «Колосок». |
Формирование представления о положительном и отрицательном образе героя при изучении русских народных сказок. |
Слушание сказки, раскрашивание петушка, отгадывание загадок. |
||
4. |
Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса». |
Познакомить с русскими и украинскими народными сказками о животных. |
Слушание, инсценировка, лепка из пластилина. |
||
5. |
Домик для зайчика. |
Создание фрагмента русской сказки с использованием бумаги. |
Конструирование. |
||
6. |
Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». |
Показать, что каждое животное в сказках разных народов наделено определенными качествами. |
Слушание, просмотр презентации, рисование с помощью трафарета. |
||
7. |
Сказки про зайцев. |
Обобщение знаний о сказках про зайцев, формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки. |
Викторина, беседа, просмотр. |
||
8. |
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. |
Познакомить со сказкой «Рукавичка» и «Теремок». |
Чтение, отгадывание загадок, игра, лепка. |
||
9. |
Чукотская сказка «Хвост». |
Рассмотреть особенности и своеобразие чукотской народной сказки «Хвост». |
Чтение, иллюстрирование, просмотр. |
||
10. |
Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя». |
Показать образ и характер медведя в народных сказках. |
Слушание и чтение сказки, пересказ, рисование, ролевая игра. |
||
11. |
Удмуртская сказка «Как произошли медведи». |
Познакомить с удмуртскими народными сказками. |
Чтение сказки, игра, просмотр мультфильма о медведе. |
||
12. |
Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. |
Обобщение знаний о сказках про медведя. |
Прослушивание, викторина, иллюстрирование. |
||
13. |
Русская народная сказка «Зимовье зверей». |
Формирование интереса к сказкам и книгам. |
Чтение сказки, пересказ, игра, просмотр. |
||
14-15. |
«Я сказочник». |
Научить детей придумывать волшебные сказки, сказочные истории, развивать фантазию и воображение. |
Конкурс, обсуждение, просмотр. |
||
16. |
«К нам пришёл гость». |
Обобщение знаний о героях сказок. |
Игра, инсценировка. |
||
17. |
Русская народная сказка «Вершки и корешки». |
Формирование интереса к сказкам и книгам. |
Прослушивание, отгадывание загадок, иллюстрирование. |
||
18-19. |
Настольный театр. |
Познакомить с понятием «театр». Развитие речи, артистичности учащихся, умений выделять характерные особенности героев сказок. |
Игра, чтение. |
||
20. |
Русская сказка «Лиса и журавль», «Кот и лиса». |
Формирование интереса к сказкам и книгам. |
Пересказ, ролевая игра, рисование. |
||
21. |
Экскурсия в сельскую библиотеку. |
Формирование читательского интереса, расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. |
Экскурсия.
|
||
22. |
Мордовская сказка «Разудалый петушок». |
Показать образ петушка в народных сказках. |
Чтение по ролям, инсценировка, лепка. |
||
23. |
Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей». |
Познакомить с образом сказочной птицы. |
Прослушивание, иллюстрирование, отгадывание кроссворда. |
||
24. |
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». |
Формирование интереса к сказкам и книгам. |
Чтение, игра, рисование. |
||
25. |
Подготовка к празднику «В гостях у сказки». |
Обобщение знаний о сказках. |
Чтение, игра. |
||
26. |
Праздник «В гостях у сказки». |
Обобщение знаний о сказках про животных. |
Игра. |
||
27. |
Библиотечный урок «В мире книг». |
Формирование читательского интереса, умения правильно обращаться с книгой. |
Викторина, игровая деятельность. |
||
28. |
Русская народная сказка «Байка про тетерева». |
Показать образ птицы в народных сказках. |
Чтение, викторина, просмотр. |
||
29. |
Русская сказка «Бобовое зёрнышко». |
Формировать интерес к сказкам и умение самостоятельно читать и анализировать текст. |
Инсценировка, лепка. |
||
30. |
Сказки про птиц. |
Обобщение знаний о сказках про птиц. |
Создание книжки-малышки. |
||
31. |
Библиотечный урок «Разноцветные страницы». |
Развитие у младших школьников мотивации к чтению сказок, воспитание уважения к книге. |
Мелкий ремонт детских книг. |
||
32. |
Стенгазета «Сказочное время». |
Формирование устойчивого интереса к сказкам через разнообразие видов деятельности. |
Рисование, иллюстрирование. |
||
33. |
«Фестиваль сказочных героев» - итоговое занятие. |
Обобщение знаний о сказках. |
Игра КВН. |
||
|
|
|
|
||
Календарно-тематическое планирование «В гостях у сказки» 2 класс (34 часа)
№ занятия |
Тема занятия |
Цель занятия |
Формы и методы |
||
1. |
«Чудесный мир сказки» - вводное занятие. |
Формирование представления о тематических особенностях сказок. |
Беседа, викторина. |
||
2. |
Русская народная сказка «Лихо одноглазое». |
Познакомить с русской народной сказкой, помочь обнаружить закономерности сказочного жанра, обогащать словарный запас. |
Слушание, инсценировка, рисование. |
||
3. |
Русская народная сказка «Кривая уточка». |
Анализировать сказку, проследить за действиями персонажей сказки. |
Слушание, раскрашивание, отгадывание загадок. |
||
4-5. |
Театр - сказка «Теремок». |
Развитие речи, артистичности учащихся, умений выделять характерные особенности героев сказок. |
Инсценировка, просмотр. |
||
6-7. |
Сказка «Волшебное кольцо». |
Рассмотреть особенности и своеобразие русской народной сказки «Волшебное кольцо». |
Чтение по ролям, игра. |
||
8. |
«Герои сказок и мультфильмов». |
Обобщение знаний о героях сказок. |
Просмотр, рисование. |
||
9-10. |
Сказка «Иван-царевич и серый волк». |
Рассмотреть особенности и своеобразие народных волшебных сказок. |
Просмотр, рисование. |
||
11. |
Сказка «Бурка-космач». |
Развивать мышление, речь, воображение, умение высказывать свое мнение. |
Чтение, отгадывание загадок, игра, лепка. |
||
12-13. |
Сказка «Конёк-горбунок». |
Формировать углубленное смысловое восприятие сказки. |
Чтение, иллюстрирование. |
||
14. |
Мульт-час.
|
Формирование интереса к сказкам. |
Просмотр.
|
||
15. |
Сказка «Про щуку - золотую рыбку». |
Познакомить с волшебной сказкой «Про щуку - золотую рыбку», определить её особенности. |
Чтение сказки, игра, отгадывание загадок. |
||
16. |
Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси того – не знаю чего». |
Формирование интереса к сказкам о волшебной задаче. |
Прослушивание, викторина, иллюстрирование. |
||
17-18. |
Игра «Рисуем сказку». |
Формирование устойчивого интереса к сказкам через разнообразие видов деятельности. |
Игра. |
||
19. |
Сказка «Рыжутка». |
Формирование интереса к сказкам и книгам. |
Чтение, игра, отгадывание загадок. |
||
20. |
Сказка «Крошечка-Хаврошечка». |
Рассмотреть особенности и своеобразие русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
|
Просмотр, отгадывание загадок. |
||
21. |
«Путешествие в волшебную сказку». |
Познакомить детей с картинами русских художников. |
Просмотр, иллюстрирование. |
||
22-23. |
Русская народная сказка «Лягушка-царевна». |
Рассмотреть особенности и своеобразие русской народной сказки «Лягушка-царевна». |
Чтение, инсценирование, аппликация. |
||
24. |
Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка». |
Развивать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению. |
Чтение, иллюстрирование. |
||
25. |
Мульт-час |
Познакомить детей с мультипликационными фильмами. |
Просмотр.
|
||
26. |
Библиотечный урок «В мире книг». |
Развитие умений обобщать полученные знания о волшебных сказках, выделять главное, научить работать с книгой. |
Викторина, игровая деятельность. |
||
27-28. |
Театр-сказка.
|
Обучить выразительному чтению сказки по ролям и умению передавать голосом характер героев. |
Кукольный театр, игра. |
||
29. |
«Сочиняем сказку». |
Научить детей придумывать волшебные сказки, развивать сказочный сюжет, фантазию и воображение. |
Беседа «Что нужно, чтобы сочинить сказку?», игра, рисование. |
||
30. |
«Книга сказок». |
Создать условия для самовыражения учащихся, атмосферу творчества, раскрытия потенциальных способностей учащихся. |
Работа в группах, оформление, рисование. |
||
31. |
Библиотечный урок «Книга – твой друг». |
Формирование читательского интереса, расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. |
Беседа, конкурс. |
||
32. |
Экскурсия в Сельскую библиотеку. |
Формирование читательского интереса, расширение кругозора учащихся. |
Экскурсия. |
||
33. |
Мастерская «Книжкина больница». |
Развитие у младших школьников уважения к книге. |
Работа в парах |
||
34. |
«Что за прелесть эти сказки». |
Обобщение знаний о сказках. |
Игра. |
||
|
|
|
|||
Содержание курса «В гостях у сказки» 1 класс
1. Что такое сказка? Знакомство с жанром сказки, ее структурой (зачин, концовка), викторина «Угадай-ка сказку».
2. Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». Знакомство с отличительными особенностями литературных и народных (фольклорных) сказок.
Определение на слух вид сказки.
3. Украинская народная сказка «Колосок». Ценность хлеба, долгий путь от зёрнышка до каравая. Разговор о людях, выращивающих хлеб. Выразительные средства сказок.
4. Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса». Прослушивание сказок. Герои сказок. Сравнение характеров лисы и петушка.
5. Домик для зайчика. Конструирование из бумаги.
6. Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». Чтение вслух и обсуждение сказок.
7. Сказки про зайцев. Игра «Узнай героя и сказку». По загадкам, по картинкам угадать героя и сказку. Обобщение знаний о сказочных зайцах.
8. Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. Чтение вслух и обсуждение сказок.
9. Чукотская сказка «Хвост». Участие в диалоге по обсуждению прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.
10. Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя». Чтение вслух и обсуждение сказок. Сказки про медведей. Образ медведя в народных сказках, черты его характера.
11. Удмуртская сказка «Как произошли медведи». Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Ответы на вопросы учителя.
12. Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Взаимоотношения медведя и других животных в сказках.
13. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Почему сказки имеют похожий сюжет. Характеры сказочных героев – животных.
14-15. «Я сказочник». Беседа «Что нужно, чтобы сочинить сказку?»
16. «К нам пришёл гость». Встреча-интервью с героями сказок, инсценировка отрывков из сказок.
17. Русская народная сказка «Вершки и корешки». Чтение вслух и обсуждение сказки.
18-19. Настольный театр. Познакомить с понятием «театр».
Кукольный театр - возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
20. Русская сказка «Лиса и журавль», «Кот и лиса». Чтение вслух и обсуждение сказок.
21. Экскурсия в сельскую библиотеку. Экскурсия в сельскую библиотеку. Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.
22. Мордовская сказка «Разудалый петушок». Сказки, объединённые главным героем – петушком. Черты характера петушка: доброта, трудолюбие, справедливость. Откуда у петушка красивый наряд.
23. Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей». Чтение вслух и обсуждение сказок. Образ павлина и воробья в народных сказках.
24. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Образ сороки в народных сказках.
25. Подготовка к празднику «В гостях у сказки». Разучивание стихов.
26. Праздник «В гостях у сказки». Проведение литературного праздника.
27. Библиотечный урок «В мире книг». Самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам.
28. Русская народная сказка «Байка про тетерева». Чтение вслух и обсуждение сказок.
29. Русская сказка «Бобовое зёрнышко». Чтение вслух и обсуждение сказок.
30. Сказки про птиц. Чтение и анализ сказок о птицах. Особенности их тематики и оформления.
31. Библиотечный урок «Разноцветные страницы». Роль книги в жизни человека.
32. Стенгазета «Сказочное время». Рисование на тему прочитанных сказок.
33. «Фестиваль сказочных героев» - итоговое занятие. Подведение итогов конкурса, награждение самых активных учащихся призами.
Содержание курса «В гостях у сказки» 2 класс
1. «Чудесный мир сказки» - вводное занятие. Тематические особенности сказок: волшебные, бытовые, о животных. Викторина «Угадай-ка сказку».
2. Русская народная сказка «Лихо одноглазое». Чтение и обсуждение волшебной сказки «Лихо одноглазое», определение её особенностей.
3. Русская народная сказка «Кривая уточка». Чтение сказки «Кривая уточка».
4-5. Театр - сказка «Теремок». Подготовка и проведение кукольного спектакля.
6-7. Сказка «Волшебное кольцо». Сказка о волшебных помощниках.
8. «Герои сказок и мультфильмов». Просмотр сказок разной тематики и видов. Как сказочные животные изображены в мультипликационных фильмах. Выразительные средства мультипликации.
9-10. Сказка «Иван-царевич и серый волк». Чтение русской народной сказки.
11. Сказка «Бурка-космач». Чтение русской народной сказки.
12-13. Сказка «Конёк-горбунок». Чтение русской народной сказки.
14. Мульт-час. Просмотр сказок разной тематики и видов. Как сказочные животные изображены в мультипликационных фильмах. Выразительные средства мультипликации.
15. Сказка «Про щуку - золотую рыбку». Чтение и обсуждение волшебной сказки «Про щуку - золотую рыбку», определение её особенностей. Сказки о рыбах.
16. Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси того – не знаю чего». Чтение и обсуждение волшебной сказки «Пойди туда – не знаю куда, принеси того – не знаю чего», определение её особенностей.
17-18. Игра «Рисуем сказку». Путешествие по русским сказкам.
19. Сказка «Рыжутка». Чтение и обсуждение волшебной сказки «Рыжутка», определение её особенностей. Сказки о коровах.
20. Сказка «Крошечка-Хаврошечка». Просмотр и обсуждение волшебной сказки «Крошечка-Хаврошечка», определение её особенностей. Сказки о коровах.
21. «Путешествие в волшебную сказку». Просмотр репродукций картин русских художников, иллюстрации в книге и их роль в понимании сказки.
22-23. Русская народная сказка «Лягушка-царевна». Просмотр и обсуждение волшебной сказки.
24. Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка». Чтение сказки, создание книжки-малышки.
25. Мульт-час. Просмотр сказок разной тематики и видов. Как сказочные животные изображены в мультипликационных фильмах. Выразительные средства мультипликации.
26. Библиотечный урок «В мире книг». Роль книг в жизни людей.
27-28. Театр-сказка. Инсценировка сказок.
29. «Сочиняем сказку». Сочинение сказки.
30. «Книга сказок». Создание книги сказок.
31. Библиотечный урок «Книга – твой друг».
32. Экскурсия в Сельскую библиотеку. Просмотр книг для детей младшего школьного возраста в сельской библиотеке.
33. Мастерская «Книжкина больница». Беседа о бережном отношении к книгам, мелкий ремонт детских книг в библиотеке.
34. «Что за прелесть эти сказки». Подведение итогов за год, награждение самых активных учащихся призами.
Формы и средства контроля
Конструирование поделок из бумаги, лепка из пластилина, создание книжки- малышки, сочинение авторских сказок, оформление «Книги Сказок», рисование, оформление стенгазеты, отгадывание кроссвордов, проведение викторин, пересказ сказок.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
рабочей программы:
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер;
2. Проектор;
3. Интерактивная доска;
4. Интернет.
Учебно-методического обеспечение:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011
2. «Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
3. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995
4. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009
5. «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
6. Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992
7. Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.
8. Диск «Родная речь» аудио. 1-2 класс.
9. Презентации.
10. Интернет сайт: http://viki.rdf.ru/
11. Интернет http://www.proshkolu.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.