Проектная работа "Городецкая роспись"
Оценка 4.8

Проектная работа "Городецкая роспись"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
13.12.2020
Проектная работа "Городецкая роспись"
Пошаговое описание выполнения проекта по созданию городецкой росписи
городецкая роспись.doc

 

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся закрытого типа».

 

 

 

Проектная работа:

«Чудо – конь»

 

 

 

 

Работу выполнил: Багуманов Ринат 16 лет.

 

Руководитель работы:

 Прохоренко Наталья Сергеевна

 педагог доп. образования

 

 

2019 год.

 

 

Содержание

 

Актуальность проекта…………………………………………………………3    Цель и задачи проекта…………………………………………………………3

Историческая  справка………………………………………………………...3

Процесс и этапы городецкой росписи………………………………………..4

Мотивы и композиции………………………………………………………...4

Материалы и инструменты для работы………………………………………4

      Последовательность изготовления изделия………………………………….5

Экологическое   обоснование проекта………………………………………..7

Экономическое  обоснование проекта………………………………………..7

Самооценка…………………………………………………………………… .8

Литература……………………………………………………………………...9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта.

С самого раннего детства я очень люблю рисовать, и меня всегда интересовало, как великие мастера создавали и продолжают создавать неописуемой красоты шедевры. В кабинете дополнительного образования я видел кухонную утварь, украшенную удивительными узорами. Никогда не задумывалась о технике выполнения этих узоров до этого дня. Больше всего понравились элементы городецкой росписи. Мне конечно же, самому захотелось попробовать выполнить композицию из элементов городецкой росписи. А самое главное, что после изучения данного промысла мне будет легче освоить технологию любой другой росписи, потому что все расписные промыслы объединены общепринятыми приемами кистевой росписи.

 

Цели: Ознакомление с историей возникновения городецкой росписи. Самостоятельное выполнение городецкой росписи.

 

Задачи:

1.Получить  знания о технологии и стилистике данного промысла, обучиться необходимым приёмам работы.

2. Познакомиться  с палитрой, стилем, мотивами, элементами  и композицией росписи.

 

Истории возникновения городецкого промысла.

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Почему же роспись назвали гродецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий. Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

 

Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов:

 

 1. Выполнение крупной кистью замалевка  (подмалевка) основных цветовых пятен.

2. Нанесение тонкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой (т.е. прорисовка деталей).

3. «Оживка» мотивов белилами или другими цветовыми тонами Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами.

 

Мотивы и композиции городецкой росписи

 

Палитра городецкой росписи красочна и разнообразна, все цвета яркие, весёлые. Зелёный, жёлтый, синий, голубой, красный, розовый, коричневый цвета. Картинки росписи сюжетны, а сцены ее чаще всего происходят на природе или в интерьере. Как правило, это конные и пешие прогулки, катания на тарантасах, застолья или посиделки. К наиболее распространенным цветочным мотивам относятся розы и купавки с симметричными листьями. Животный мир чаще всего представляют конь и птица. Ну и, конечно же, традиционный сюжет - «древо жизни» - которое олицетворяет собой всю природу. На сегодняшний день в городецкой росписи существует три вида композиций:

-цветочная роспись,

-цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы

-сюжетная роспись.

 Я выбрал цветочную роспись с добавлением изображения коня.

Конь будет внутри цветочной гирлянды. Кстати, конь и петух символизируют солнце и пожелание счастья.

Необходимые материалы

-Подготовленная доска;

-Простой карандаш;

-Ластик;

-Гуашь;

-Емкость для воды;

-Бесцветный лак.

Последовательность изготовления изделия.

 

Простым карандашом делаем  наброски рисунка (конь  и цветы) на досточке, процесс росписи начинаем с коня.

 Переходим к росписи более мелких деталей

 

 

 

 

Прорисовываем мелкие детали, белой краской делаем оживку.

 

Когда гуашь высохнет, необходимо фанеру покрыть бесцветным лаком.

Вот что у нас получилось!

 

 

 

 

 

Экономическая оценка

При проектировании изделий нельзя забывать о его стоимости. Поэтому нужно учитывать экономичность расхода материалов, объем работы, ценность отделки, украшений и дополнений. 

Чтобы узнать затраты, я подсчитал, какие материалы, и в каком количестве мною были затрачены.

№ п./п.

Наименование материалов

Цена за ед.

измерения в руб.

Расход

материала

Затраты на

материал в руб.

1

доска

50 руб.

50 руб.

2

гуашь

100 руб.

0,25 банки

25 руб.

3

Лак на водной основе

100 руб.

0,1 бут.

10 руб.

4

Кисти худож.

25 руб.

2 шт.

50 руб.

Итого:

135 руб.

 

Вывод: затраты на проект получились очень низкие, стоимость данного товара в магазине я не знаю, так как подобного не встречал. Но считаю, что мое изделие не менее красивое и гораздо экономичнее тех, что продаются в магазинах.

 

Экологическая оценка

Судьба Природы – наша судьба, потому что организм человека находится во взаимодействии с окружающей средой. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение приведут к гибели природы.

При изготовлении своего изделия, я не загрязнил окружающую среду, так как от него не было отходов.

Роспись по дереву- экологически чистое производство:

- практически безотходное производство;

- при работе  не выделяются вредные вещества, для организма человека. Для покрытия изделия я использовал лак на водной основе состав которого отличается высокой экологичностью и практически лишен запаха.

С его помощью можно выполнять работу на свежем воздухе и внутри помещений.

 

 

 

 

Самооценка

 

Решение проблемы низкой популярности и забывания многих народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства возможно путём не только целенаправленного обучения технологии какого-либо вида народного декоративно-прикладного творчества в традиционной сфере, но также и путём нахождения новых актуальных в современном мире областей их применения.

В результате своих исследований я узнал историю возникновения городецкой росписи, ее основные элементы. А самое главное я сделал первые шаги в освоении техники выполнения данной росписи. Теперь я могу не только сам изготовить, но и расписать изделие, а так же научить других. Городецкая роспись подтолкнула меня на путь овладения этим художественным ремеслом и приемами кистевой росписи. С огромным удовольствием я буду отрабатывать эти приемы и при изучении других видов народного промысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

1. Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. - №3. – С. 44–45.

2. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю.С. Осипов; под ред. Ю.С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 561с.,

3. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования

[Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.,

4. Чуянов, С.П. Городецкие праздники / С.П. Чуянов. - Н. Новгород, Ч/96 Арника, 1995.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся закрытого типа»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся закрытого типа»

Содержание Актуальность проекта…………………………………………………………3

Содержание Актуальность проекта…………………………………………………………3

Актуальность проекта. С самого раннего детства я очень люблю рисовать, и меня всегда интересовало, как великие мастера создавали и продолжают создавать неописуемой красоты шедевры

Актуальность проекта. С самого раннего детства я очень люблю рисовать, и меня всегда интересовало, как великие мастера создавали и продолжают создавать неописуемой красоты шедевры

Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались

Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались

Подготовленная доска; -Простой карандаш; -Ластик; -Гуашь; -Емкость для воды; -Бесцветный лак

Подготовленная доска; -Простой карандаш; -Ластик; -Гуашь; -Емкость для воды; -Бесцветный лак

Прорисовываем мелкие детали, белой краской делаем оживку

Прорисовываем мелкие детали, белой краской делаем оживку

Экономическая оценка При проектировании изделий нельзя забывать о его стоимости

Экономическая оценка При проектировании изделий нельзя забывать о его стоимости

Самооценка Решение проблемы низкой популярности и забывания многих народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства возможно путём не только целенаправленного обучения технологии…

Самооценка Решение проблемы низкой популярности и забывания многих народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства возможно путём не только целенаправленного обучения технологии…

Используемая литература. 1

Используемая литература. 1

Проектная работа "Городецкая роспись"

Проектная работа "Городецкая роспись"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2020