Проектная работа на тему:
Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей по родному языку.
Выполнила:учитель Камско Устьинского района
МБОУ «Затонская СОШ имеи В.П.Муравьёва»
Даминова Миляуша Рашидовна.
2020 год
«Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод»,
- В. А. Сухомлинский .
Введение:
Любому обществу нужны
одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить
способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться
основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия,
стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной
скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке,
они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы
на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не
много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется
различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и
мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее
полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе
особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую,
полную сил звезду.
Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность».
Определение одарённости
ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и
опросом родителей, учителей, сверстников.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких
(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые
проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне
наблюдения за характером его действий.
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик:
интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креатив-ности и
настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит
интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только
такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
(Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы
детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:
1) высокий интеллект - высокая креативность;
2) высокий интеллект — низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект — высокая креативность;
4) низкий интеллект — низкий уровень креативности.
Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем
интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная
уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая
активность.)
Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.). Предлагаю более приемлемую в нашей школе – виды одарённости по видам деятельности.
При работе с одаренными
детьми необходимо учитывать следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня
интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении
знаний, необходимо вести специальную работу;
- .работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись
только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо
развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе
целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются
объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их
и помочь самореализоваться.
Одаренные дети – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь
же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют
развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются
в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в
физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк),
застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая
мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
Одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми — создание условий,
стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных
детей
1. Создать систему выявления одаренных детей:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск
истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные
задания,
— предпрофильное и профильное обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с
внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших
классах,
4.Общеразвивающие мероприятия— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады.
Задача перед учителем стоит не из легких: увидеть такого ребенка, определить его способности, создать для него условия развития, помочь ему реализовать себя. Примером универсального поиска таких талантов могут служить предметные недели.
Предметные недели – достаточно традиционная часть внеучебной деятельности, привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в математической, либо в иной другой области учебной деятельности.
Предметная неделя в нашей школе – это одна из форм работы со способными детьми, средство мотивации и развития творческих и интеллектуальных способностей школьников. Именно предметные недели дают возможность выявить детей, у которых высокий уровень интеллектуальных способностей, развить их во внеурочной и внешкольной деятельности, дать реализоваться на конференциях, конкурсах и олимпиадах школы, города, области. В этом смысле недели можно сравнить с неким марафоном с элементами спортивного В рамках планирования учебно-воспитательной работы в школе составляются годовой план проведения предметных недель и план мероприятий, проводимых в рамках каждой предметной недели.
Поиску одаренных детей помогает математическая предметная неделя, в рамках которой проводятся олимпиады, турниры. соревнования, где каждому дадут шанс блеснуть, стать замеченным.
Ежедневно соответственно теме дня вывешиваются материалы (стен-газеты), рейтинги олимпиад, турнирные таблицы. В заключение предметной недели подводятся итоги, самым активным учащимся вручаются грамоты.
Цель Предметной недели:
Повысить уровень развития учащихся, формировать и поддерживать у учеников интерес к предмету.
Задачи Предметной недели :
· расширить кругозор по вопросам, касающимся, истории языка, занимательных литературных задач, софизмов и т.п.;
· углубить представление учащихся об использовании сведений из литературы в повседневной жизни;
· показать ценность литературных знаний в профессиональной деятельности; связь литературы с другими науками.
· воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом;
· выявить учащихся с организаторскими способностями
· способствовать развитию личностных качеств учащихся, сближению учеников и учителей.
План Предметной недели:
Мероприятия
Сроки
1.
Торжественная линейка. Открытие Недели. Объявление плана Недели.
Понедельник
2.
Игра «Звездный час» для 9-11 классов
Вторник
3.
Викторина для знатоков родного(татарского) языка
Среда
4.
Конкурс литературных газет (выпускают все классы одновременно в школе по заранее объявленным темам)
5 и 6 классы – Иллюстрации сказкам Г.Тукая
7 класс – В мире сказок
8 класс – Литература и музыка
9 класс – В мире прекрасного
10 класс – Литература и природа
11 класс – Родной(татарский) язык в профессиях
Четверг
5.
Литературная викторина для 5-7 классов
Пятница
6.
Линейка-закрытие с награждением победителей и активных участников недели
Суббота
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать, учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Список литературы:
1. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей. М., 1999.
2. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. М., 1998.
3. Программа «Одаренные дети». Журнал «Завуч» №5 2005 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.