Проектная работа в процессе обучения иностранному языку
(Доклад)
Выполнила: учитель иностранных языков
Омарова Зульфия Бадрудиновна
Январь, 2019 год
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению становится неконкурентноспособной в современных условиях. Перед учителями стоит задача формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия.
Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной деятельности учащихся.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения. Проектная деятельность – совместная учебно-позновательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направлена на достижение общего результата деятельности.
Что такое проект?
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследование (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой, видеосъемки и конструирование, презентации.
Основные принципы проектной работы.
1. Вариативность
а) Она предполагает индивидуальную, парную и групповую форму работы.
б) Что касается текстов, то они могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы.
2. Решение проблем
Проблемы заставляют детей думать, а, думая, они учатся.
3. Когнитивный подход к грамматике.
Не все ученики легко усваивают правила и структуры. Главная задача – научиться пользоваться ИЯ, и школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры.
4. Учение с увлечением
Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Поэтому важно включить в УП игры, шутки, задачи.
5. Личный фактор
Ребятам представляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах и т. д.
6. Адаптация знаний.
Нельзя предлагать учащимся задание, которое он не может выполнить. Задания должны быть соответствовать уровню обучения.
Возможные проблемы
При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем
1. Организация. Проекты требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т.д.
2. Мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса.
3. Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, (отсутствие интереса, мотивации и др.)
4. Трудности в создании успешно действующих групп. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Проблемы внутри группы решают сами учащиеся.
Работа над проектом включает следующие этапы
1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение, выбор способов.
3. Самообразование и актуализация знаний при консультации учителя.
4. Придумывание хода деятельности, распределение обязанностей при работе в группе.
5. Исследование, решение конкретных задач.
6. Обобщение проекта.
7. Реализация проекта.
8. Анализ успехов и выводы.
В проектной работе важен не только результат но и сам процесс. Функции учителя при работе учащихся над проектом следующие:
- помогает ученикам в поиске нужной информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий над проектной методикой:
- повышение уровня активности школьников и качества знаний;
- интеграция между предметами различных образовательных областей;
- профессиональное самоопределение учащихся.
В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок определяет, что будет содержать проект, в какой форме, и как пройдет его презентация.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
Литература:
1. Н.В.Ширина, «Проектная деятельность учащихся», «Учитель», 2006 год.
2. «Иностранные языки в школе» №5, 2003, стр. 37-42
3. . «Иностранные языки в школе» №4, 2006, стр. 63-70
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.