Проектная работа "Влияние типа темперамента обучающихся на успешность учебной деятельности"
Оценка 4.7

Проектная работа "Влияние типа темперамента обучающихся на успешность учебной деятельности"

Оценка 4.7
doc
14.04.2021
Проектная работа "Влияние типа темперамента обучающихся на успешность учебной деятельности"
проект.doc

Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение имени  И.А.Домбровского

 

 

Исследовательская работа

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Научный руководитель:                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Каргат, 2021

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ТИПАХ ТЕМПЕРАМЕНТА…………………………..4

 2. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ…………………………………………………………………5

2.1.Сангвиник…………………………………………………………………………………….5

2.2.Холерик……………………………………………………………………………………….5

2.3.Меланхолик…………………………………………………………………………………..6

2.4.Флегматик…………………………………………………………………………………….7

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ 9б КЛАССА…………...7

4. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……8

Заключение……………………………………………………………………………………...10

Список литературы……………………………………………………………………………..11

Приложение …………………………………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

            Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! От рождения человек обладает определенными, присуще только ему психологическими свойствами. Шансы на успех в деле повышаются, если человек выполняет работу, которая соответствует его способностям, интеллектуальному уровню, личностным особенностям и интересам, если данная работа нравится ему. В случаи если человек вынужден выполнять работу, которая ему не интересна или даже неприятна, то это верный путь к повышению утомляемости, неудовлетворенности, к постоянному ухудшению здоровья и психического самочувствия.   Действительно, почему мы  по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся?.     Мы задумались над  этими вопросами и решили провести исследование «Влияние темперамента на успеваемость и взаимоотношения учащихся».                                              Цель работы  - выяснить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности обучающихся.                                                                                                Объект исследования: обучающиеся 9б  класса.                                                 Предмет исследования: типы темперамента обучающихся,  табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности.                                                                                                  Задачи:

·         изучить литературы по данному вопросу;

·         провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников, используя  психологический тест Айзенка.

·         обработать анкеты, определить типы темпераментов  у наших одноклассников.

·         систематизировать данные, сделать выводы.                                                    

Методы исследования: описательный, сравнительно- сопоставительный и статистический.

 

 

 

 

1.      Исторические сведения о типах темперамента

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента обратимся к истории. Слово «темперамент» (лат. temperamenty) -  древнегреческое, и буквально оно обозначает «надлежащее соотношение частей». Откуда такое странное название?          Оказывается, родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V- IVвв. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре жидкости.                                                                                                 Если преобладает кровь («сангвис» по латыни), то темперамент сангвистический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности неудачи.                                                                                                                                  Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменной настроения.                                                                                                                          Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.                                  Если преобладает черная желчь («меланхоле»), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.                     Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Дав,  в общем,  правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.                                          Лучшее изображение темпераментов дано И. Кантом в 1798 году. Считается, что в новое время психологические характеристики темпераментов впервые им обобщены и систематизированы в «Антропологии». Кант рассматривал темперамент как проявление способности души чувствовать и действовать. По Канту темпераменты делятся на темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К темпераментам чувств относятся легкокровный (сангвинистический) и тяжелокровный (меланхолический). Это разделение осуществлено на основании различия в протекании чувств, а не в наклонности к радости или печали. Темпераменты деятельности делятся на теплокровный (холерический) и холоднокровный (флегматический). Считается, что Кант заложил основу психологической интерпретации темперамента.

Основу для разработки действительно естественнонаучной теории темперамента создало учение Ивана Петровича Павлова «О типологических  свойствах нервной системы человека и животных».  Он выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип  — сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения — холерический темперамент);

4) слабый тип  — меланхолический темперамент.

2. Типы темпераментов

2.1.  Сангвиник

Человек с сильной уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать настроение. Он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает. Он любит новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Легко переживают неудачи. В работу включается быстро. Однако, если дело требует терпения, может отступить как и утратить интерес. У сангвиников хорошая работоспособность. Ему по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Целеустремлен постоянно добивается своей цели.. Сангвиник способен преодолевать высокие интеллектуальные нагрузки. Неудачи и ошибки его не расстраивают. В сложной обстановке эффективно руководит людьми, действует уверенно, увлекает личным примером. Умеет формировать в коллективе атмосферу заинтересованности, всеобщей радости, оптимизма. Он резко реагирует, когда его поучают. На грубость может ответить грубостью. В стрессовых условиях может вести себя беспечно, неосмотрительно, отдавая не до конца продуманное распоряжения.

2.2.Холерик

Нервные процессы холерика отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Поэтому он вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Это люди целеустремленные, отважные. Самой природой они предназначены быть войнами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом героями - героями и рыцарями. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет.

2.3. Меланхолик

Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность,  поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование, опасность и т.д.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Отличаются высокой эмоциональной чувствительностью повышенной ранимостью. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный тревожный взгляд. Стремиться быть в «тени.  Обладает негромкой речью. Склонен к внутренним переживаниям, Быстро утомляется,  погружен в свой мир переживаний, мыслей, обладает высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен.у него могут возникнуть невротические расстройства. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок, однако в спокойной,  привычной обстановке может успешно справляться с жизненными ситуациями. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается, переменны мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно в конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей.                                                                                            Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивость и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным

2.4. Флегматик

Человек с сильной, уравновешенной, но неподвижной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно (трудно рассердить, развеселить);  Флегматики замкнуты, терпеливы, миролюбивы. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, Прочно запоминает все усвоенное, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроении стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

3.      Исследование типов темперамента учащихся 9-б класса

         Каждый тип темперамента природно обусловлен. Его трудно изменить на противоположный. В последнее время появилось множество всевозможных тестов, опросников. Нами  был проведен тест на определение темперамента в 9 б классе (см. приложение 1).  Этот тест был разработан английским психологом  Г. Айзенком. На его создание ушло несколько десятков лет.

            Инструкция: тест  включает в себя 57 вопросов. Необходимо дать однозначные ответы («Да» - «Нет»). Чтобы получить объективные результаты, нужно работать быстро, не тратя много времени на обдумывание тестов, так как наиболее важна первая реакция испытуемого.

            Для обработки результатов надо по каждому показателю посчитать сумму баллов: за каждый ответ, совпадающий с «ключом» (см. приложение 2), начисляется 1 балл. Затем отложить на схеме Айзенка (см. приложение 1) полученные результаты по горизонтальной и вертикальной шкалах. После проделанной работы соотнести тип темперамента ученика с его успеваемостью.

В результате проведения теста в 5а классе было выявлено, что в классе преобладают все типы темперамента. У 10 учащихся выявлен холерический тип темперамента, 2 учащихся – сангвинический тип,  1 учащегося – флегматический тип темперамента, а у 5 – меланхолический тип темперамента.

 

 

Из диаграммы видно, что большинство учащихся 10 человек (56%) – холерики.

 

 

4.      Влияние темперамента на успешность учебной деятельности

Для того, чтобы определить влияет ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростка была изучена и проанализирована успеваемость 9б  класса. Исследовав успеваемость 9б класса за год, рассчитав средний балл,  условно разделив детей на «высокоуспевающих» (4,5 – 5 баллов) -  4 чел. (22,2%), «среднеуспевающих» (3,5 -4,4) -  11 чел. (61 %), «слабоуспевающих»  (2,5-3,5) – 2 чел.(11,7%).

            Из анализа видно, что из 10 холериков – 2 отличника, 6 хорошистов и 2 троечника.

Таким образом, суммируя результаты исследовательской работы, я выяснил, что успешными в обучении  являются учащиеся с разными типами темперамента.  Однако,  представители одинаковых темпераментов ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. То есть у каждого  из них выработался  свой индивидуальный стиль деятельности. Таким образом,   я пришел к выводу о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту.

            Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики. 

   В ходе исследования было выявлено, тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.

            Следует помнить, что деление людей  на четыре вида темперамента очень условно, существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента. В темпераменте каждого ребенка  есть свои индивидуальные особенности, которые нельзя  отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуальными, т.е. присущими только данной личности. Отнести человека к тому или иному темпераменту можно лишь по преобладающим  чертам. Не надо забывать и о том, что «хороших» или «плохих» темпераментов не бывает, что на базе любого темперамента можно воспитывать у себя любые черты личности.

       Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому  на себя, понять, как особенности темперамента влияют на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы, изменить отношение к себе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990.

2.      Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984

3.       http://www.wikiznanie.ru/ru wz/index.php/Типы_темпераментов_по_Павлову

4.      http://testoteka.narod.ru/lichn/1/20.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Личностный опросник Г. Айзенка (определение темперамента)


Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся особенностей вашего поведения. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым суждением. Над ответами долго не задумывайтесь, но обязательно отвечайте. 

Текст опросника

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, поискам приключений, смене обстановки? 
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могут вас ободрить или утешить? 
3. Вы считаете себя человеком беспечным, беззаботным? 
4. Очень ли вам трудно сказать кому-то «нет»? 
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать? 
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания? 
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? 
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не задумываясь? 
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастливы, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 
10. Упорно ли вы спорите, до конца отстаивая свою точку зрения? 
11. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпатичным представителем противоположного пола? 
12. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку? 
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения? 
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить? 
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми? 
16. Легко ли вас обидеть? 
17. Любите ли вы часто бывать в компании? 
18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других? 
19. Верно ли, что вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы? 
20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато близких вам? 
21. Часто ли вы мечтаете? 
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же? 
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины? 
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны? 
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании? 
26. Можете ли вы сказать, что у вас часто нервы бывают натянуты до предела?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым? 
28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше? 
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей? 
30. Вы иногда сплетничаете? 
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову? 
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить у людей? 
33. Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте? 
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания? 
35. Бывают ли у вас слабость и головокружения? 
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки? 
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают, насмехаются друг над другом? 
38. Раздражительны ли вы? 
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий? 
40. Верно ли, что нередко вам не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? 
41. Вы ходите медленно, не спеша? 
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или в школу (на работу)? 
43. Часто ли вам снятся кошмары? 
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком? 
45. Бывают ли у вас сильные головные боли? 
46. Вы бы чувствовали себя несчастным, если бы длительное время были лишены общения с людьми? 
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком? 
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся? 
49. Можете ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек? 
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи? 
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? 
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию? 
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь? 
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 
56. Любите ли вы шутить? 
57. Страдаете ли вы от длительной бессонницы? 

Обработка данных.

При совпадении ответов с ключом начисляется один балл. Подсчитайте сумму баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности. 

Показатель А (искренность ответов) 

Присвойте балл каждому ответу "Да", за №№ 6, 24, 36. 
Присвойте балл каждому ответу "Нет", за №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54. 

Если по шкале А получено более 4 баллов - результаты считаются недостоверными, так как ответы были неискренни.

Показатель Б (экстраверсия, степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям) 

Присвойте балл каждому ответу "Да", за №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56. 
Присвойте балл каждому ответу "Нет", за №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. 

Показатель В (нейротизм, степень эмоциональной чувствительности, озбудимости) 

Присвойте балл каждому ответу "Да", за №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. 

Интерпретация результатов

Флегматик 
- сумма по показателю Б - от 0 до 12 и по показателю В - от 0 до 12
Меланхолик - сумма по показателю Б - от 0 до 12 и по показателю В - от 12 до 24
Сангвиник -  сумма по показателю Б - от 12 до 24 и по показателю В - от 0 до 12
Холерик  сумма по показателю Б - от 12 до 24 и по показателю В - от 12 до 24

 

 

Круг Айзенка (EPI).png


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение имени

Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение имени

ВВЕДЕНИЕ Личность человека неповторима!

ВВЕДЕНИЕ Личность человека неповторима!

Айзенка. · обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников

Айзенка. · обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников

Гиппократ не мог дать научного их обоснования

Гиппократ не мог дать научного их обоснования

У сангвиников хорошая работоспособность

У сангвиников хорошая работоспособность

Меланхолик застенчив, нерешителен, робок, однако в спокойной, привычной обстановке может успешно справляться с жизненными ситуациями

Меланхолик застенчив, нерешителен, робок, однако в спокойной, привычной обстановке может успешно справляться с жизненными ситуациями

Инструкция: тест включает в себя 57 вопросов

Инструкция: тест включает в себя 57 вопросов

Таким образом, суммируя результаты исследовательской работы, я выяснил, что успешными в обучении являются учащиеся с разными типами темперамента

Таким образом, суммируя результаты исследовательской работы, я выяснил, что успешными в обучении являются учащиеся с разными типами темперамента

Они являются именно индивидуальными, т

Они являются именно индивидуальными, т

Проектная работа "Влияние типа темперамента обучающихся на успешность учебной деятельности"

Проектная работа "Влияние типа темперамента обучающихся на успешность учебной деятельности"

Приложение 2

Приложение 2

Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову? 32

Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову? 32

Личностный опросник Г. Айзенка (определение темперамента)

Личностный опросник Г. Айзенка (определение темперамента)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021